"Родина - Русь дивная!" Очерк о поэзии Терентiя Травнiка.

Путешествия по родной земле помогают поэту лучше узнать и изучить историю своей Родины – России, самобытный уклад жизни человека, живущего здесь. От этого ещё больше приумножается его любовь – любовь поэта к Родине. «Сотни километров исхоженной России – фото, видео-встречи, беседы, дневники – открытия и тайны. Замираю, вглядываюсь и вижу десятки, нет теперь уже сотни, написанных музыкальных произведений, стихов, очерков, картин. Я всегда возвращаюсь из странствий немного другим. Когда-нибудь я обязательно расскажу в своих книгах то, что меня многие годы вело по тайным тропам Руси. Что нашел, понял, потерял», – поделился впечатлениями Травнiкъ, вернувшись из путешествия.

 
В своих путешествиях, где бы ни был поэт, он находится в постоянном общении с людьми, с простыми жителями нашей глубинки. «Я по отчеству – Глубиныч. Ох, и много же родни, – произносит он с улыбкой, – вот и появилось у Терентiя отчество».
 
Там, в российской глубинке сохранился русский дух, «там Русью пахнет» – там духовный центр России, душа и сила земли русской – кладезь духовной силы и вдохновения для сердца поэта, которое напитывается благодатью родного края и рождает живительные строки своих стихотворений.
 
Родина – Русь дивная –
 
Тридевять земля!
 
Здесь рожденьем схиму я
 
Принял от тебя.
 
Облачился в мантию
 
Золотых полей…
 
Понятие Родины многогранно в поэзии Т.Травнiка, как и сам поэт. В стихотворении «Родина» Терентiй раскрывает эту многогранность и многослойность от «деревенского плетня» и «изб с задраненною крышей», до «кителя и гимнастёрки», «ворожбы и кистеня» – «всё это Родина моя». Это понятие распространяется далеко за пределы означенных границ России:
 
Ещё скажу: от Солнца – третья,
 
С названьем в пять букв – Земля,
 
Одна шестая часть от суши –
 
Всё это – Родина моя!
 
Из дневника поэта:
 
«С чего начинается Родина?» – какой верный и важный вопрос, какие замечательные слова, какая удивительная песня! А, действительно, с чего же она начинается? Вопрос каждому из нас и ответ – для каждого из нас… Мне, обращающегося в своих произведениях к этой теме, может, как никому другому, необходимо это понимать. Как часто я произношу эти слова не только в своих путешествиях или в минуты уединенного отдыха, но и в любой иной выразительной, эмоциональной ситуации. Сколько ответов я перебрал, сколько прекрасных мгновений были мною поставлены ответами на этот значимый вопрос и все казались верными, все подходящими, все отвечающими, но не до конца. Почему-то всегда оставалось состояние в душе, которое подсказывало мне, что надо еще подумать, надо еще что-то осмыслить. Не знаю, как это выразить, но как-то я отметил, что ответ, получаемый на этот вопрос в каждом моем возрасте немного иной, видимо дополняемый новым, обретенным с годами опытом, он изменяется. Что-то неизменно, а что-то привносится, но общность в понятиях Родины все равно сохраняется. Так все же с чего начинается Родина? С «картинки в твоем букваре», с хороших друзей, с песни мамы... или со всего этого сразу и с чего-то еще совсем иного, неуловимого?..
 
Попробуйте ответить на этот вопрос. Уверяю вас, это будет непросто, весьма непросто. Это все равно, что ответить с налету на вопрос, чем для вас являются, например, дружба, вера, счастье, любовь… Но речь сейчас не об этом, речь сейчас о Родине: о доме, о семье, о стране,.. а может о земле или о Земле?.. Может и о Земле, но сначала о Родине, ведь вопрос прозвучал именно так: с чего начинается Родина? Замираю… вдумываюсь, вслушиваюсь, всматриваюсь, ищу, ищу ответ… Вчитываюсь в написанные стихи, свои, чужие, многие об этом и многие с ответами. Так почему так сложно ответить на этот вопрос? Может потому, что ты здесь, ты на Родине, ты в ее любви, ты в ее началах?..
 
Эмиграция, ностальгия… Спрашивал у друзей, покинувших Родину, «пересаженных», как они сами себя называют. Спрашивал, и мне отвечали, отвечали глубоко, и часто похожее было в их ответах. Отвечали, вспоминая детство, первые яркие детские впечатления: мама, папа, двор, школа, игры… и всё в детстве. На этом часто рассказ обрывался, но становилось понятным, что Родина начинается с чего-то важного в детстве. А может она с него и начинается? Со всего, что происходит с нами в нашем детстве?
 
И тут я понимаю, понимаю внезапно, как озарение касается меня это понимание, понимаю, что не просто в детстве, а то, что впервые с нами происходит и – в детстве. Неужели это так, неужели первые впечатления, первая встреча детской открытой души, души неискаженной правилами взрослой жизни, ее условностями и есть то, с чего и начинается для каждого из нас своя Родина? Если это так, то любое счастливое, яркое, полное чистых переживаний воспоминание из детства и есть тот ручеек, то начало, точнее, одно из главнейших начал, которые много позже сливаются воедино и образуют в каждом из нас ту прекрасную, широкую реку, которую мы и называем Родиной и которая нас несет в своих водах Жизни… Может поэтому так важен этот, часто задаваемый вдумчивой душой вопрос. А теперь скажу по-другому: с чего начинаешься… ты? Не с Родины ли? А Родина, твоя Родина? Не с тебя ли… в детстве?
 
Лето 2004 года
 
Свою удивительную и искреннюю любовь к Родине поэт выражает высокой гражданской позицией по отношению ко всему происходящему в России, отражая своим творчеством эпоху своего времени. «Лихие» годы начала 90-х XX столетия, когда разваливался Советский Союз, всю свою боль за неразбериху и бандитизм, накрывший страну с головой, когда «открылись границы» и грязным потоком хлынула нечисть разврата и вседозволенности, Т.Травнiкъ выразил в стихотворении, написанном в двадцать семь лет. Впоследствии это стихотворение стало знаменитой песней «Владимирка», нередко исполняемой и сегодня молодыми певцами и бардами, да и просто любителями поэтического слова в музыке. Читаешь о тех временах двадцатилетней давности и невольно окунаешься в атмосферу тех дней, где «каждый день здесь Христос распинается вновь», где все покупается и продается: «литр водки – две «кати», а душа – ни шиша». Времена застоя превратились в застольные времена – «утром пьют, днём блюют, ну, а руки хоть в перстнях, да под камнями – кровь». И только «оглохший звонарь, превратившись в язык… в колокольном вопле решил умереть, чтоб озябшую Русь своей смертью согреть». Горько читать строки, обращённые к «лапотнику русскому, дворянину с топором»:
 
Эй ты, лапотник русский, дворянин с топором
 
С беспредельной душою, да заштопанным ртом –
 
Под Смоленском – ограблен, под Рязанью убит
 
И в проваленной яме под крестом пьяный спит.
 
Какой он, юный Травнiкъ? Как откликалась его молодая душа на жизнь? В те годы поэт не расставался с гитарой. Им были написаны сотни песен. Как вспоминает сам Травнiкъ «…стихов я не писал, а все отдавал во власть музыки. Так и говорил – написал не стихотворение, а песню. Пишу слова, а слышу, как они поются, как звучат в мелодии. Стихи не все поются, а если быть точным, то у стихов своя внутренняя мелодия, а что поется, то рано или поздно становится песней. Если попадется в руки талантливому композитору, то станет замечательной, а то и великой песней. И если уж песня появилась, то стихотворение, как произведение искусства исчезает. Попробуйте и прочитайте после услышанной песни стихами произведение Владимира Высоцкого, ну, например, «если друг оказался вдруг…» или процитируйте песню Андрея Макаревича. Получится нараспев. Не звучат стихи уже, но… поются. Вот так и бывает в жизни со стихами, рожденными для песен. Многое перерождается в искусстве слова, но есть именно стихи и только стихи. Они не поются, их петь – запрещено, они могут только произноситься и в этом их высшее предназначение – быть именно произнесенными».
 
В 1994-м Т.Травнiкъ пишет в «Письме к Родине»: «без огня, без боли, рваная, да в пятнах, по земле по горькой ложь в цветах прошла». И совсем «не любо мне» – говорит поэт о «базарах бойких» и «ярмарках бесхозных», когда Россия превратилась вместо страны с «рыночной экономикой» в сплошной базар, и многие люди, особенно поколение 50-60-х, остались не удел – разваливались предприятия и тридцати-сорокалетние граждане: инженеры, учителя, врачи – вынужденно занялись торговлей, чтобы выжить. Поэт восклицает об увиденном:
 
Память вся исклёвана, стаей разворована,
 
А на колокольнях каждый звон, что стон.
 
Русь моя прощальная, песнь моя печальная…
 
Почему я гостем стал, там, где был рождён?
 
Во многих стихотворениях 90-х годов XX столетия, в период общественно-исторических изменений, присутствует образ поэта-гражданина, выражающего поэтическими строками своё отношение к происходящим событиям. В стихотворениях «Оловянные солдаты», «К войне в Чечне» поэт открыто выражает своё отношение к локальным конфликтам, войнам и их последствиям, терзавшим тогда Россию. В стихотворении «Русь», написанном в октябре 1993 года, поэт, точно передавая атмосферу тех лет, говорит о способности русского народа к возрождению:
 
А народ на Руси, как трава, хоть коси,
 
Только дай прорасти – всё поймёт и простит.
 
«Отгремели» лихие девяностые, но вновь «болит душа о том, что было, болит душа о том, что есть сейчас» – эти слова, из девяностых, относятся и к сегодняшней России. Страна изменилась, изменились и мы – стало больше преуспевающих, но боль и тревога за будущее любимой Родины и судьбы людские тревожат душу поэта и выливаются в его знаменитые строки, которые будут позже цитироваться многими, как вопрос к совести страны, а значит и к нашей с вами:
 
Обречена страна на смерть
 
Где детства нет и старость нища.
 
В этих двух строках выражена вся реальность жизни сегодняшней России: нищенские пенсии, на которую старики «выживают» и такие же нищенские пособия на детей, социальная незащищённость молодых специалистов и людей предпенсионного возраста. Сломан институт возрастной преемственности поколений. А ведь дети по природе нуждаются в опеке своих родителей, а родители в свою очередь нуждаются в жизненном опыте и мудрости людей старшего поколения. Вкладывая в сегодняшних детей вечные ценности любви и, закладывая в их души фундамент духовных ценностей, нравственной культуры и национальных, исконно русских традиций, воспитывая высокие чувства патриотизма к своей Родине – государство вкладывает в будущее России. Пренебрегая нуждами людей старшего поколения, мы подрываем свои корни, забываем, что именно корни дают жизнь всему дереву. Засохнут, умрут корни – умрёт и всё дерево. Иван Андреевич Крылов русский писатель и баснописец (1769-1844) дал великолепный образ свиньи, которая лакомясь желудями, бездумно подрывает корни дуба: «Лишь были б жёлуди, а корни нам не нужны…». В стихотворении «Осеннее – весной…», даже название этого стихотворения – многозначное, Т.Травнiкъ говорит что «золотая середина» только там, «где есть возможности у жизни заканчивать себя в почтенье и с вдохновеньем начинать». А пока, увы, путешествуя по дорогам России, поэт с грустью отмечает: «Я столько печали узнал от дорог, беседуя с жизнью с обочин» и «столько узнал горьких слёз, надежд и пустых ожиданий».
 
Как поэту-гражданину, Т.Травнiку свойственно чувство высокой ответственности перед своими читателями, своим народом. «И если был бы я откуда, так что искать –народный я»! В его стихотворных строках заключена редкая энергия и мужественная сила, проступает твёрдость этических ориентиров, безупречная верность высокому духовному выбору. В стихотворении «Россия, ты ли виновата», он смело, с горечью, говорит о том, что в современной России «несмышлён здесь каждый пятый, что каждый третий не у дел» и задаёт вопрос: «И кто расставил по местам весь этот совершенный срам»? В этом стихотворении буквально каждая строка имеет актуальный для сегодняшней России смысл. Поэта волнует судьба своего поколения, народа и Родины. Как-то по особенному горько звучат здесь эти привнесенные «словечки», которые поэт ни разу не использовал в своих произведениях, но здесь их выставляет, как возглас, как акультурный гротеск, как национальный позор:
 
Кто променял тебя, Россия,
 
На «вау, шоу и викэнд»?
 
Сыны твои? А впрямь, сыны ли?!
 
Кто просто уличил момент,
 
И вгрызся князем в это тело,
 
Что на себе ещё хранит,
 
То, что ценили наши деды –
 
Души народной честь и стыд.
 
Сколько праведного гнева и боли вложил поэт в каждое слово этого стихотворения, напоминая своим современникам о хранении великой ценности «души народной», её «чести и стыда».
 
Не может оставить равнодушным поэта и засорение русского языка разными иностранными словечками и словами-паразитами. В «Аналитической статье к именной выкладке» Т.Травнiкъ-публицист пишет: «Язык является безупречным индикатором всего нашего состояния, нашей душевной жизни. Грубеет жизнь, уродуется и наш язык, оскудевает наша способность чувствовать, понимать и знать. Языковая культура, понимание слова, владение им, сохранение чувства ответственности в себе за сказанное – есть направляющая для нашего существования, от коей во многом будет зависеть – пойдёт ли наше развитие благообразно и гармонично, или исказится, свернёт в другую сторону и, в конечном итоге, приобретёт отталкивающую, уродливую форму. Наш язык беднеет, а мы теряем ощущение времён тем больше, чем явственнее выражено наше стремление к грубому и примитивному слогу».
 
В этой же статье Т.Травнiкъ высказывает мысль о том, «что чем выразительнее, стройнее и богаче язык народа, тем выше его способность к развитию собственных, как культурных, социальных, так и интеллектуальных пространств». Исходя из этого понимания сохранения богатства и самобытности могучего русского языка, его выразительности, поэт своим словом стоит на страже красоты и полноты родного языка, не допуская неуважительного отношения к нему, общаясь со своим читателем словами, в которые вложены понятия вечных ценностей добра и любви. Именно высокая духовность русского слова является тем мостиком, который соединяет нас с миром горним и побуждает «выучить русский, чтоб звёздный потом без труда понимать». Да, русское слово – особое, и Травнiкъ знает об этом и передаёт нам частичку этого знания:
 
Не сравнивайте, не сравнится
 
Русскоязычие в стихах.
 
Ни с чем, ни с кем, а лишь с собою
 
Оно тягаться бы могло.
 
Всё, что исполнено любовью,
 
Любовью и защищено!
 
Какие законченные и мощные две завершающие строки! Какой красотой и поэтической ясностью дышат эти строки! В них поэт раскрывает секреты духовной силы русского слова: оно исполнено любовью – это первый секрет, но главный секрет в том, что русское слово не только исполнено любовью, оно – «любовью и защищено». Опираясь на христианскую истину, что Бог – есть Любовь, и, читая эти строки с помощью герменевтического метода, открывается глубокий сокровенный смысл этих слов: «Всё, что исполнено Богом, Богом и защищено». Сразу приходят вслед за этими строками, другие: Богом хранимая Россия – сердце православия, страна испокон века хранящая православную веру в Бога и живущая по евангельским заповедям. Развивая дальше мысль в этом направлении, открываешь и другой, более личный смысл – в очищенное от скверны сердце человеческое входит Бог и наполняет это сердце любовью, и эта любовь защищает человека от всех бед и напастей в земной жизни. Вот какие знания открыл нам Т.Травнiкъ в этих двух необъятных по смыслу строках! Теперь становится понятным откуда такое богатство и сила русского слова.
 
Литературный критик, психолог, публицист
 
Ирина Михайловна Соловьева

_____________________

Реклама

Для школьников 10-11 классов представилась уникальная возможность написать сочинение на тему если бы я был главой района. Интересно, о чем напишут школьники? Давайте вместе следить за конкурсом.


Вестник Мордовии