Разработка КМД
05.08.2022
Разработка чертежей КМД — завершающая стадия проектирования металлоконструкции. Литера «Д» в аббревиатуре означает «деталировочные».
Документацию готовят на заводе металлоконструкций, т.к. она должна учитывать специфику конкретного предприятия. Занимаются этим конструкторский и производственно-технический отделы.
Что необходимо для разработки чертежей КМД?
Деталировку разрабатывают по чертежам комплекта КМ. Последние отражают основную информацию о металлической конструкции:
- схему взаимного расположения всех ее элементов;
- общий вид с планами и разрезами;
- расчетные данные деталей;
- сечение и материал элементов — колонн, балок, фахверков и т.д.;
- узлы сопряжения с другими частями проекта — архитектурно-строительной, технологической, транспортной и др.
Разработкой чертежей комплекта КМ занимается проектная организация. Она должна состоять в СРО компаний, работающих в архитектурно-строительной сфере.
В редких случаях КМД сам является основным комплектом. Например, если это чертежи опор трубопроводов или нестандартной оснастки.
Зачем нужна разработка чертежей КМД?
Комплект чертежей КМД нужен непосредственно для изготовления металлоконструкции. В нем подробно прорисован каждый элемент с указанием:
- габаритных размеров;
- фасок;
- подрезок;
- мест сверления отверстий и фрезеровки;
- участков строгания опорных ребер.
На чертежах узлов указаны размеры с допусками, позволяющие с нужной точностью позиционировать элементы. Приводят количество и тип точек соединения.
Помимо технологии производства конструктор учитывает схему доставки металлоконструкции на стройплощадку и ее монтажа. Он разбивает изделие на части — отправочные марки. Последние должны иметь проездной габарит, при необходимости допускать кантование, удобно стыковаться с уже собранным каркасом. Для этого их снабжают монтажными скобами и центровочными приспособлениями для сварки. Сборочные элементы, из которых состоит марка, называют позициями.
На листе с общими данными приводят следующую информацию:
- краткое описание технологии производства работ;
- рекомендации относительно параметров сварных швов;
- усилие натяжения болтов;
- вид антикоррозионной и огнезащитной обработки;
- методы контроля качества на производственной площадке;
- этапы приемки работ.
Готовая документация передается в цех. Опираясь на нее, там приступают к изготовлению конструкции.
Структура разделов КМД
В состав комплекта входят:
- Титульный лист. Здесь указывают наименование проекта и его индивидуальный номер, данные разработчика.
- Раздел «Общие сведения». Содержит ведомость чертежей и описание конструкции с техническими характеристиками и другой информацией.
- Монтажные схемы. Отображают взаимное расположение отправочных марок с габаритными, привязочными и присоединительными размерами.
- Рабочие чертежи отправочных марок и деталей, из которых они состоят. Содержат информацию, необходимую для изготовления элементов и сборки их в узлы.
- Ведомости деталей. Выполнены в виде таблиц с данными об элементах. Приводится информация, необходимая для изготовления: материал, характеристики, особенности.
- Спецификации. Сводные таблицы с перечнем материалов, изделий и расходников. По ним закупают все, что требуется для производства металлической конструкции.
Правила разработки чертежей КМД
На этапе разработки чертежей КМД инженеры прежде всего руководствуются такими документами:
- СНиП III-18-75 о правилах производства и приемки работ при изготовлении металлоконструкций;
- Инструкцией Минмонтажспецстроя о членении каркасов на отправочные марки.
Заказчик (монтажная организация) согласовывает дополнительные технические требования (ДТТ). Здесь он приводит информацию, способную оказать влияние на технологию производства, доставки и монтажа металлоконструкции. Например:
- метод установки колонн на основание;
- способ разделения конструкции на отправочные марки;
- виды монтажных соединений;
- точки крепления скоб для подмостей, деталей для крепления монтажных кранов и пр.
Разработчики следуют таким правилам:
- В большинстве случаев вычерчивают только типовые узлы. Изображение сопровождают указанием параметров сварных швов или болтов/заклепок.
- В КМД для уникальных каркасов сложной формы прорисовывают все узлы.
- Избыточную информацию не приводят — только необходимый для изготовления минимум.
- Монтажные узлы изображают на монтажных схемах, к которым они относятся.
- На чертежах отправочных марок разрешено разрисовывать детали, входящие в их состав.
- Метод обозначения сварных швов выбирает заказчик.
- Набор ведомостей зависит от требований заказчика и особенностей изготавливаемой металлоконструкции.
- Чертеж детали сопровождается ведомостью того, в каких сборках она присутствует и в каком количестве.
- На чертеже детали из листового металла толщину последнего не указывают, т.к. она приведена в ведомости материалов.
Шаги разработки КМД
Разработка чертежей КМД проводится в несколько этапов:
- Анализ чертежей из комплекта КМ.
- Построение по ним 3D-модели конструкции в специализированной компьютерной программе (САПР).
- Проверка модели на наличие наложения деталей (коллизий) и их устранение.
- Разделение каркаса на отправные марки.
- Разработка монтажных схем. В них показывают, как соединяются между собой отправные элементы.
- Изготовление чертежей отправных марок.
- Изготовление чертежей отдельных деталей.
- Составление ведомостей и спецификаций с итоговыми подсчетами деталей, материалов и всего остального.
Специализированное ПО многие операции выполняет автоматически. Например, изготовление плоских чертежей по 3D-модели или составление спецификаций. Примером такой программы является Tekla.
Принципы разработки чертежей КМД
Разработка чертежей КМД основывается на принципе технологичности. Последний состоит в том, чтобы конструкция при заданных форме и прочности была как можно менее затратной в:
- изготовлении;
- транспортировке;
- монтаже;
- эксплуатации;
- ремонте.
Оценка стоимости разработки чертежей КМД выполняется не так, как для нестандартного оборудования. Причина состоит в преобладании типовых и часто повторяющихся узлов. Цену принято определять по тоннажу.
Если КМД разрабатывается только на вспомогательные объекты, например лестницы или ограждения, удельная стоимость может быть увеличена.
реклама
Материалы по теме: