Лазерное оружие для речных танков

18.04.2012

 

В конце 1950-х – начале 1960-х гг. в СССР было прекращено проектирование новых артиллерийских бронированных кораблей. Однако в 1965 году ВМФ совместно с Минсудпромом утвердил задание на проектирование речного артиллерийского катера (АКА) проекта 1204 (шифр "Шмель"). При этом все находящиеся в строю БКА с 1965 г. также были переклассифицированы в АКА, фактически став родоначальниками "нового" подкласса боевых катеров.
 
Причина такого неожиданного поворота вполне очевидна: к середине 1960-х годов оставшиеся корабли проектов 1124, 1125 и 191-М технически и морально устарели, а к началу 1970-х гг. и ВМФ и морские части погранвойск могли вообще остаться без так необходимых бронекатеров. Не последнюю роль здесь сыграло и быстрое ухудшение отношений с Китаем – на Амуре было необходимо иметь собственные речные силы.
 
Согласно требованиям тактико-технического задания (ТТЗ), речной АКА проекта 1204 предназначался для решения задач несения дозорной службы на реках и озерах, уничтожения речных судов и боевых катеров противника, содействия сухопутным войскам артиллерийско-пулеметным огнем, перевозки л/с с вооружением при переправах и действиях в бассейнах рек, а также для действий в прибрежных районах морей. Из этого следовал простой вывод: новый артиллерийский катер предназначался для выполнения тех же задач, что и бронекатера проектов 1124, 1125 и 191-М. Кроме того, для проекта 1204 оговаривалась возможность его использования в прибрежных мелководных районах морей. Для этого (в отличие от "прототипа" пр.192) катер сделали гладкопалубным.
 
Водоизмещение составило 71 тонну, мощность двухвальной дизельной ГЭУ составляла 2400 л.с., скорость 23-24 узла. Бронирование АКА было значительно слабее, чем у его предшественника, что было обусловлено ограниченным водоизмещением. А еще были повышены требования к мореходности и обитаемости, так как условия службы на бронекатерах предыдущих проектов были очень тяжелыми.
 
Что касается основного вооружения проектируемого артиллерийского катера, то сначала выбор конструкторов пал на 90-мм пушку нового плавающего танка Объект 906 (производство башни МК-85 было уже давно прекращено). Однако танк на вооружение принят не был, из-за чего пришлось использовать башню строившегося серийно танка ПТ-76Б с более слабой 76,2-мм пушкой.
 
В качестве зенитного вооружения в кормовой части катера размещалась 14,5-мм пулеметная установка 2М-6, хотя с появлением реактивной авиации ее ценность как средства ПВО была весьма условной. Проектом предусматривалось также оснащение корабля противотанковыми ракетами "Малютка", но без стабилизации прицела стрельба такими ракетами с подверженного качке носителя была невозможна и от этой идеи отказались, также как и от размещения позади рубки 120-мм миномета.
 
Головной катер проекта 1204 (Shmel class - как видим, западное обозначение совпало с настоящим шифром) был построен в Керчи на заводе "Залив" в 1967 году. Всего в Керчи, Николаеве и Ленинграде с 1967 по 1974 годы было построено 118 АКА. Из них в состав ВМФ вошли 56 катеров, а 62 катера были переданы пограничникам. К середине 1970-х гг. новые АКА полностью заменили остававшиеся катера пр.191-М. В течение службы в проект 1204 вносились изменения: пулеметную установку 2М-6 заменили на 25-мм пушечную 2М-ЗМ, в середине корпуса за рубкой соорудили своеобразный "каземат" с бойницами для 30-мм гранатометов АГС-17 "Пламя".
 
Позднее в корме стали устанавливать реактивную пусковую установку БМ-14-17 с 17 направляющими, очевидно опираясь на опыт применения во время Великой Отечественной войны установок М-8-М и М-13-М на бронекатерах пр.1124 и 1125. Полное водоизмещение модернизированных катеров достигло 77 тонн.
 
В 1984-1985 годах СССР передал Кампучии 4 катера проекта 1204, которые использовались на реке Меконг против банд "красных кхмеров". После развала СССР 6 катеров отошли Украине, 4 – Абхазии и 6 – Узбекистану. В настоящее время в составе морчастей ФПС России осталось не более трех таких катеров.
 
 
В 1967 году началась разработка речного малого артиллерийского корабля (МАК), а фактически – речного монитора проекта 1208 (шифр "Слепень"). Конечно это не был классический монитор Второй Мировой войны, но как видим, в начавшуюся ракетно-ядерную эпоху, работы над этим классом кораблей были возобновлены параллельно с БКА. Проектирование затянулось, так как не было единого взгляда на вооружение и защиту корабля в новых условиях. Все же в окончательном варианте в качестве основного вооружения были выбраны две танковые башни с 100-мм орудием, позаимствованные у танка Т-55. В дополнение были установлены два 30-мм шестиствольных автомата АК-630 с РЛС управления "Вымпел", переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК) типа «Стрела-2М», два 12.7-мм пулемета, два 30-мм гранатомета БП-30 "Пламя" и 140-мм реактивная пусковая установка ПК-121М "Снег".
 
Проект 1208 имел традиционный для мониторов низкий борт (для снижения поражаемой боковой площади), но большое количество вооружения и боевых постов привело к тому, что объема первоначально принятого корпуса оказалось явно недостаточным для их размещения. Поэтому в конечном итоге корабль получил огромную надстройку и выступающие над палубой барбеты подбашенных отделений. Бронирование использовалось для защиты главного командного поста, погребов боезапаса и бортов. Полное водоизмещение достигло 447 тонн, трехвальная дизельная ГЭУ мощностью 11400 л.с. позволяла развивать скорость до 23 узлов. Мореходность обеспечивалась такая, что корабль мог действовать как на реках и озерах, так и в прибрежных морских районах.
 
Головной МАК пр.1208 (Yaz class) был построен на Хабаровском заводе и вошел в строй в 1975 году. Вся серия из 11 единиц была построена до 1985 года, при этом три корабля были переданы морским частям погранвойск, а остальные – ВМФ. Один корабль – МАК-11 – был построен по пр.12081 с установкой противотанкового ракетного комплекса "Бастион-К", аналогичного тем, что устанавливались на модернизированные танки Т-55АМ (ракета запускалась через ствол пушки и управлялась по лазерному лучу). Впоследствии, уже после развала СССР, когда в 1994 году соединение речных кораблей ВМФ на Амуре окончательно перестало существовать, все оставшиеся корабли были переданы пограничникам. В настоящее время в строю на Дальнем востоке остается единственный корабль проекта 1208.
 
В то время как строился головной МАК пр.1208, на базе его технических решений в Зеленодольском ПКБ было начато проектирование пограничного речного сторожевого корабля пр.1248 (шифр "Москит", западное обозначение Vosh class). Бронирование оставили прежним, а водоизмещение (223 тонны) и вооружение сократили в два раза. Только комплекс АК-630 заменили на облегченный АК-306 с ручным управлением от визирной колонки. Три дизеля по 1100 л.с. позволяли развивать скорость полного хода 17,5 узлов. Головной корабль вошел в строй в 1979 году, а вся серия из 11 единиц была построена к 1984 году.
 
Амурских пограничников проект 1248 вполне устраивал, как обитаемостью, так и вооружением и мореходностью. Если же рассматривать его в контексте данного обзора, то он, по сути, представлял собой большой бронекатер. К настоящему времени на Дальнем Востоке в строю остались 7 таких кораблей.
 
Помимо этого в Хабаровске в 1979-84 годах в корпусе пр.1248 были построены еще 8 пограничных сторожевых кораблей проекта 1249 (Piyavka class) водоизмещением 229 тонн. Они были приспособлены для управления пограничными силами и могли выполнять функции подвижного штаба.
 
Вооружение этих кораблей включало только ПЗРК, один 30-мм автомат и один 30-мм автоматический гранатомет. Главная энергетическая установка – такая же, как на пр.1248. Сейчас эти корабли входят в состав Амурской флотилии.
 
Еще одна интересная деталь: в презентации ФГУП "НПО Астрофизика" сообщается, что в 1986 году "принят на совместное техническое обслуживание комплекс "Аквилон"- комплекс лазерного противодействия оптико-электронным средствам, входящим в состав береговой обороны вероятного противника". В качестве платформы для размещения "Аквилона" как раз и рассматривались "речные танки". Успели установить такой комплекс лазерного противодействия только на одном корабле, который получил обозначение "проект 12081".
 
К сожалению, распад Советского Союза и длительный экономический кризис поставили крест на данном перспективном направлении.  
 
 
ЛЕОНИД КАРЯКИН ("ОТВАГА 2004")
 
Иллюстрации: презентация ФГУП "НПО Астрофизика", сайт "Отвага2004", tsushima.su
 
____  
 
 
Бронеавтомобили "Водник" впервые примут участие в военном параде 
 
Новейший российский противотанковый комплекс "Хризантема" попал в руки спецов из НАТО?
 
Военный парад в Екатеринбурге порадует новинками
 
Купив модернизированный Т-90С, станет обладательницей самых совершенных танков в Юго-Восточной Азии
 
 
 
 
 

Украинская тяжелая БМТ-72 имеет советские корни

Украина намерена предложить Индии модернизировать российские Т-90С?

Устаревшие российские БМД можно превратить в технику XXI века

Секретный советский танк из 70-х годов – челябинский Объект 780

Т-90 и "Арджун" получат бронированную помощницу: индусы собираются сделать БМП нового поколения

Индийский мутант: для чего скрестили российскую БМП-2 с грузовиком?

 
 
 
 

Танк-загадка "Молот" - несостоявшаяся революция 90-х годов    

Танки идут под воду - от Т-54 до Арматы 

 
 
 
 
 
 
 

Сверхдальнобойная пушка КНДР – малоизвестная участница ирано-иракской войны

Современным войнам – современные танки  

 
Грузия заявила о создании БМП собственной разработки

"Летающий танк", сделанный по стелс-технологиям, заменит Су-25 через 12 лет 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

В семействе "Курганец-25" будет плавающая БМП

 
 
 
 
 
 
 
 
 
См. ВИДЕО  1 и 2.
 
 
 

Виктор Мураховский: Т-55 один из лучших в мировом танкостроении 

Иран проводит самостоятельную модернизацию танков Т-72

 
 
 
 
 
 
   

 
 
 
 
 
 

 

Автор: admin

© Вестник Мордовии
Это версия для печати. Перейти к полной версии