Эксперт Алексей Хлопотов: о сирийской войне, БМПТ и БАМ на базе платформы "Армата"

02.04.2016

Война в Сирии еще раз продемонстрировала, что бронетехника и танки, в частности, по-прежнему, основной ударной силой сухопутных войск. Сколько бы не работала авиация, каким бы высокоточным оружием она не обрабатывала позиции противника, о победе говорить рано, пока по земле не прошла пехота при поддержке танков. О сирийском опыте беседуем с военным экспертом Алексеем Хлопотовым, который рассказал, чем может быть полезен такой опыт для модернизации наших танков.

- Что касается "железа", то, прежде всего, это необходимость усиления защиты, которая должна быть всеракурсной. Необходимо обеспечить также защиту командира. При этом недостаточно иметь просто закрытые или дистанционно управляемые пулеметные установки - командир должен иметь не просто хорошую, а отличную обзорность. Это одна из проблем.  Танкам в урбанизированной местности жизненно необходимо иметь машины боевого сопровождения - огневой поддержки. Причем, как с автоматическими пушками малого и среднего калибра, так и с крупнокалиберным орудием гаубичной баллистики.

Странно, что эту потребность прекрасно видит и понимает российская промышленность, но в упор не хочет замечать Министерство обороны. Так, у нас разработаны и готовы к серийному производству два варианта машин огневой поддержки: БМПТ и БМПТ-72. Причем, БМПТ разрабатывалась на деньги и по техзаданию МО. Эта машина успешно прошла госиспытания и была рекомендована  к серийному производству. Но, в 2010 году решением сердюковской команды, вместо принятия ее на вооружение, тему закрыли. Деньги оказались выброшены на ветер! В то же время три такие машины закупил Казахстан. На базе Алма-Атинской военной академии были проведены исследования по изучению возможностей применения этой машины. Получены интересные результаты. Так, на базе БМПТ и ТОС-1А можно формировать ударные группы по уничтожению разнообразных бандформирований, в т.ч. в условиях применения ими мощной полевой фортификации.

Работает это следующим образом - ТОС подходит на минимально-возможную дистанцию и наносит массированное огневое поражение. При этом обеспечивается точность и локализация зоны поражения. Потом туда входят БМПТ и производят зачистку.

Но российское МО его в упор не видит. Не могу понять почему. Тем временем, был разработан более дешевый вариант машины огневой поддержки - БМПТ-72. Его можно получать путем конверсии старых "семдесятдвоек". Более того, в настоящее время ЦНИИ "Буревестник" проводит большую работу над созданием дистанционно-управляемого боевого модуля "Байкал" с 57-мм автоматической пушкой. БМ "Байкал" уже неоднократно показывался на выставках вооружения, как за рубежом, так и у нас в России. На выставке в Нижнем Тагиле в прошлом году он был размещен на БМП-3. Такой модуль позволяет успешно поражать пехотинцев с гранатометами, бронемашины любых классов, до танка включительно. Естественно, танк эта пушка может поразить только в борт или с кормы. Но, даже обстреляв современный танк в его лобовую часть, пусть и не добившись пробитий, она гарантированно выводит танк из строя, лишая его всей прицельной оптики, выводя из строя вооружение и экипаж.

Намного эффективней такая пушка действует и по целям в городской застройке. Если 30-мм автомат зачастую не способен пробить бетонную стену,  кирпичную кладку выкрашивает по кирпичику, то 57-мм снаряду достаточно всего лишь одного попадания.

Сейчас Уралвагонзавод предлагает создать такую машину на платформе "Армата", но пока Министерство обороны предложения промышленников не хочет слышать.

Рассматривается создание и еще одной интересной машины сопровождения: БАМ - боевая артиллерийская машина на базе платформы "Армата". Она должна иметь защиту на уровне танка, но вооружаться мощным нарезным 152-мм орудием с гаубичной баллистикой. По сути, предлагается реинкарнация знаменитого "Зверобоя" - самоходки ИСУ-152 времен ВОВ. Вспомним, как эффективно эти самоходные орудия штурмовали укрепления Кенигсберга и Берлина. К сожалению, после снятия их с вооружения в 1960-х годах, замена им так и не была создана. В принципе, это было объяснимо изменившимися условиями - воевать мы тогда планировали с массированным применением ядерного орудия. Сейчас все вернулось на круги своя, и потребность в таких машина огромна. Не нужно выслеживать, в каком окне прячется снайпер или гранатометчик. Достаточно одного выстрела такого орудия, чтобы полностью сложился подъезд дома.

Сирийский опыт также говорит и о необходимости реформировать подходы к эксплуатации техники - обслуживание современного танка силами экипажа в боевых условиях просто нереально. Это ведет к утомляемости и, как следствие, к неоправданным потерям. Необходимо учиться у сирийцев. Там у них техническим обслуживанием техники и ее подготовкой к бою занимаются специальные технические команды. Экипаж либо воюет, либо отдыхает. Рискну зайти еще дальше - иметь на танках сменные экипажи. В то время, как один экипаж после боя отдыхает, его сменщики, дождавшись окончания обслуживания техниками машины, снова идут в бой - это более рациональное и эффективное использование техники.

Я очень боюсь повторения ситуации 1941 года. Тогда, после успешных походов против японцев на Хасане и Халхин-голе, Польского похода, войны с Финляндией, все пребывали в благодушии и считали советскую армию "несокрушимой". Это заблуждение в итоге обернулось большой кровью. Перевооружаться нам пришлось буквально на ходу, когда враг стоял под стенами Москвы.

Фото: Отвага2004, "Вестник Мордовии", facebook.com  

Материалы "Вестника Мордовии" о войне в Сирии

При любом использовании материалов ссылка на "Вестник Мордовии" обязательна

Автор: admin

© Вестник Мордовии
Это версия для печати. Перейти к полной версии