Китайский бронетранспортер «Тип 93»: первый блин вышел комом
Колесный бронетранспортер WZ-523 стал первой китайской колесной бронемашиной отечественного производства, принятый на вооружение и производившийся серийно. Вплоть до 1980-х годов китайские специалисты не могли разработать боевую колесную машину, отвечающую современным требованиям, а все опытные проработки так и не дошли до завершающей стадии. Поэтому было решено создать БТР на базе шасси большегрузного коммерческого грузовика, тем более что такой способ уже не раз применялся в мировой практике.
В качестве основы был взят трехосный автомобиль Tiema XC-2030, который производится в КНР серийно для гражданских и военных целей. Впервые БТР WZ-523 был публично показан 1 октября 1984 года на военном параде в Пекине, после чего его на западе стали обозначать как М-1984. В самом Китае он имел лишь заводской индекс, и лишь позже ему было присвоено обозначение «Тип 93» (ZSL-93).
На раму грузовика был установлен несущий сварной бронекорпус из плоских катаных бронелистов толщиной 6...12 мм. Компоновка БТР по сути имеет автомобильное расположение: отделение управления спереди, позади него моторное отделение, а сзади – боевое и десантное. Подобную компоновку имеют бельгийский БТР SIBMAS и южноафриканский «Ratel». Водитель машины (сидит слева) и командир (справа) имеют для обзора вперед два больших окна с бронестеклами, которые при необходимости закрываются бронезаслонками со стеклоблоками.
Для входа и выхода в бортах сделаны двери с окошками, также закрываемыми бронезаслонками. БТР не имеет приборов ночного видения, а для обеспечения движения в темное время суток впереди смонтированы 4 блока с фарами.
За изолирующей бронеперегородкой позади отделения управления расположен 8-цилиндровый дизельный двигатель водяного охлаждения BF6M1015CP мощностью 256 л.с. Он производится в КНР по германской лицензии и устанавливается на тяжелых грузовых автомобилях и тягачах. Вместе с двигателем в моторном отделении находятся обслуживающие системы и топливный бак. Выхлопной патрубок выведен на правый борт и протянут почти до кормы, где также имеется кожух глушителя. Максимальная скорость БТР по шоссе составляет 80 км/ч при запасе хода 600 км.
Между моторным отделением и левым бортом корпуса машины имеется узкий лаз, соединяющий отделение управления с десантным. Последнее оборудовано местами на 10 человек десанта. Сверху на крыше установлена турельная установка с 12,7-мм пулеметом «Тип 54/59» и люком, идентичная пулеметным установкам БТР «Тип 63/81». Боекомплект состоит из 600 патронов, уложенных в ленты. Для доступа в десантное отделение имеется дверь в корме и два люка в крыше. Их конструкция также полностью идентична бронетранспортерам серии «Тип 63/81». В бортах машины имеются пять закрывающихся окон (три слева, два справа___), которые предназначены для обзора и стрельбы из личного оружия.
Трансмиссия состоит из двухдискового сцепления, автоматической коробки передач (4 скорости вперед, 1 назад), раздаточной коробки, карданных и главных передач мостов, редукторов отбора мощности на водометы. Подвеска, по всей видимости, рессорная с гидроамортизаторами или подпружиниванием. На БТР применены широкопрофильные пулестойкие шины без регулируемого давления (размер шин 14,00 х 20). Передние колеса управляемые.
Бронетранспортер WZ-523 может преодолевать водные преграды вплавь при помощи двух водометных движителей в кольцевых насадках, расположенных в кормовой части позади колес. Скорость на плаву достигает 7 км/ч. Для предотвращения зарывания в воду в носовой части оборудован поднимающийся волноотбойный щит с механическим приводом.
После принятия на вооружение НОАК, бронетранспортер WZ-523 несколько лет эксплуатировался в боевых частях, пока не был сменен более новой машиной «Тип 90»/WZ-551. После этого все БТР WZ-523 прошли модернизацию и были переоборудованы для Народной вооруженной милиции КНР (см. ниже).
Модификации
«Тип 93»/ZFB-91 (полицейский вариант)
После того, как на вооружение НОАК поступили легкие колесные БМП и БТР «Тип 90» (см. стр.___), все бронетранспортеры WZ-523 были отправлены на капитальный ремонт и модернизацию. Основной целью модернизации было переоборудование машин в полицейский (патрульный) вариант для частей Народной вооруженной милиции Китая, получивший обозначение ZFB-91.
На БТР за ненадобностью демонтировали водометы и, соответственно, изменили конструкцию трансмиссии. Основные изменения произошли внутри корпуса: была установлена другая радиостанция, стеллажи для спецоборудования и полицейского вооружения (щиты, гранатометы для применения слезоточивого газа, мегафоны и пр.), улучшены эргономические показатели мест экипажа. Снаружи на крыше корпуса была установлена одноместная башенка кругового вращения с 7,62-мм пулеметом и двумя трехствольными блоками дымовых гранатометов. На крыше башни сделан люк, спереди которого установлен прожектор. Машина оборудована соответствующей назначению системой светосигнализации с проблесковыми маячками. Для разрушения баррикад и заграждений часть машин была оборудована бульдозерными отвалами.
Бронемашины ZFB-91 предназначены для охраны объектов военного и государственного значения, несения патрульной службы, урегулирования вооруженных беспорядков и мятежей. Подобные полицейские машины были созданы и на базе колесного БТР «90» .
«Тип 93»/WZ-523А
До того, как БТР был снят с вооружения армейских подразделений, имелся проект по его усовершенствованию, включающий новый более мощный двигатель, новую пулеметную установку со щитком и некоторые другие улучшения. Однако проект остался на бумаге в связи с появлением БТР «Тип 90».
На базе
Самоходный ЗРК «Тип 93» (HN-5C)
Одним из вариантов БТР, планирующихся к выпуску, был легкий самоходный зенитный ракетный комплекс с использованием ракет HN-5C («Хун Нань» – «красная кисточка»). На крыше корпуса должна была устанавливаться башня кругового вращения с двумя или четырьмя направляющими для пусковых установок, унифицированных с переносным ЗРК. В башне располагалось место оператора, который через большое застекленное окно визуально обнаруживал цель, или определял азимут от внешнего целеуказания. В корпусе находились стеллажи для укладки запасных зенитных ракет. Опытный образец ЗРК был создан и проходил испытания, но в серию не пошел.
Самоходный ПТРК «Тип 93» (HJ-8B)
Проект самоходного ПТРК на базе БТР планировался к производству на начало 1990-х гг. Машина должна была нести пусковую установку из четырех ракет на поворотной платформе, которая установлена в середине корпуса. Проект не был реализован в связи с появлением ПТРК на базе БТР «90» (4х4) .
Бронированная разведывательная машина «Тип 93»
Проект предусматривал создание разведывательной машины с установкой на нее современной инфракрасной, лазерной и радиолокационной аппаратуры. Машина должна была состоять на вооружении армии или вооруженной милиции, но ее производство начато не было.
__________________________________________________________
Колесная формула................................... 6х6
Боевая масса, кг................................... 11.200
Длина, м .......................................... 6,02
Ширина, ........................................... 2,55
Высота с пулеметом, м.............................. 2,73
Максимальная скорость по шоссе, км/ч............... 80
Максимальная скорость на плаву, км/ч .............. 7
Запас хода по шоссе, км ........................... 600
Емкость топливных баков, п ........................ 255
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м .................................. 0,55
подъем............................... ............. 65%
Экипаж (десант), чел. ..............................3 (8-9)
_______
Источник: admin
14.01.2013 11:09
Версия для печати