Выступление Главы Мордовии Владимира Волкова на августовской педагогической конференции


"У нашего педагогического сообщества стало доброй традицией встречаться в канун нового учебного года для обсуждения самых актуальных проблем образования. Вот и сегодня на конференции состоялся содержательный разговор, главной темой которого стали вопросы повышения качества образования.
Начиная с реализации национального проекта «Образование», мы направляли серьезные средства на обновление и развитие наших образовательных учреждений, повышение социального статуса педагога. При этом мы не делали различий между городской гимназией и сельской малокомплектной школой, создавали равные условия для всех детей, независимо от места проживания, материального положения семьи, здоровья и любых других возможностей ребенка. Целью всех этих вложений мы ставили создание в республике эффективной, современной, качественной системы образования, которая подразумевает гибкую систему управления, современное состояние материально-технической базы образовательных учреждений, профессионализм педагогического состава, отвечающее запросам времени содержание образовательных программ, и конечно, прочные знания учеников.
Сейчас, оценивая эффективность нашей работы, мы должны объективно посмотреть, достигли ли мы желаемых результатов по всем этим направлениям. Причем сделать анализ в разрезе каждого района, каждого учреждения и каждого педагога.
Формирование и развитие полноценной, гармоничной личности начинается с самого раннего детства. Именно поэтому первой ступенью образовательной системы определено дошкольное образование.
Качество дошкольного образования на современном этапе, прежде всего, связано с его доступностью. До 1 января 2016 года, когда по указу Президента страны В.В.Путина должна быть полностью решена проблема доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет, осталось всего несколько месяцев. Сейчас в электронной очереди стоит 705 детей. До конца года должны быть введены в эксплуатацию еще 9 новых детских садов на 1000 мест.
В Послании я говорил о необходимости развивать вариативные формы дошкольного образования, в том числе на условиях частно-государственного партнерства. Серьезной работы со стороны муниципалитетов по этому вопросу я так и не увидел. В докладе Елены Петровны прозвучали районы, где с 1 сентября заработает служба выездного воспитателя. Я не услышал среди них Ромодановского, Атюрьевского районов, где сегодня самый маленький охват детей. Еще раз напоминаю, до 1 января осталось всего 4 месяца. Задача, поставленная руководством страны, должна быть решена в срок.
Возвращаясь к вопросу эффективности, я считаю просто недопустимой ситуацию в отдельных районах, когда детские садики при наличии финансирования строятся по два-три года. А потом еще полгода оформляются документы. Это касается и таких районов как Торбеевский, Рузаевский, Лямбирский и т.д. Как можно объяснить родителям, ожидающим место в детском саду, такую картину?! Предупреждаю: ни один объект, который запланирован ко вводу в 2015 году, не должен перейти на следующий год. Сейчас этот вопрос и министру, и главам районов нужно держать на постоянном личном контроле!
Продолжая тему строительства новых объектов системы образования, хочу отметить, что 1 сентября 2015 года в городе Саранске будет открыт новый учебный корпус Республиканского лицея для одаренных детей. Имена многих наших лицеистов уже хорошо известны не только России, но и в мире.
На IX Мировой олимпиаде по астрофизике и астрономии в Индонезии воспитанник лицея Иван Утешев завоевал первую золотую медаль за всю историю выступлений российских команд на мировых олимпиадах по астрономии и астрофизике. Учитывая огромную значимость этого успеха, я на днях подписал Указ о награждении Ивана Орденом Славы Мордовии III степени.
В.В.Путин поставил перед регионами еще одну очень важную задачу, связанную с приведением инфраструктуры школ в соответствие с современными требованиями, – обеспечить обучение школьников в одну смену и перевести обучающихся из изношенных и аварийных зданий.
До конца года Правительством России будет утверждена программа по созданию новых мест в общеобразовательных организациях. В Мордовии только 4% школьников обучается во вторую смену. Это неплохой показатель по России, но мы неоднократно говорили о необходимости предоставления всем детям одинаково комфортных условий обучения. Кроме того, 116 зданий школ в республике имеют износ более 50%, 31 здание – более 70 процентов. Нужно очень активно включиться в реализацию федеральной программы и составить детальный план строительства. Еще раз внимательно посмотреть, насколько эффективно мы используем имеющиеся площади. Республиканскими министерствами образования и строительства эта задача должна быть решена очень оперативно.
Главным мерилом всех финансовых вложений в образование, безусловно, является качество знаний, полученных учениками за школьной партой. Каждый вложенный рубль должен работать на эту цель. Здесь я считаю необходимым остановиться на результатах Единого государственного экзамена как основного механизма оценки качества образования наших выпускников.
При подготовке к государственной итоговой аттестации в этом году прежде всего ставилась задача сохранить тот уровень объективности и прозрачности проведения экзамена, которого нам удалось добиться в 2014 году. В целом принятые меры контроля позволили справиться с поставленной задачей.
В то же время факт массового списывания в Ардатовской школе нанес серьезный урон по репутации республики как региона, всегда строго и объективно подходящего к проведению итоговой аттестации учащихся. Более того, этот случай показал, что, несмотря на богатый опыт проведения ЕГЭ в Мордовии, мы должны усилить контроль за качеством подготовки организаторов, шире и продуктивнее вести разъяснительную работу с учащимися и педагогами. Надеюсь, все сделали правильные выводы из этой ситуации.
Теперь непосредственно о результатах. Могу сказать, что предметная адресная работа принесла свои положительные плоды. Возьмем один пример. Средний балл по физике увеличился с 43 до 48,5. Число выпускников, не преодолевших минимальный порог по этому, очень важному для нас предмету снизилось в 3 раза (с 20,4% до 6,5%).
В то же время не решена задача переориентации наших выпускников на сдачу предметов естественно-научного профиля. Об этом я говорю уже не первый год, однако ситуация кардинально не меняется.
Самым выбираемым предметом по-прежнему остается обществознание. В прошлом году его выбрали 70% учащихся, в 2015 году – 71 процент.
Продолжает оставаться актуальной проблема осознанности выбора предметов для сдачи ЕГЭ. Анализ показал, что 27% выпускников, заявившихся на экзамен по биологии, на него не пришли. А на экзамен по информатике не пришли 47% заявившихся выпускников (91 из 190). Каждый неявившийся – это впустую потраченные государством средства, силы, время.
Хочу в этой связи обратиться к учителям-предметникам – только ваша реальная поддержка и качественные знания помогут школьникам быть более последовательными в своем выборе, осознанно подходить к выбору необходимого минимума предметов, и, соответственно, целенаправленно идти к выбранной профессии.
Как я уже говорил в Послании на этот год, ЕГЭ – это не единственная форма оценки. Должны быть альтернативные источники информации о качестве работы наших школ, прочности знаний учащихся. Целый год понадобился министерству на то, чтобы выполнить мое поручение о создании отдельной рабочей группы по вопросам качества образования. Однако ни одного предложения от этой группы я так и не получил.
Была поставлена задача – ввести механизм формирования и обнародования рейтингов образовательных учреждений республики, но и она не доведена до логического завершения. Рейтинги есть, но как они используются? Кто их обсуждает? Я, например, как любой житель республики смотрю местное телевидение, читаю газеты, но ни о каких рейтингах не слышал. Какое же это общественное обсуждение? На заполнение отчетов потрачено время, силы, а результатов нет. Не буду делать долгих выводов, скажу одно – до конца года эта тема должна быть закрыта.
Повышение качества образования невозможно без особого внимания к воспитанию детей – это неотъемлемая часть образовательного процесса. Понимая, что в этом вопросе у нас немало сложностей, Правительство Российской Федерации утвердило Стратегию развития воспитания до 2020 года. Сейчас готовится новая федеральная программа патриотического воспитания граждан.
В республике мы уже утвердили такую программу на 2016-2018 годы и впервые приняли отдельную программу духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Хочу особо подчеркнуть, что при реализации всех этих программ мы не должны допустить ни формализма, ни «обязаловки». Все мероприятия должны быть очень продуманными, интересными, – такими, чтобы они обсуждались в семье и оставляли яркие впечатления у детей.
Уважаемые товарищи! Какая бы проблема не поднималась сегодня, ее решение так или иначе сводится к роли и личности учителя. Чтобы соответствовать вызовам времени современному педагогу нужны и знания, и талант, и стремление совершенствоваться.
Задача государства – создать для этого эффективную систему подготовки и переподготовки педагогических кадров, обеспечить учителю достойные условия работы и жизни.
Основным направлением работы по повышению социального статуса педагога, безусловно, можно считать повышение заработной платы педагогических работников согласно «майским» указам Президента России. В настоящее время средняя заработная плата педагогических работников школ составляет 21 тысячу 800 руб., что на 172% выше значения 2012 года. Зарплата воспитателей, преподавателей и мастеров производственного обучения за это время выросла в 2,2 раза, педагогических работников организаций дополнительного образования – в полтора. С 2011 года молодые учителя в Мордовии со стажем до 5 лет получают ежемесячные надбавки к зарплате. Ежегодно всем учителям, подготовившим победителей и призеров международных олимпиад, заключительного и республиканского этапов всероссийской олимпиады школьников, выплачиваются ежемесячные надбавки от 5 до 50 тысяч рублей. Такие надбавки у нас получают 117 учителей.
Работа по повышению материального благосостояния педагогов в Мордовии будет продолжена даже несмотря на очень непростое экономическое положение. Однако, уважаемые педагоги, хочу напомнить, что все эти меры сопряжены с переходом отрасли на эффективные контракты. Это именно тот инструмент, который с одной стороны, позволяет государству платить работнику в зависимости от качества выполняемой им работы, с другой стороны, позволяет инициативному, творческому учителю получать заработную плату значительно выше средней.
Результаты ЕГЭ, о которых я говорил выше, ежегодно показывают, что пока серьезного профессионального роста педагогов у нас не произошло. К тому же, если проанализировать победы наших школьников в различных олимпиадах и конкурсах, имена учителей-наставников из года в год повторяются одни и те же.
Можно привести и другие примеры. Я был очень удивлен, когда узнал, что у нас в республике есть районы, которые не выдвигают ни одного учителя на конкурсный отбор для получения премии Главы Республики Мордовия. Неужели в Атюрьевском, Большеберезниковском, Большеигнатовском, Кадошкинском, Кочкуровском и Теньгушевском районах нет ни одного учителя, имеющего достойные результаты, интересный педагогический опыт?! В этой ситуации очевидны недоработки по созданию в республике качественной системы повышения квалификации учителей и директорского корпуса.
В современных условиях система переподготовки кадров должна обеспечивать непрерывную научно-методическую поддержку как профессиональному и личностному росту учителя, так и развитию детского сада, школы, техникума. Считаю, что в этой ситуации Мордовский республиканский институт образования должен стать источником инноваций в этой области, инициатором и активным участником всех проектов в системе образования. Поручаю Министерству образования предложить дополнительные меры по совершенствованию структуры и содержательного наполнения республиканского института образования.
Хочу обозначить еще одну проблемную ситуацию, невнимание к которой может иметь самые тяжелые последствия. Последнее время создается такое впечатление, что ответственность педагога четко ограничивается рамками учебного процесса. Учителя перестают быть нравственным стержнем общества, наставниками, людьми, остро чувствующими свою ответственность за будущее ребенка, а если смотреть шире, то и за будущее республики.
Позиция – «наше дело вести уроки» – в корне неправильная. Если мы не будет уделять внимание личностному становлению наших школьников, качественно и предметно заниматься профориентационной работой, интересоваться, чем заняты наши ученики во внеурочное время, учить завтра просто будет некого. Особенно актуально этот вопрос стоит в сельских школах. Результатом такой «невнимательности» в том числе является и продолжающийся отток нашей молодежи из республики. Человек, у которого с малых лет сформировано чувство теплой привязанности и ответственности за жизнь родного села, города, республики, будет стараться найти применение своим способностям и желаниям здесь в Мордовии.
На сегодняшний день, по предварительной оценке, уехать учиться в другие регионы у нас планировали почти 10% выпускников. Это много, если к тому же учитывать непростую демографическую ситуацию в республике. Прошу обратить на эту проблему самое пристальное внимание. Считаю, что результаты воспитательной работы должны найти серьезное отражение в критериях, по которым мы определяем эффективность всей нашей системы образования в целом и каждого отдельного учителя. Еще раз акцентирую внимание на этом.
На протяжении ряда последних лет в республике активно проводится модернизация системы профессионального образования. Учреждения переходят на современные методики и технологии обучения.Развивается государственно-частное партнерство в сфере профобразования. Создано 8 образовательно-производственных комплексов, 2 многофункциональных центра прикладных квалификаций. Ведется работа по популяризации рабочих профессий в республике. Этот вопрос мы поднимаем ежегодно.
Можно отметить положительный пример комплексов, функционирующих на базе Саранского государственного промышленно-экономического колледжа, который работает со «Станкостроителем» и Заводом автосамосвалов, Саранского политехнического техникума, сотрудничающего с «Электровыпрямителем», «Мордовагромашем», Механическим и Приборостроительным заводами. Здесь также можно отметить и деятельность Кемлянского аграрного колледжа. Во всех этих учреждениях есть и конкурс, и реальные результаты их работы.
При этом, надо сказать, что несмотря на перспективы развития сотрудничества Рузаевского политехнического техникума, который начинал еще несколько лет назад продуктивно работать с «Рузхиммашем», сейчас там не ведется никакой деятельности по этому направлению.
Поэтому Министерству образования, руководителям предприятий республики необходимо еще раз совместно проработать этот вопрос, сделать всё для достижения конкретного результата, а не превращать идею ценного сотрудничества в простой договор на бумаге.
Необходимо наращивать темпы работы по всем современным и проверенным международным опытом направлениям развития. В то же время я убежден, что результаты могли быть более весомыми при решении главной задачи – приведение объемов и качества подготовки в наших техникумах в соответствие с потребностями региональной экономики. Определенная работа ведется, но ее явно не достаточно.
Я посмотрел промежуточные результаты приема в учреждения СПО – к сожалению, сохраняется дисбаланс между востребованными профессиями, желаниями наших абитуриентов и заявленными объемами подготовки. Приведу лишь несколько примеров. Мы увеличили почти на 40 процентов число обучающихся специалистов для строительной отрасли, транспорта и сферы услуг, что связано, в первую очередь, с грядущим Чемпионатом мира по футболу в 2018 году. Это было сделано еще два года назад. Однако до сих пор на эти специальности нет конкурса. В лучшем случае число поданных заявлений совпадает с количеством заявленных мест. Почти по всем учреждениям мы не набираем сварщиков, мастеров сельскохозяйственного производства, трактористов. Но продолжаем готовить бухгалтеров и экономистов, хотя по данным Госкомтрудзанятости республики, на учете сегодня состоит 250 безработных бухгалтеров.
Эта ситуация будет усугубляться, поскольку сегодня и предприятия и бюджетная сфера постепенно переходят на централизацию бухгалтерских и юридических услуг, выводят их на аутсорсинг. Уже сегодня мы должны подумать, как переобучить высвободившихся экономистов, а не готовить новых в таких количествах.
Не первый год я ставлю задачу – создать в республике эффективную систему профориентационной работы, разработать соответствующие критерии и показатели оценки деятельности школ, директоров, учителей, привязать эти критерии к размеру оплаты труда. Считаю, что Министерство образования подошло к решению этой задачи очень формально. Для оценки используется всего один критерий – доля выпускников, продолживших обучение по инженерно-техническим специальностям. Другими словами, раз в год директор школы, учитель может получить прибавку к зарплате, если доля поступивших на технические специальности будет большой. Особых стимулов предметно заниматься профориентацией при таком подходе у школы нет. Желание и понимание реальной ситуации тоже есть не у всех. Говорю еще раз – мы должны создать работающую систему профориентации и понятные критерии оценки качества этой работы.
Возвращаясь к структуре и объемам подготовки в профессиональных образовательных организациях, отдельно хочу отметить отсутствие серьезной заинтересованности со стороны работодателей. Хотя во всем мире ведущие предприятия уделяют подготовке кадров для собственного производства самое пристальное внимание.
Министерству образования нужно смелее подходить к этому вопросу. Внимательнее посмотрите на те специальности, подготовку по которым также осуществляют наши вузы и негосударственные образовательные учреждения.
Сложившаяся ситуация требует ускорить процесс оптимизации сети учреждений СПО. К этому нас прежде всего подталкивает отсутствие заинтересованности самих учреждений в качестве подготовки студентов. Понимаю, что процесс этот непростой, но и готовить людей, которые из стен техникума отправляются на биржу труда, тратить на это бюджетные средства считаю недопустимой роскошью!
Мы должны в самое ближайшее время привести структуру и объемы подготовки в соответствие с реальными запросами экономики и утвердить контрольные цифры приема на три последующих учебных года. Поручаю Министерству образования во взаимодействии с другими заинтересованными органами власти и работодателями детально проработать этот вопрос, подготовить конкретные предложения и инициировать проведение совещания на эту тему у меня.
Для достижения всех тех масштабных задач, которые сегодня государство и общество ставят перед системой образования, необходима гибкая, отвечающая запросам времени структура управления. Еще в Послании 2014 года я ставил перед Министерством образования задачу стать реально работающим «штабом» по обобщению и анализу всех образовательных инициатив и предложений. Серьезных шагов в этом направлении я так и не увидел. Оставляю это поручение на контроле и жду обоснованных предложений по совершенствованию структуры министерства, изменению функциональных обязанностей сотрудников ведомства.
В заключение своего выступления я вернусь к главной теме, которая волнует всех в эти последние дни лета – подготовке школьников к началу учебного года. Накануне нашего форума мною принято решение увеличить до полутора тысяч рублей материальную помощь на подготовку детей к школе. К тому же расширены категории получателей этой помощи. Так, например, сейчас эти средства получат семьи с тремя и более детьми-учащимися, у кого доходы на одного человека ниже прожиточного минимума, и одинокие матери, воспитывающие двух и более детей-учащихся, также с доходом на человека меньше республиканского прожиточного минимума.
Уважаемые товарищи! Конечно, сегодня мною был затронут далеко не весь спектр основных вопросов, стоящих сегодня перед республиканской системой образования. Впереди у нас еще очень много напряженной работы, понимание ответственности и значения которой должно быть у всех – от воспитателя детского сада до министра.
В заключение я еще раз от всей души поздравляю всех вас, всех учителей республики с новым учебным годом!
Прошу вас, присутствующих в этом зале, передать всем вашим коллегам мои самые теплые, самые сердечные поздравления и слова благодарности за ваш нелегкий, но такой нужный, благородный труд.
С новым учебным годом всех ваших учеников и их родителей!
Успехов вам, дорогие друзья!"
 


Вестник Мордовии