Китайский танк Тип 80: между прошлым и будущим

05.12.2012

В разработке нового боевого танка Тип-80 китайцы использовали западные технологии. Однако полностью отказаться от советского наследия в виде башни танка Тип 59 им в начале не удалось.  
 
Как сообщает сайт "Отвага2004", в 1984 году конструкторы китайской государственной оружейной корпорации NORINCO закончили разработку нового основного боевого танка, получившего обозначение "Тип 80" (ZTZ-80). Танк был создан с использованием элементов "Тип 79" (практически позаимствована башня и СУО) и стал, если можно так выразиться, "последней каплей", которую китайцы смогли "выжать" из удачной конструкции советского танка Т-54.
 
Фактически он является последним результатом глубокой модернизации танков серии "59/69/79". Первые опытные образцы "Тип 80" были изготовлены на китайском военном предриятии №617 в г.Баотоу, Внутренняя Монголия. Так как машины несколько отличались от первоначального проекта в связи изменениями, внесенными в конструкцию уже во время постройки шасси, им было присвоено обозначение "Тип 80-I", но зачастую они все равно обозначаются как "Тип 80".
 
Танк "Тип 80", как и его предшественники, имеет классическую схему компоновки с отделением управления спереди, боевым отделением с башней в середине и моторно-трансмиссионным сзади. Корпус машины имеет совершенно новую конструкцию, отличную от танков "Тип 69/79", и выполнен из сварных бронированных листов с многослойным бронированием лобовой части, при этом, по заявлению специалистов НОРИНКО, лобовые детали могут дополняться навесной композиционной или "реактивной" броней собственной разработки. Полусферическая литая башня, заимствованная от танка "79" имеет толщину лобовой части, увеличенную до 250 мм. Башня также может оснащаться дополнительными бронелистами (хотя на деле этого ни разу не было продемонстрировано).
 
Экипаж танка 4 человека. Механик-водитель располагается в передней части корпуса у левого борта. Он имеет свой люк, который открывается поворотом влево. Для обзора служат два перископических прибора наблюдения, один из которых (левый) может заменяться на ИК-прибор для ночного вождения. В башне размещаются остальные три члена экипажа: командир, наводчик (слева от пушки) и заряжающий (справа от нее). Командирское место оборудовано вращающейся на 360 градусов башенкой, в которой имеются три перископических прибора, при этом центральный является одновременно двухканальным (дневным/ночным) прицелом с возможностью перенацеливания пушки. В командирской башенке расположен одностворчатый люк, открывающийся вперед, в котором смонтированы еще два перископа (по бокам). У заряжающего есть также свой люк, открывающийся назад, и перископический прибор наблюдения, который можно поворачивать вправо.
 
В качестве основного вооружения на танке установлена стабилизированная в двух плоскостях 105-мм нарезная пушка «83» с эжектором и теплозащитным кожухом из легкого сплава (самый первый опытный образец танка такого кожуха не имел). Углы вертикального наведения составляют от -4,3 до +18 градусов. В боекомплект танка входят унитарные выстрелы со снарядами, выпускаемыми компанией НОРИНКО по западным лицензиям и собственной разработки, стандартизированные со 105-мм танковыми боеприпасами НАТО.
 
Танк оснащен усовершенствованной системой управления огнем "Тип 37А", в которую входят двухплоскостной стабилизатор вооружения, комбинированные прицелы командира и наводчика, внешний лазерный дальномер, установленный над маской пушки, и электронный баллистический вычислитель. Последний автоматически получает данные от датчика угловой скорости цели, датчика угла наклона цапф пушки, углов вертикальной и горизонтальной наводки, скорости ветра и давления воздуха и вносит автоматические поправки.
 
Дополнительные параметры вводятся вручную: температура заряда, температура воздуха, тип боеприпаса (точнее, его начальная скорость) и дальность до цели. Для работы с вычислителем у наводчика имеется специальная панель, на которой высвечивается вся необходимая информация, стабилизатор также имеет свой пульт. Наводчик имеет телескопический дневной прицел и перископический комбинированный с зависимой стабилизацией поля зрения, который может легко заменяться на дневной прибор наблюдения.
 
СУО разработана при помощи британской фирмы "Marconi" и позволяет танку вести бой в современных условиях (имеются в виду 1980-е годы), поражать движущиеся и неподвижные цели в движении.
 
Вспомогательное вооружение танка "Тип 80" включает в себя 7,62-мм пулемет, спаренный с пушкой, и 12,7-мм зенитный пулемет на турели над люком заряжающего. Конструкция турели зенитного пулемета полностью аналогична танкам "Тип 59/69/79". Общий боекомплект составляет 2250 патронов калибра 7,62 мм и 500 12,7-мм патронов, размещенных в боевом отделении и снаряженных в ленты. По бортам башни установлены два блока четырехствольных дымовых гранатометов с электрическими цепями стрельбы (как на танке "Тип 79"), которыми могут управлять командир или наводчик. Позади гранатометов расположены специальные ящики с запасными гранатами. В задней части башни имеется решетчатая корзина для возимого имущества и вещей экипажа, на которой крепится оборудование ОПВТ. Защищенность танка повышают фигурные 5-секционные противокумулятивные откидные бортовые экраны, закрывающие ходовую часть.
 
Ходовая часть представляет собой несколько измененный вариант шасси опытных танков WZ-1224 и WZ-1226. Она состоит из шести пар обрезиненных двускатных опорных катков меньшего диаметра и трех пар поддерживающих роликов (на предыдущих танках – пять опорных катков).
Повышение подвижности танка "Тип 80" достигнуто установкой форсированного дизельного двигателя VR-36 (экспортная модификация "12150L7BW") с турбонаддувом мощностью 730 л.с., продолжающего линию советского В-54. При боевой массе 38 тонн танк имеет удельную мощность 19,2 л.с./т. Максимальная скорость движения по шоссе до 60 км/ч. Трансмиссия механическая планетарная с пятью передачами переднего хода и одной – заднего. В отличие от предыдущих типов танков, на "Тип 80" имеются два выхлопных патрубка, котрые выходят не на левый а на правый борт, что является одной из внешних характерных особенностей. Точно так же и внешние топливные баки перенесены с правой на левую надгусеничную полку, а на правой расположены ящики ЗИП. Общий запас топлива во внутренних и внешних баках составляет 1400 литров, в том числе в двух кормовых 200-литровых бочках на специальных креплениях, при использовании которых запас хода увеличивается с 430 до 600 км.
 
Встроенная термодымовая аппаратура позволяет делать дымовые завесы путем впрыскивания топлива в выхлопную трубу. При использовании ОПВТ возможно преодоление водных преград по дну глубиной до 5 метров и шириной до 600 метров. Труба ОПВТ устанавливается на место колпака вентилятора на крыше башни перед люком заряжающего.
 
В стандартный набор систем танка входят: автоматическая система противоатомной защиты (индивидуальная) с фильтро-вентиляционной установкой, автоматическая быстродействующая система пожаротушения (ППО), ТДА, средства связи (радиостанция "889" и танковое переговорное устройство "VIC-8") и ОПВТ.
 
Танк "Тип 80-I" стал опытным прототипом для создания серии машин, последние модификации которых были приняты на вооружение НОАК в 1980-х годах. Серийное производство было закончено в 1995 году после выпуска приблизительно 500 танков модификаций "88/88В/88А". На экспорт танк не поставлялся.
 
"Отвага 2004" для "Вестника Мордовии"
 
Фото: armor.kiev.ua
 

Автор: admin

© Вестник Мордовии
Это версия для печати. Перейти к полной версии