Т-62: 50 лет в строю. Мнение военного эксперта Виктора Мураховского
1 июля 1962 года "Уралвагонзавод" начал серийное производство среднего танка Т-62. Всего до октября 1973 года было выпущено более 19 тыс. таких боевых машин.
Детище Леонида Николаевича Карцева впервые было открыто показано 7 ноября 1965 года на военном параде в Москве. Эти танки долгое время оставались основой советских танковых войск в группах войск в Германии, Чехословакии, Венгрии и Польше, а также в округах, расположенных непосредственно на территории Советского Союза.
Как рассказал "Вестнику Мордовии" один из лучших российских военных экспертов Виктор Мураховский, имевший опыт эксплуатации этих танков, если сравнивать Т-62 со своими старшими братьями, то видно, что у Т-62 значительно выросла огневая мощь, особенно в направлении бронепробиваемости имеющимися в боекомплекте машины боеприпасами. В этом он превосходил большинство зарубежных сверстников, в плане огневой мощи с ним мог сравниться только английский танк "Чифтен".
У Т-62 появились такие удобные вещи, как механизм выброса гильз, на нем стояло более современное радиооборудование, хотя и сам прицел у танка не сильно отличался от того, что было на более ранних машинах.
Л.Н. Карцев
"Подлинным "царем поля боя" в Огадене стал танк Т-62. Несмотря на некоторые ограничения в подвижности, обусловленные горной местностью и низкой удельной мощностью, этот танк, благодаря превосходящей огневой мощи, без проблем уничтожал любые цели. Особенности театра военных действий позволяли вести огонь на максимальные по возможностям оружия дальности. Для Т-62 обычными были дальности стрельбы по бронированным целям 1600-1800 метров, а иногда и более. На таких дистанциях ответный огонь 100-мм и 85-мм танковых и противотанковых орудий врага был неэффективным.
Пробег Т-62 за время конфликта составил в среднем 1100-1300 километров, в основном по каменистым и суглинистым грунтам, в условиях высокой запыленности, высоких температур, с интенсивной стрельбой из пушки и спаренного пулемета.
Машины, прибывшие из наличия ВС СССР, к тому времени уже имели на одометрах 1200-2000 километров. Советские танки показали высокую надежность. Случаи выхода из строя по техническим причинам были редки: поломки привода вентилятора системы охлаждения, разрушение резиновых бандажей опорных катков, обрыв тяги привода переключения передач, утечка охлаждающей жидкости и т.д. Все подобные неисправности устранялись силами ремонтных органов батальонов и бригады. По техническим причинам ни одной машины безвозвратно потеряно не было.
Кроме того, танки Т-62 нравились кубинским экипажам простором в боевом отделении и удобством на рабочих местах, неприхотливостью и простотой обслуживания.
В боевых условиях периодичность технического обслуживания, установленная регламентирующими документами, не соблюдалась. Техобслуживание выполняли по потребности, исходя из реального состояния машин, предстоящих задач и текущих возможностей. В частности, промывку воздухоочистителей за это время выполнили всего один раз, поскольку был острый дефицит нужного оборудования. Зато проверку противооткатных устройств, проверку и регулировку стабилизаторов, подготовку прицельных приспособлений делали регулярно на всех танках в преддверии вступления в бой.
Во время наступления на перевалы Марда и Шебеле в районе Джиджига серьезные трудности вызвало поражение целей в окопах на гребнях высот. Угол места цели достигал 7-8°, что требовало ведения огня на углах возвышения, близких к максимальному.
Это вызывало ошибки в прицеливании, перелеты, повышенные нагрузки на противооткатные устройства и узлы стабилизатора. Особенно трудно было поражать цели с мизерной вертикальной проекцией: РПГ и СПГ в окопах, пулеметные гнезда. Расход осколочно-фугасных снарядов на такие цели был очень большим. В танках обычно держали 4-5 бронебойных подкалиберных снаряда, а все остальные были осколочно-фугасными.
Нередко дополнительный запас снарядов находился в ящиках на крыше трансмиссии. Ящики ставили на слеги, чтобы не препятствовать притоку воздуха.
Когда кубинцы покидали Эфиопию, все танки Т-62 были переданы эфиопской армии. Насколько известно, именно эти машины до сих пор в строю в Эфиопии. Они участвовали в боевых действиях против Эритреи, в гражданской войне в самой Эфиопии, и даже в современном конфликте с террористами в Сомали".
Кроме войны в Эфиопии, Т-62 приняли участие в десятках войн и вооруженных конфликтов. Приняв боевое крещение на Даманском, они воевали в Афганистане, Ближнем Востоке и странах Африки.
Последним военным конфликтом, где в составе Российской армии были задействованы эти танки, стала война "8.8.8"
Танки-ветераны сих пор состоят на вооружении армий многих государств мира, буквально на днях в репортажах из Йемена и Сирии вновь были показаны танки, вставшие на конвейер 50 лет назад.
____
Источник: admin
20.06.2012 11:17
Версия для печати