Самой "долгоиграющей" и самой противоречивой танковой программой мира является индийская попытка создать национальный основной боевой танк. Как известно, технические проработки проекта начались почти …40 лет назад.
Опытный образец танка
Первый опытный образец был построен только в 1984 году. И дальше началось многолетнее мучение, которое получило кодовое обозначение "Арджун". В результате появилась боевая машина со многими так и не вылеченными болезнями и весьма посредственными техническими и эксплуатационными характеристиками. При достаточно высокой массе не удалось обеспечить надежную броневую защиту. Много проблем вызвала попытка создать собственный двигатель. Поначалу, поддавшись моде 70-х на газотурбинные силовые установки, индусы попытались создать свой ГТД в 1500 л.с. Но все работы закончились крахом.
"Арджун" Мк.I
Надо отметить, что после своей неудачи с турбиной индийские военные прониклись стойким неприятием к ГТД, которое только усилилось после поломки двигателя танка Т-80У на испытаниях в пустыне Тар в 1993 году. Однако и работы над индийским танковым дизелем не задались. Мотор никак не хотел выдавать требуемой мощности. В результате пришлось идти на поклон к немцам.
"Арджун" Мк.I
Несмотря на массу в 58 тонн, по своей защите этот танк уже не соответствует современным требованиям. 120-мм нарезная пушка также считается устаревшей. Применяемая гидропневматическая подвеска доставляет много хлопот при эксплуатации. Система управления огнем соответствует уровню 80-х годов. И, поэтому, стоит ли удивляться, что индийские военные, несмотря на протесты лоббистов индийского ВПК, предпочитают более простой и надежный Т-90С.
В нынешнем виде "Арджун" Мк.I практически ни по одной характеристике не может считаться современным, он значительно уступает пакистанским "Аль-Халид" и китайским Тип 99G. Понимая это, индийские инженеры пытаются модернизировать свое детище. Однако, предпринимаемые меры, вряд ли сильно улучшат танк. Было высокопарно заявлено, что в версии Мк.2 "Арджун" получит "новейшую активно-реактивную броню", которая, на самом деле, оказалась версией еще советской динамической защиты (ДЗ) "Контакт-5", устанавливаемой на Т-90С. Особенности конструкции башни индийского танка не позволяют нормально устанавливать эту ДЗ, в результате защита получилась с большими "
дырами".
"Арджун" Мк.II
Конструкторы предусмотрели применение управляемых ракет, запускаемых через ствол пушки, однако, в целом, само орудие не лишится имеющихся недостатков. Индийская военная промышленность обещает наладить производство новой модификации танка через два года. Но, уже сейчас ясно, что даже в несколько улучшенном виде, никаких особых прорывов не ожидается. Существенно возрастет только вес танка (около 65 тонн), да и его стоимость, которая будет составлять рекордные для такой машины - более 8 млн. долл.
Поэтому индусам, чтобы успешно конкурировать с новыми версиями пакистанских и китайских танков, необходимо, что называется, наступить на горло собственной песни. В настоящее время индийские военные, не веря, что затея с "Арджун" Мк.2 принесет что-то положительное, присматриваются к модернизированному Т-90МС. И не исключено, что будет принято решение о закупке этого танка.
Поэтому логичнее унифицировать обе боевые машины по боевым отделениям. Тем более, башню от модернизированного Т-90 можно без особых проблем установить на шасси "Арджуна".
Башня танка Т-90МС
Благодаря этому новая версия танка по своей защите, огневой мощи, по системе управления огнем не будет ни в чем уступать лучшим западным машинам.
В СМИ были сообщения, что индусы не совсем довольны хваленными германскими моторами. И здесь есть выход. Индусам стоит обратить внимание на украинские дизельные двигатели, в частности, на 6ТД-5 с планируемой мощностью в 1800 л.с. При соответствующем желании довести этот двигатель до ума можно в относительно короткие сроки, а пока в качестве временной меры можно устанавливать 6ТД-3 в 1400 л.с.
Двигатель 6ТД-5
В результате этих нововведений появится боевая машина, которая по своим характеристикам может отвечать требованиям будущего.
_____