Во время боевых действий на Донбассе очень быстро выяснилось, что доставшаяся в наследство еще от Советской армии легкобронированная и автомобильная техника мало приспособлена для боевых действий, где отсутствует, по сути, линия фронта и нападение может произойти с любого направления. Из-за недостатка средств и просто ввиду значительной инертности, а часто и просто недалекости командования украинских силовых структур инициатива по защите БТР, БМП, автомобилей и другой техники, что называется, пошла снизу.
Личный состав, работники всевозможных ремонтных предприятий в меру своего понимания того, как можно защитить технику, начали самостоятельно вести работы в этом направлении.
Так николаевский тепловозоремонтный завод стал дооборудовать автомобили и бронетранспортеры. Самыми последними образцами боевой техники, на которые обратили внимание самодеятельные модернизаторы, стали реактивные системы залпового огня БМ-21 "Град".
На заводе было решено защитить, прежде всего, двигатель и топливный бак. По мнению рабочих, которые, похоже, создают свое детище вообще без чертежей, если "Град" попадет в засаду, то они, хотя бы, смогут выехать на целом двигателе. На устаревшем "Урале-375", который является базой улучшаемого БМ-21, используется пожароопасный бензиновый мотор. Все нововведения сделают машину тяжелей на 700 кг.
Можно только предполагать, насколько на самом деле окажется защищенным этот "Град", никакие испытания, по всей видимости, не проводились, и надежность такой "брони" можно будет проверить только в бою.
Дмитрий Лемешко