Как советский ПТ-76 стал китайским Тип 60

07.02.2013

 

В начале 1950-х годов из Советского Союза в Китай было поставлено несколько партий легких плавающих танков ПТ-76, разработанных в СССР в 1949-50 гг. и производившихся серийно. Вместе с машинами была поставлена и необходимая техническая документация, поэтому китайцы быстро освоили их производство и выпускали свою копию под обозначением Тип 60. Характерными особенностями танка являются высокие показатели подвижности на плаву – максимальная скорость 10,2 км/ч при хорошей маневренности. После выпуска некоторого количества плавающих танков Тип 60 в Китае создали на их базе свой собственный танк Тип 63, оставшиеся же Тип 60 частично утилизировали, а частично поставили на экспорт (в частности в Пакистан).
 
 Внутреннее пространство танка разделено на три отделения. В носовой части корпуса размещено отделение управления с рабочим местом механика-водителя. Посадка механика-водителя в танк и высадка из него осуществляются через круглый люк, основание которого выступает над верхним броневым листом. Слева от сидения механика-водителя в днище корпуса имеется люк запасного выхода, крышка которого открывается наружу. Для наблюдения за дорогой водитель использует три призменных прибора и бинокулярный перископический прибор ночного видения (советский ТВН-2Б), устанавливаемый вместо средней призмы. При движении на плаву, когда поднят волноотражающий щиток, закрывающий поле зрения, устанавливается перископический прибор ТПН-370 с увеличенной высотой. При вождении танка по заданному курсу в условиях затрудненного ориентирования водитель пользуется курсоуказателем, установленным в отделении управления.
 
В средней части корпуса – в башне и подбашенном пространстве расположено боевое отделение. Башня установлена на подбашенном листе на шариковой опоре. Она имеет форму усеченного конуса и сварена из броневых листов толщиной от 10 до 20 мм. В башне установлено вооружение: пушка и спаренный пулемет. Амбразура пушки закрывается броневой маской с кожухом, которая качается вместе с орудием. Кроме этого в башне размещены приборы наблюдения и прицельные приспособления, рабочие места командира танка (слева от пушки) и заряжающего (справа от нее), часть боекомплекта, танковая радиостанция, аппараты внутреннего переговорного устройства, водооткачивающий (ручной) насос, ручные огнетушители (один или два), часть ЗИП и другое оборудование.
 
Основным вооружением танка "60" является советская 76,2-мм нарезная танковая пушка советской разработки Д-56Т без эжекционной продувки канала ствола, оснащенная щелевым дульным тормозом. В боекомплект входят 40 унитарных выстрелов. Боеприпасы размещены в стеллажной укладке на 24 выстрела на вращающемся полу боевого отделения, 14-местной укладке в боевом отделении, соединяющей своими основаниями вращающийся пол с верхним погоном башни, и в хомутиковой укладке на 2 выстрела на правом борту башни танка. Техническая скорострельность орудия до 7 выстрелов в минуту. Приводы вертикального наведения пушки ручные, а горизонтального наведения башни – электрические с ручным резервированием. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет (расположен справа) с наибольшей прицельной дальностью стрельбы 2000 м. Питание ленточное, в каждой ленте по 250 патронов. Общий боекомплект в танке – 1000 патронов. 4 коробки с лентами размещены в башне.
 
Стрельбу из танка ведет командир, совмещая в себе функции командира и наводчика. Для прицеливания используется телескопический шарнирный прицел (ТШК-2-66), расположенный слева от пушки. На крышке большого овального башенного люка на шариковой опоре установлена вращающаяся командирская башенка. Наблюдение и ориентирование осуществляется с помощью перископического прибора (ТПКУ-2Б) и двух призменных однократных приборов. У заряжающего имеется один перископический прибор типа МК-4, расположенный справа перед люком. Позднее на некоторых танках Тип 60 перед командирской башенкой были установлены 12,7-мм зенитные пулеметы ДШК (китайское обозначение Тип 54) с боекомплектом 50 выстрелов. В кормовой части башни вварен бронированный колпак нагнетающего вентилятора, предназначенного для снижения загазованности боевого отделения.
 
В танке применяется специальная противопожарная автоматическая углекислотная установка, состоящая из двух углекислотных баллонов, автомата ППО, четырех термозамыкателей, диффузоров или штуцеров и трубопроводов. Она обеспечивает тушение пожара в моторно-трансмиссионном отделении. Кроме автоматической углекислотной установки, в танке имеются один или два ручных углекислотных огнетушителя, установленных в нише корпуса передней части боевого отделения.
 
Броневая защита танка противопульная. Корпус представляет собой жесткую конструкцию, сваренную из броневых листов. Его носовая часть состоит из верхнего и нижнего наклонных броневых листов, сваренных между собой, с бортовыми листами, подбашенным листом и днищем. Верхний лобовой лист толщиной 10 мм имеет большой угол наклона от вертикали (80,5 градусов). Нижний лист большей толщины (13 мм) наклонен на 45 градусов. Борта корпуса вертикальные, верхние их части имеют толщину 13, а нижние 10 миллиметров. Вертикальный кормовой лист (верхний) толщиной 6 мм имеет два больших круглых окна, в которых установлены патрубки водометных движителей. Днище корпуса состоит из двух продольных сваренных между собой листов. Для повышения жесткости днища на нем выполнены продольные и поперечные ребра и зиги. Характерной особенностью является наличие двух приемных люков (окон), закрытых решетками, для забора воды водометными движителями. Крыша корпуса сварена из 4-х листов – подбашенного, правого и левого задних боковых листов и заднего листа.
 
Моторно-трансмиссионное отделение расположено в кормовой части корпуса танка и изолировано от боевого отделения перегородкой. В нем размещены двигатель с обслуживающими системами, трансмиссия, водометы, два топливных бака, водооткачивающие насосы и другое оборудование.
 
На танке Тип 60 используется 4-тактный дизель жидкостного охлаждения В-6 советской разработки, представляющий собой, по существу, один ряд (половину) широко распространенного V-образного танкового двигателя В-2. Максимальная мощность составляет 176 кВт (240 л.с.) при частоте вращения коленчатого вала 1800 оборотов в минуту. Система охлаждения двигателя эжекционная, двигатель оборудован механизмом защиты от попадания в него воды, выхлоп осуществляется вверх. Для облегчения пуска двигателя в холодное время используется форсуночный подогреватель.
 
Механическая трансмиссия состоит из главного двухдискового фрикциона сухого трения, пятискоростной коробки передач с постоянным зацеплением шестерен, бортовых фрикционов, редукторов отбора мощности на водометы и бортовых редукторов. Приводы управления движением машины механические. Подвеска танка индивидуальная торсионная. На передних и задних узлах подвески используются гидравлические амортизаторы поршневого типа двустороннего действия. На каждом борту танка расположено по 6 однорядных опорных катков. Передние необрезиненные направляющие колеса с механизмами натяжения гусениц, так же, как и опорные катки, с целью повышения плавучести машины выполнены пустотелыми. У ведущих колес зубчатые венцы являются несъемными.
 
Для движения на плаву танк снабжен двумя реактивными водометами. Водометные движители выполнены одноступенчатыми с пятилопастными рабочими колесами диаметром 340 мм с установленными за ними лопатками спрямляющего аппарата. Забор воды насосами водометов производится из-под днища танка через два окна, закрытые решетками. Выброс воды при движении вперед осуществляется через два кормовых окна (могут закрываться бронезаслонками), при движении назад – через два щелевидных окна, находящихся на бортовых листах корпуса. Конструкция трансмиссии допускает одновременную работу гусеничного движителя и водометов, что обеспечивает хорошую проходимость танка по болотам. Во время схода в воду поднимается волноотражающий щиток с механическим приводом из отделения управления, который предотвращает натекание носовой подпорной волны на переднюю часть корпуса. Во время движения по суше щиток опускается на верхнюю лобовую деталь.
 
Для откачки воды, попавшей через неплотности и местные повреждения корпуса, в нем устанавливались водооткачивающие насосы (в МТО) с механическими и электрическими приводами. Суммарная подача была небольшой и составляла 460 л/мин.
 
Боевая масса, кг        14 000
Экипаж, чел.             3
Основные размерения, мм:              
- Длина по корпусу (с пушкой вперед)      6910 (7625)
- Ширина       3140
- Высота         2159...2551
- Клиренс      370
- База х Колея            4440 х 2460
Среднее удельное давление на грунт, кг/см2       0,47
Вооружение (боезапас, выстрелов):            
- 76-мм нарезная "60" (Д-56Т)
- 7,62-мм пулемет "59-Т" (СГМТ)  1 (40)
1 (1000)
Углы вертикального наведения, град.       нет данных
Стабилизатор вооружения нет
Механизм заряжания           нет
Средства постановки дымзавесы  ТДА
Тип и марка двигателя         дизель В-6
8-цилиндровый
Максимальная мощность, л.с.         240
Удельная мощность, л.с./т  17,14
Емкость топливных баков, л           250
Трансмиссия             главный двухдисковый фрикцион сухого трения, пятискоростная коробки передач (4+1), бортовые фрикционы, редукторы отбора мощности на водометы, бортовые редукторы
Максимальная скорость, км/ч:        44 (10,2 на плаву)
Запас хода, км           240...260
Преодолеваемые препятствия:        
- подъем, град           38
- ров, м           2,8
- стенка, м      1,1
- брод, м         плавает
Бронирование, мм:   
- лоб копуса  10...13
- борт копуса             10...13
- лоб башни  20
- борт башни             10
- крыша          6

 

Автор: admin

© Вестник Мордовии
Это версия для печати. Перейти к полной версии