Подарок для Иосипа Броз Тито: М80 – боевая машина пехоты из Югославии

15.12.2012

Появившийся в самом начале 60-х годов югославский бронетранспортер М60 долгое время был основной бронемашиной механизированных соединений национальной армии. Уже в 70-е годы по большинству характеристик он уже не удовлетворял командование вооруженных сил. В это время большинство ведущих армий мира приняли или собирались принять на вооружение боевые машины пехоты. И не удивительно, что в СФРЮ начались разработки такой техники.
 
В результате появилась БМП, получившая обозначение М80. Ее серийное производство было запущено в 1979 году, за год до смерти маршала Иосипа Броз Тито. Когда БМП впервые продемонстрировали публике, многие обратили внимание, что она очень похожа на французскую бронемашину АМХ-10Р.
 
Это не удивительно, так как без активной французской помощи процесс создания югославской машины был бы сильно затянут. Интересный факт: армия Боснии и Герцеговины имеет на вооружении как М80, доставшиеся в наследство от югославской народной армии, так и французские АМХ-10Р.       
 
В целях унификации и удешевления производства в ходовой части использовались элементы бронетранспортера М60.
 
Боевая машина пехоты М80 весит 13 850 кг и имеет классическую для этого типа машин компоновку. В носовой части корпуса размещены моторно-трансмиссионное отделение (справа) и отделение управления (слева).
 
Позади механика-водителя находится место командира машины, имеющее свой собственный люк и оборудованное дневным/ночным прибором наблюдения. В средней части установлена одноместная башня, образующая вместе с подбашенным пространством боевое отделение. За ним в корме машины расположены места для десанта. Корпус сварен из стальных бронелистов, имеющих рациональные углы наклона.
 
Двигатель HS-115-2 мощностью 260 л.с., главный фрикцион, коробка передач и планетарные механизмы поворота скомпонованы в одном блоке. Также в один блок объединены элементы системы охлаждения двигателя и воздухоочиститель. Доступ в МТО для обслуживания и ремонта осуществляется при помощи двух люков, расположенных в верхнем лобовом и верхнем правом бронелистах. БМП имеет максимальную скорость передвижения по шоссе до 58 км/ч, запас хода при этом составляет 500 километров.
 
В ходе серийного производства на М80 был установлен новый более мощный двигатель FAMOS-10B-003 мощностью 315 л.с., что позволило увеличить удельную мощность машины и, соответственно, скорость, которая составила 65 км/ч по шоссе и 7,8 км/ч на плаву. Эта модификация получила обозначение М80А.
 
В боевом отделении оборудовано рабочее место наводчика-оператора и установлены бортовое вооружение с приводами наведения и приборами наблюдения и прицеливания, боеукладка пушки и ПТРК, баллоны системы противопожарного оборудования.
 
Основное вооружение БМП – 20-мм автоматическая пушка М55 (производится в Югославии по лицензии "Испано-Сюиза") с боекомплектом в 400 выстрелов, способная вести борьбу с легкой бронетехникой противника, а также с низколетящими целями. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ, его полный боекомплект – 2250 патронов.
 
В задней части башни оборудована сдвоенная пусковая установка ПТУР 9М14М "Малютка" с полуавтоматическим наведением по проводам (советского производства), еще две ракеты находятся в укладке в боевом отделении, перезаряжание осуществляется вручную через люк наводчика-оператора в крыше башни.
 
Комбинированный дневной/ночной бесподсветочный прицел находится в левой части башни. Головка прицела может поворачиваться в вертикальной плоскости, что позволяет использовать его в качестве зенитного.
 
В десантном отделении размещены посадочные места для 7 стрелков, имеющие индивидуальные перископические приборы наблюдения. Амбразуры для стрельбы из автоматов оборудованы вентиляторами отсоса пороховых газов и гильзоуловителями. Посадка десанта в машину и высадка из нее производятся через две герметично закрываемые двери в кормовом листе. Еще два люка размещены в крыше десантного отделения.
 
Ходовая часть состоит из пяти опорных и двух поддерживающих обрезиненных катков (на борт) с передним расположением ведущего колеса. Подвеска – торсионная. Гусеница мелкозвенчатая с резино-металлическим шарниром. Первая и последняя пары опорных катков имеют гидроамортизаторы. Верхняя ветвь гусеницы закрыта длинными узкими экранами.
 
БМП М80 имеет полностью герметичный корпус и способна без дополнительной подготовки вплавь преодолевать водные преграды со скоростью до 7,5 км/ч. Перемещение по воде происходит за счет перематывания гусениц. В задней части надгусеничных полок имеются гидродинамические решетки, а на верхнем лобовом листе – откидывающийся волноотражающий щиток.
 
В конце двадцатого века эта БМП успела поучаствовать практически во всех вооруженных конфликтах на территории бывшей СФРЮ.
 
Использованы материалы сайта "Отвага2004", armyrecognition.com
______ 

Монстры с подвесными моторами: китайцы вдохновлялись японскими разработками Второй мировой войны

Болгарские братушки скрестили БМП-2 с "Гвоздикой"
 
Югославские инженеры "подружили" танк Т-55 с противотанковым комплексом "Малютка"
 
Супер-БМП на базе Т-72 планировали создать в России в 90-е годы
 
В СССР уже создавали газовые турбины для БМП
 
Модернизированные Т-55 не помогли Саддаму Хусейну 
 
Атомные ракеты создавались для вооружения танков

Как танки "Абрамс" превратились в "советские Т-80"

Харьковские Т-64: от Приднестровья до Афганской границы 

Как Т-55 пытались скрестить с Т-72 и Т-80

Клон Т-54 был модернизирован китайцами при помощи российских технологий

 
 
 

Двойники Т-72 и другой военной техники спасут настоящие машины от высокоточного оружия

 

Испугавшись российского танка Т-80У, южнокорейские конструкторы создали роботизированную "Черную пантеру"

Китайский бронированный "Штурм": первый блин вышел комом

Т95: несостоявшийся прорыв 

Как хорваты превратили лицензионную версию Т-72 в противотанковую "Кобру" 

Белорусские "летающие танки" Т-80 скоро "улетят" в другую страну 

Китай начал летные испытания легкого истребителя пятого поколения J31

В Польше могут начать разработку 50-тонного основного боевого танка 

 
 

"Катер с пушкой" по-китайски - легкий танк "Тип 63"

Для чего российской армии нужны германские "Леопарды-2", "Боксеры" и "Пумы" 

 
 

САУ "Мста-С" 2С19М1-155 могут получить современные тепловизоры 

 
 
 
 
 
 
 
 
Появление "Арматы" продемонстрирует, что хоронить отечественную танковую школупреждевременно   

Сможет ли танк "Абрамс" ближайшие 20 лет оставаться "неуязвимым и всепоражающим"  

Тяжелый огнемет "Буратино" мог породниться с Т-80 и американским М-60

Казахстан превратит свои старые Т-72 в "Буратино" и "Терминаторы"

Американскую армию вооружат 60-тонными сверхзащищенными монстрами?

За 20 лет до "Арматы": танк Т-95 должен был стать базой для целого семейства военной техники 


Фото секретного самолета F-60: Китай начинает испытания еще одного стелс-истребителя?

Уникальный "красный" Т-72 готов выполнять задачи в чрезвычайных обстоятельствах 

Разоблачение мифа: Т-80 не страшны пески Узбекистана 

Спецбронеавтомобиль СБА-60-К2: с таким "Булатом" любой враг не страшен 

БТР "Бумеранг" "по-китайски" станет основой целого семейства: от колесного танка до штабной машины

Совершенно секретный танк показал свое "личико"

Танк Т-90С "Бишма" получит идеальное ночное зрение и сможет сбивать вражеские ракеты

Отказавшись от закупок БМД-4М, необходимо модернизировать оставшиеся боевые машины пехоты третьего поколения 

"Курганец-25": лучшая в мире БМП станет основой для целого семейства бронемашин   

 
 
 
 

Сирийские танки и БМП нуждаются в дешевых и эффективных средствах защиты

 
Военные эксперты в шоке: китайцы удивили мир еще одной неожиданной боевой машиной

Омский плавающий транспортер пятого поколения ПТС-4 лучший в мире

 
 
 
 

Российские бронетранспортеры: от "Ростка" до "Бумеранга" 

Джеймс Бонд отдыхает: российская служебно-боевая разведывательная машина превосходит лучшие мировые образцы 

Тайны "Белого Орла": питерская модернизация Т-72 - одна из лучших в мире  

 Китай продолжает эксперименты, улучшая характеристики танков

Необычная модернизация: гибридный танк T-55-64 из Харькова (фото и видео)

Т-62: 50 лет в строю. Мнение военного эксперта Виктора Мураховского 

ДРУГИЕ НОВОСТИ В РУБРИКЕ "ОБОРОНА И БЕЗОПАСНОСТЬ"

 

 

 

 

Автор: admin

© Вестник Мордовии
Это версия для печати. Перейти к полной версии