Необычная модернизация: гибридный танк T-55-64 из Харькова (фото и видео)
Танки семейства Т-55 являются самыми распространенными танками мира. Не будет преувеличением заявление, что танк Т-55 принимал участие во всех войнах и сколько-нибудь значимых вооружённых конфликтах второй половины ХХ в.
Действительно, машина, состоящая на вооружении почти 70 стран мира, заслужила любовь и уважение танкистов своей надёжностью, неприхотливостью, простотой управления и живучестью.
Эти качества обусловили широкое распространение машины – в общей сложности их было выпущено более 70 000 (по другим данным – 80000) единиц - число выпущенных Т-55 (с учётом копий и клонов) сравнимо с числом всех остальных танков, выпущенных в мире после второй мировой войны. В настоящее время на вооружении состоят около 40 000 танков, 20 000 из которых в рабочем состоянии.
Танк Т-55 является неофициальным чемпионом мира по способности к ремонту в полевых условиях. Простота конструкции обуславливает низкую стоимость машины и высокую боевую эффективность. Кроме экономических и технических аспектов, существуют также психологические моменты, связанные с танком Т-55. Среди них – традиции, опыт подготовки не одного поколения специалистов, знающих этот танк, привычка и очень большое количество (в ряде стран - до нескольких миллионов) снарядов для 100 мм пушки Д-10Т2С, запасов которых хватит ещё на долгие годы.
Но вечных машин не бывает. Танк, созданный в 1956 году, на сегодняшний день не соответствует требованиям подвижности и защищённости. Шасси практически исчерпало свой модернизационный потенциал и не позволяет сколько-нибудь серьёзно усилить бронезащиту, двигатель В-55 мощностью 580 л.с. не обеспечивает необходимых динамических характеристик.
Естественно, для повышения боевых характеристик машины и продления срока эксплуатации в ряде стран осуществляется её модернизация.
В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция обращения заказчика к экономичным вариантам модернизации Т-55. Основными направлениями модернизации являются апгрейд башни, модернизация шасси с целью увеличения защиты, улучшения динамических характеристик (путем установки более мощного двигателя, модернизации трансмиссии и подвески).
Одним из примеров может служить проводившаяся в рамках египетской программы "RAMSES-2" установка на Т-55 американского дизеля AVDS-1790-5A мощностью 620 л.с. и гидродинамической трансмиссии TSM-304 (немецкая лицензионная RK 304). Следует отметить, что простая замена силового блока не является комплексным решением проблемы.
Возросший поток мощности, пропускаемый через бортовые передачи и ходовую часть, не рассчитанные на такие нагрузки, привёл к их поломкам.
Для бортпередачи это выкрашивание и срезание зубьев шестерён, разрушение подшипников. В ходовой части происходит срезание зубьев ведущего колеса, разрушение пальцев траков, перегрев и разрушение резинового массива опорных катков, поломка торсионных валов, выход из строя подшипников ведущих колёс, опорных катков и направляющих колёс, вследствие перегрева нарушается работа гидравлических амортизаторов. Замена всех этих узлов на усиленные приведёт к увеличению стоимости модернизации машины до суммы, сопоставимой со стоимостью современного танка.
Кроме того, современные западные силовые установки имеют большие габариты, чем двигатель В-55 и требуют для своего функционирования развитых и габаритных систем охлаждения и воздухоочистки, гидродинамические трансмиссии также требуют применения собственной системы охлаждения, что ещё более осложняет "вписывание" силового блока в существующее моторно-трансмисионное отделение. Это неизбежно приведёт к увеличению высоты моторно-трансмисионного отделения, и, как следствие - ограничению углов обметания танковой пушки.
Другие варианты модернизации также имеют довольно высокую стоимость. Если мы рассмотрим их с точки зрения критерия соотношения эффективность/стоимость, то увидим, что большинство фирм стараются в первую очередь реализовать высокотехнологическую дорогостоящую продукцию, не имея при этом комплексного подхода к модернизации машины. Предлагаемые узлы и системы зачастую не предназначены для согласованной работы как друг с другом, так и с узлами и системами модернизируемого танка.
Более выгодным, как по экономическим, так и по эксплуатационным показателям, является решение проблемы, предложенное Харьковским БРТЗ.
Модернизация Т-55 предусматривает, при сохранении башни Т-55, замену всего шасси Т-55 на шасси Т-64. Данная схема предпочтительнее по целому ряду соображений. Во-первых, все узлы и системы шасси конструировались специально для совместной работы и идеально соответствуют друг другу.
Во-вторых, предлагаемое решение не требует переделки бронекорпуса, создающей ослабленные зоны вследствие большого количества сварных швов. В-третьих, предлагаемое шасси имеет отработанную конструкцию, оптимизированную в ходе длительной эксплуатации в войсках.
Предлагаемое шасси принадлежит боевой машине следующего поколения и имеет существенно более высокие боевые характеристики. В первую очередь это касается двухтактного 5-цилиндрового оппозитного дизеля 5ТДФ мощностью 700 л.с. На сегодняшний день этот двигатель имеет лучшую в мире удельную мощность (как габаритную, так и литровую). Ближайший его аналог - двухтактный 10-цилиндровый оппозитный дизель M-12ZG "Мitsubishi" японского танка "Тип-90" имеет массу в 3 тонны (против 1 тонны у 5ТДФ). Кроме того, "японец" имеет моторесурс в 400 моточасов (5ТДФ имеет гарантийный ресурс 500 моточасов, а квалифицированный механик-водитель может увеличить его в 2-3 раза). Следует также отметить, что M-12ZG имеет на 7 процентов больший удельный расход топлива.
Сходное решение было применено на оппозитном многотопливном дизеле Leyland L50 со встречным движением поршней в цилиндре (установленном на английском ОБТ "Чифтен") - он был вертикально-оппозитным с номинальной мощностью в 750л.с. для 55-тонного танка был явно слабоват, а еще и при установке в танк вышло, что он еще и до номинала недодавал. Возможно, из-за потерь в системе охлаждения и выхлопа
По желанию заказчика штатный двигатель мощностью 700 л.с. может быть заменён одним из форсированных вариантов двигателей семейства 5ТДФ мощностью до 850 л.с. в тех же самых габаритах.
По сравнению с шасси Т-55, шасси танка Т-64 обладает большей надёжностью, его бронезащита повышена более чем в два раза. Кроме того, механическая система управления Т-55 заменена более совершенной гидромеханической, существенно увеличена энергоёмкость подвески. За счёт заложенной в конструкции ходовой части способности к самоочищаемости и применения поддерживающих роликов, а в гусенице резинометаллических шарниров, снижены потери мощности в ходовой части, значительно увеличена её надёжность и долговечность при снижении объёмов обслуживания.
За счёт применения шасси Т-64 гибридная машина имеет более высокие разгонные характеристики, большие максимальную и маршевую скорости, больший запас хода по топливу, большую глубину водной преграды, преодолеваемую без подготовки.
За счёт того, что башня танка Т-55 легче башни Т-64, гибридный танк Т-55-64 имеет массу 33,8 тонн - на 7 тонн меньше, чем собственно Т-64. Вследствие этого элементы шасси танка Т-64 с башней Т-55 имеют больший срок эксплуатации, уменьшается нагрузка на двигатель, меньшее удельное давление на грунт обуславливает более высокую проходимость. Кроме того, более лёгкая башня даёт возможность усиления бронезащиты, использования более мощных систем вооружения и/или применения различных дополнительных систем и комплексов.
Комплекс конструкторских мероприятий позволил увеличить боекомплект с 43 до 55 снарядов.
Башня гибридного танка Т-55-64 - это башня танка Т-55 с 100 мм пушкой Д-10Т2С, но, в качестве опции, её стойкость к поражению противотанковыми средствами может быть значительно увеличена за счёт установки на ней элементов динамической защиты.
Несмотря на плотную компоновку, доступ к двигателю для обслуживания не представляет сложности, за счёт крыши моторно-трансмисионного отделения, легко поднимающейся при помощи специального механизма.
Предлагаемый гибрид Т-55 и Т-64 - это не образец высокой технологии, а машина, кардинально сокращающая разрыв между танками первого послевоенного поколения и современными машинами.
Предложенный вариант модернизации имеет высокое соотношение эффективность/стоимость, вследствие чего, с точки зрения бизнеса, оставляет далеко позади потенциальных конкурентов.
Сергей Березуцкий, маркетолог ГП "Харьковский БТРЗ"
Материал дается в сокращенном виде. Более подробный вариант будет размещен на сайте
otvaga2004
"Вестник Мордовии"
_____
Источник: admin
22.06.2012 12:36
Версия для печати