Мы приносим новости

 

Творчество Терентiя Травнiка

23.06.14

К 50-летию мастера…
 

Творчество Терентiя Травнiка просто поражает своей многогранностью. Свой обзор я начну с музыки.

    Музыкой Игорь Алексеев, впоследствии взявший уже упомянутый псевдоним, увлекался с детства и окончил музыкальную школу. В 1979 году, пятнадцатилетним, вместе со своими одноклассниками он организовал металлическую рок-группу, после смены нескольких вариантов ставшую называться «Ноев Ковчег». Игорь Алексеев был главным композитором группы (стихи писали, причем не в соавторстве, все три участника). Он показал явный мелодический талант и, именно благодаря ему, «Ноев Ковчег» начал склоняться к мелодическому металлу, даже к рок-балладам. Уже тогда у Алексеева зарождался поворот к неэлектрическому звучанию. Примеры этому – шуточная песня на собственные стихи, записанная под аккомпанемент акустической гитары, несколько инструментальных пьес.

     Затем произошло то, что происходило и происходит часто. Творческие разногласия между музыкантами привели к распаду группы, а товарищи Игоря довольно быстро прекратили заниматься музыкой. Иначе поступил Игорь Алексеев, собравший в 1985 году новый состав «Ноева Ковчега», который через три года записал двойной альбом «Возвращение».  Алексеев проявил себя не только как композитор, аранжировщик, гитарист, но впервые и как солист. Ровно половина песен альбома (12 из 24) было написано на его стихи, а группа приобрела уже упоминавшееся неэлектрическое звучание, сохраняя при этом мелодизм. Другим ярким примером такого подхода я считаю распавшуюся пять лет назад питерскую группу «Зимовье зверей» Константина Арбенина.

     В 1989 году «Ноев Ковчег» стал фактически сольным проектом Игоря Алексеева, взявшего тогда псевдоним Горя Мел (уже через год он сменится на Терентiй Травнiкъ). Подобное происходило с Александром Градским и его группой «Скоморохи», с Сергеем Сарычевым и группой «Альфа», а особенно с Борисом Гребенщиковым, который возглавлял в 1980-е годы стабильный и практически не менявший состав «Аквариума», сейчас же, сохранив название, давно записывается и выступает с постоянно меняющимся аккомпанирующим ансамблем.

     Здесь надо отметить, что Травнiкъ никогда не скрывал – Гребенщиков был кумиром его юности, посвятил тому свою песню «Сталкер». Влияние было неизбежно, но, если, допустим, написанные в 1990 году и до сих пор не теряющие актуальность антивоенные «Оловянные солдаты» представить как песню «Аквариума», это, по моему глубокому убеждению, была бы одна из лучших песен знаменитой группы. Затем влияние, как того и следовало ожидать, окончательно сменилось на собственный самобытный стиль.

     Травнiкъ писал песни в первую очередь на собственные стихи, а также на стихи своих друзей (Николая Ефремова, Маргариты Завьяловой, Николая Фомина, Александра Хасминского – на стихи Хасминского написана даже не песня, а романс). Завершавшая лучший, на мой взгляд, альбом «Ноева Ковчега» «Выпь» песня «Родник» основана на стихотворении духовного учителя и крестного отца Травнiка, философа Михаила Курганова. О своем сотрудничестве с Травнiком я расскажу несколько позже.

     Но обращался Травнiк и к классической поэзии. Уже психоделическая баллада «Скажи мне, женщина» на стихи Федерико Гарсиа Лорки весьма интересна, а два других обращения к творчеству великого испанского поэта, «Ящерок» и «Безнадежная песня», я, не боясь такого громкого слова, назову шедеврами. Другой зарубежный поэт, на чьи стихи писал Травнiк, - английский романтик Джон Китс. Чаще Травнiк обращался к творчеству русских поэтов – Федора Тютчева, Афанасия Фета, Алексея Плещеева, Константина Бальмонта, Ивана Бунина. На стихотворение Бориса Пастернака Травнiк написал песню «Снег идет», вступив в соперничество с уже положившим это стихотворение на музыку Сергеем Никитиным. Еще двух классиков русской поэзии я упомяну, когда коснусь очень важной линии в творчестве Травнiка.

     Пока же я хочу написать о нем как о певце. Не обладая выдающимися вокальными данными, Травнiкъ прекрасно чувствует свою и чужую поэзию, очень правильно ставит интонации. Такие способности есть, увы, у не такой уж большой части певцов и певиц. Они есть у Градского, а вот талантливого Андрея Сапунова Константин Никольский критиковал именно за их отсутствие при записи его песен.           

     Теперь – об очень важной линии. Еще в инструментальных пьесах альбома «Возвращение» наряду с такими известными мелодиями, как ElCondorPasa, SaintLoisBlues, использовалась и мелодия русской народной песни «Светит месяц». В тот же альбом вошла песня на стихи неизвестного автора «Бедняк», написанная в фольклорном стиле.

      Удачно экспериментируя в области русской фольклорной мелодики, Травнiкъ использовал как собственные стихи (больше всего мне нравится заглавная песня альбома «Иванъ’ да ‘Марья»), так и поэзию Алексея Кольцова, Ивана Никитина.

      В 1999 году благодаря продюсеру Сергию Бенцианову был записан альбом «Дождь в твоем городе», где старые песни «Ноева Ковчега» зазвучали в рок-аранжировках (не обошлось, правда, и без виолончели). Вообще, Травнiкъ стремился к мягкому звучанию; он сам говорил мне, что у него была мысль использовать вместо бас-гитары контрабас (этого все-таки не случилось). Можно написать о достаточно большом тираже диска, о его популярности в разных городах, и это будет чистой правдой. Но, как мне кажется, на читателей произведет большее впечатление такой рассказ. Одна моя знакомая, до этого не знавшая песни Травнiка, пришла от кассеты, которую я дал ей послушать, в такой восторг, что даже сказала: я будто бы обещал подарить ей эту кассету. Я не давал такого обещания, но не стал отказывать в подарке. Травнiкъ же, ничего не подозревавший о случившемся, возместил мне потерю, подарив уже диск «Дождь в твоем городе». Вообще, у меня дома большая коллекция компакт-дисков Травнiка – под названием «Ноев Ковчег» (чаще всего Т. Травнiкъ и Noe) и не только.

    Название «Ноев Ковчег» после альбома «Дождь в твоем городе» стало частью истории. Еще в середине 1990-х годов Травнiкъ, используя сильно возросшие возможности синтезатора, начал писать инструментальную музыку. Помню, как я сказал: он вполне может быть композитором фильма, а Травнiкъ ответил, что даже не думает об этом. Тем не менее его музыка (и его воспоминания) звучат в документальном фильме «Сушкин дом». В 1994 году он снял фильм «Стекло». Очень многие снимают на видеокамеру своих друзей, знакомых, самих себя. У Травнiка сейчас более 100 видеокассет, где отражены, помимо того, что могут снять все остальные, также концерты и путешествия по стране. Но «Стекло» основано в первую очередь на достаточно типичных съемках. Я не знаю ни одного примера, чтобы на такой основе был создан фильм, художественное произведение (хотя и без обычного подхода – сюжет, роли). У Травнiка это получилось – благодаря очень удачному монтажу и опять-таки музыке.

     Главное же его произведение в инструментальной музыке на данный момент – симфостори «Гугушатия». Слушая диск, можно подумать, что играет симфонический оркестр; на самом деле и такие возможности дает современный синтезатор, причем профессионалы уже признают, что не в состоянии отличить его от настоящего оркестра. Написанная Травнiком музыка совмещает в себе и традиции классики, и находки самого композитора. Гугушатия – это фантастическая страна, связанная местом своего расположения с бывшей усадьбой Узкое неподалеку от Ясенева (Травнiкъ дважды достаточно долго жил в Ясенево; у него остались здесь друзья, включая и меня). К диску приложена карта Гугушатии, кратко изложена история страны; все это легко позволяет понять названия частей симфостори. В этом изложении чувствуются откровенные параллели с любимыми Травнiком циклами романов Джона Толкиена и Клайва Льюиса. Однако Травнiкъ изложил свое эпическое фэнтэзи не литературно, а музыкально. И, хотя это никогда не входило в планы автора, «Гугушатия» может стать основой для балета.

    Увлекся Травнiкъ также сочинением и записью музыки для релаксации. Эта его работа вызвало немало благодарных откликов.

     Если вы подумали, что Травнiкъ отказался от песен, то вы глубоко ошиблись. Он обратился к бардовской песне, причем далеко не только на собственные стихи. Наиболее удачными я считаю альбомы «Пятое Время года» (2004; на стихи очень талантливой и впоследствии безвременно ушедшей из жизни поэтессы Анастасии Вольной) и «Le’ MoirZong» (2005; на стихи Феликса Мокеева и мои стихи).  

    Коснувшись своего сотрудничества как поэта с Травнiком-композитором, я вовсе не хочу немного переместить акцент на себя. Я хочу рассказать тем, кто с этим никогда не сталкивался, о процессе соавторства. Несмотря на многолетнюю дружбу, у нас долго была только одна совместная песня, написанная еще в 1991 году и через год вошедшая в бонус-трек альбома «Светлая грусть». Она называется «Соната» («Ты не чужая мне»). Надо сказать, что, из-за постоянных повторов двух строк в конце каждой строфы, стихотворение имело песенный характер, и, хотя я не музыкант, не композитор, у меня в голове вертелась какая-то собственная мелодия. Не удивительно, что, услышав мелодию Травнiка, я безоговорочно признал ее полное превосходство.

    Я был поражен, когда через десять с лишним лет возникли семь песен на мои стихи, причем Травнiкъ обратился к тем стихотворениям, которые я никогда не представлял положенными на музыку, а два из них, признаться, вообще подзабыл. Меня устроило все, причем на сто процентов, устроили и некоторые изменения, сокращения, которые предложил автор песен. О чем это говорит? Конечно, о прекрасном понимании Травнiком поэзии. Если поэт, к творчеству которого композитор обратился, испытывает только большое удовольствие и глубокую благодарность, что еще можно сказать? Замечу также, что в песне, основой которой стала моя вольная вариация на тему знаменитого «Альбатроса» Шарля Бодлера (впоследствии я сделал и точный перевод), Травнiк немного отклонился от традиционной стилистики бардовской песни, включив сыгранную на синтезаторе партию саксофона.

     В 2000 году Травнiкъ начал продюсировать молодых исполнителей и исполнительниц, среди которых я бы особенно отметил Светлану Смирнову.

     О музыке Терентiя Травнiка написано уже много; наступила пора поговорить и о Травнiке-поэте, выпустившем далеко не один поэтический сборник.

     Как признался сам Травнiк, «Иногда мне кажется, что все стихотворение написано ради одной строчки, одного мгновения, одного вздоха. Это необыкновенное ощущение в душе. Эту строчку надо найти, прочувствовать в душе. Она есть в каждом хорошем произведении».

     «Стихи рождаются от строчки», - писал он и в одном из своих стихотворений. Таких ярких, заставляющих глубоко задуматься строчек можно процитировать немало («Мы можем лишь стремиться к цели, / Но достижения – не в нас», «И невозможно не заметить / Любовь в беззвучиях стиха», «Стихи пришли одновременно с болью…»). Строки «Молчанье звезд – не ты ль ответ / Всему театру мирозданья?» напоминают мне Шекспира (уж поверьте автору-составителю энциклопедии о Шекспире). Очень важно для меня и то, что среди «духовного одичания метафоризма» (определение великого поэта Юрия Кузнецова), среди постмодернизма и постструктурализма (такое впечатление, что все эти многочисленные термины создаются для того, чтобы прикрыть пустоту) Травнiкъ пишет просто очень хорошие русские стихи, продолжает и развивает традиции русской поэзии. Широко известно, что любимый им Пастернак после многолетних исканий пришел именно к простоте и ясности стиха.

     В прошлом году, получив от Травнiка на e-mail его новые стихи, я ответил: «…твои стихи продолжают главную линию русской поэзии советского времени (это не политическое, а хронологическое определение). …трудно даже поверить, что такие стихи написаны вчера». Одно из стихотворений Терентiя Травнiка, вызвавшее такой ответ, я хочу привести целиком.

 

 

 

     ИМЕНИНЫ

 

С душою нынче говорил…

Был тихий свет и тихий вечер.

Еще кружком стояли свечи –

Горели. Месяц-старожил

 

В окно заглядывал украдкой,

И бело-синий свет его

Стекал прозрачно и легко

К рубину старенькой лампадки.

 

В приделе пахло тишиною,

Прохладой стен… и золотым

Казался мне кадильный дым,

Как час закатный над водою.

     Удаются Травнiку и стихи для детей (можно вспомнить также его песни, вошедшие в «Детский альбом»). Я понимаю, как это сложно; сам я не пишу такие стихи, я могу их только переводить.

 

Терентiй Травнiкъ на Мухиной горе в Москве
 

     Особое место среди поэтических сборников Травнiка занимает «Вечный май», изданный в 2010 году к 65-летию Победы. Надо сказать, что Травнiкъ никогда не находил спонсоров для своих книг и издавал их за собственный счет. Ему помогали издавать книги за границей, но не помогали у нас. «Вечный май» не составил исключения. Помогали, насколько могли, друзья и знакомые; я тоже имел честь принять в этом участие.

    Я лишь на три года моложе Травнiка, мы принадлежим к одному поколению. И для лучших представителей нашего поколения День Победы навсегда останется великим праздником.

     В сборнике «Вечный май» замечательно все – и высокий уровень поэзии, и сама тема. Больше всего мне нравится стихотворение «Она ждала его всю жизнь…», которое, как мне кажется, могло бы стать песней. В конце концов, если такой поэт, как Травнiкъ, часто писал на чужие стихи, почему другой композитор не может положить на музыку его стихи? И один такой человек уже есть. Это профессиональный композитор Владимир Булюкин, автор и исполнитель романсов на стихи Травнiка.

     Обращался Травнiкъ и к художественной прозе. Его опыты в этой области очень интересны, часто близки к творчеству Эрнеста Теодора Амадея Гофмана и Вильгельма Гауфа. Но проявил он себя, конечно, гораздо больше как поэт, чем как прозаик.

 

 

     Знаменитые слова Генриха Гейне «Мировая трещина проходит через сердце поэта» в полной мере касаются Травнiка. Его глубоко волнуют события на Украине, которые мы с ним неоднократно обсуждали. Будучи и публицистом, он издал в этом году книгу «Очерки публицистики», в которой давал свою оценку этих событий, размышлял о российских проблемах, о том, как их можно решить. Эти актуальные темы не мешают Травнiку размышлять и о поэзии: «В поэзии есть одна сторона, которая показывает ее глубокую связь с природой – это НЕВОЛЬНОСТЬ поэтического творчества. Горе поэту, который вздумает сочинять!». (С этим на первый взгляд парадоксом я абсолютно согласен).

     Травнiкъ проявил себя и как философ, выпустив в 1995 году книгу афоризмов «Лучина» (при этом работа над книгой началась на три года раньше). В 2009 году вышло уже четвертое дополненное издание. Через год двадцать два афоризма вошли в «Антологию мудрости», составленную Владимиром Шойхером. Еще через год фрагменты «Лучины» пополнили «Энциклопедию афоризмов, цитат и высказываний современников и профессиональных мастеров слова». «Лучина» переводилась на английский язык; я сам занимался проверкой этого перевода.   

     Коснувшись того, что сделал Травнiкъ в таких областях, как музыка, литература, философия и публицистика, пора рассказать о нем как о художнике. Рисовать он начал еще в пять лет, а полностью сложился во второй половине 1980-х. Его главным стилем стал сюрреализм; некоторые, вполне допустимые уходы к другим стилям, только подчеркивали это главное направление.

     Конечно, сразу найти свой путь просто невозможно – так и в музыке, начав с металла, Травнiкъ пришел к совершенно иному. Написанный в 16 лет «Автопортрет» вполне реалистичен (правда, вспоминается строка Давида Самойлова «Почему-то он сделан брюнетом»; действительно, почему юный блондин изобразил себя именно брюнетом, есть ли в этом внутренний смысл?). Тогда же написан «Портрет незнакомца» - довольно типичная модернистская «шарада». Такие шарады интересно разгадывать, но, если действительно любишь живопись, то ищешь в ней вовсе не забав. Через год Травнiкъ написал «Журавль» и «Дисгармонию», где через модернизм уже начинает сильно пробиваться сюрреализм. Путь был найден, и начинающий художник с поразительной быстротой шел к самобытности.

     Некоторые картины Травнiка совпадают с его песнями тех же лет даже по названию («Город серебряных крыш», «Улитки и звезда»). Это мне очень интересно, как вообще интересен синтез разных жанров в искусстве. В картине «Город серебряных крыш», мне кажется, особенно удачно проиллюстрирована строка из одноименной песни – «Окно колдуна под крышей горит».

      Я упоминал о том, что Борис Гребенщиков был кумиром юности Травнiка. И, хотя к песне «Под небом голубым», помимо исполнения и участия в аранжировке, Гребенщиков имеет еще лишь одно отношение – замена первой строки (у Анри Волохонского было «Над небом голубым»), песня оказалась слишком прочно связана со знаменитым лидером «Аквариума». Картина Травнiка «Под небом голубым» носит лирический характер и наряду с другими лирическими картинами несколько осветляет картины трагические (которых гораздо больше). Есть и картины драматические – особенно значительна «Борьба» о борьбе добра и зла в душе изображенной женщины. Мне уже доводилось писать о том, что на такой же идее основана первая часть Шестой симфонии П. И. Чайковского. Значит, картины пересекаются по смыслу не только с песнями их автора, но и с монументальными произведениями великих классиков. И это вполне естественно.

     Иногда параллели с песнями возникают не напрямую. Так, кровавое, совершенно зверское изображение Марса на картине «Парад планет» близко к антивоенным песням Травнiка (особенно вспоминаются «Оловянные солдаты»), к антивоенным фрагментам в его песнях. Ведь Марс – это, как известно, бог войны.

     Название картины «Парад планет» заставляет вспомнить о кинематографическом сюрреализме, о его основателе Луисе Бюньюэле (художником-постановщиком первого фильма Бюньюэля был Сальвадор Дали), о лучших представителях данного направления в нашем кино – Карене Шахназарове и Вадиме Абдрашитове. Именно Абдрашитов снял в 1984 году уже забытый, к сожалению, большинством сюрреалистический фильм под названием «Парад планет». 

     В нашей электронной переписке Травнiкъ писал о своих впечатлениях от съемок, о том, какие красивые молодые люди приходили на майдан, о том, что виноваты в произошедшем олигархи, представители его поколения. Я думаю, что не следует из-за близости или даже полного совпадения годов рождения смешивать все поколение в одно целое. Мы не были ни олигархами, ни друзьями олигархов; я уже упоминал здесь о том, что Травникъ не мог найти в нашей стране спонсоров для издания своих книг. И он обличал будущих олигархов в своих картинах еще тогда, когда те только выходили на ту дорогу, где Боливар не вынесет двоих. Это ярче всего проявилось в картине «Пороки», где смотрит друг на друга пара импозантных и одновременно мафиозных джентльмена. Стоящий на столе цветок, видимо, символизирует пресловутый гламур, хотя в момент написания картины это слово у нас не употреблялось. В центре же картины – настоящий Порок, но не комический Порок средневековых мистерий, а совершенно бездушное существо с мертвыми глазами и черным знаком на лысой голове.

    Конечно, далеко не все картины Травнiка так безысходны (особенно если они касаются людей искусства). Я думаю, из тех, кто любит живопись Травнiка, почти все назовут если не лучшей, то по крайней мере самой известной его картиной «Реквием». Повторю то, что уже писал об этой картине: «Умерший пианист остался у рояля. Но он воскрес, поднимающийся по светлой лестнице вверх скрипач – это его душа». Далее я продолжал о нашей общей с Травнiком вере в бессмертие души.

    Многие картины Травнiка проданы и находятся в частных коллекциях (это естественно для художника). «Реквием» же не продан, а подарен – нашему общему другу Николаю Фомину, большому знатоку живописи. Хотя в картине нет никаких четко выраженных ассоциаций с Моцартом, само название и характер полотна не могут не вызвать таких ассоциаций. И три года назад я подарил Николаю на день рождения DVD с замечательным фильмом Милоша Формана «Амадеус», который посвящен Моцарту.

 

    В свое время я применил по отношению к Травнiку выражение «ренессансная личность». Судите сами, был ли я прав? Я посвятил свою статью творчеству Травнiка, но стоит упомянуть и о том, что он на самом высоком уровне давал психологические консультации.

    Сколько сделано за 50 лет жизни! И путь продолжается – мы, друзья Терентiя Травнiка, просто те, кто любит его творчество, ждем от него новых больших удач.

 
 
                                                                                                                       
                                     

Версия для печати

Автор: admin
Здравоохранение
22 ноябрь 2024 10:02
22
ноябрь
10:02
layer up

В Мордовии за неделю выявлен небольшой рост заболеваемости коронавирусом

В Мордовии с 11 по 17 ноября зарегистрировано 54 случая коронавируса, на 7 больше, чем было на предыдущей неделе. 63 человека выздоровели за этот период, на прошлой неделе выписали 50 человек. Статистику публикует портал Объясняем.рф.

12 ноябрь 2024 16:27
12
ноябрь
16:27
layer up

В Мордовии за неделю выявлено 47 случаев коронавируса

В Мордовии с 4 по 10 ноября зарегистрировано 47 случаев коронавируса, почти на треть меньше, чем было на предыдущей неделе. 50 человек выздоровели за этот период, на прошлой неделе выписали 100 человек. Статистику публикует портал Объясняем.рф.

06 ноябрь 2024 09:09
06
ноябрь
09:09
layer up

Федеральное медико-биологическое агентство отметило работу Мордовии по развитию Службы крови

В Москве 5 ноября стартовал XVI Всероссийский форум Службы крови. Мероприятие стало платформой для обсуждения актуальных вопросов донорства и его развития в России.

05 ноябрь 2024 11:35
05
ноябрь
11:35
layer up

В Мордовии за неделю выявлено 75 случаев коронавируса

В Мордовии с 28 октября по 3 ноября зарегистрировано 75 случаев коронавируса, на 16 меньше, чем на предыдущей неделе. 100 человек выздоровели за этот период, на прошлой неделе выписали 95 человек. Статистику публикует портал Объясняем.рф.

02 ноябрь 2024 11:11
02
ноябрь
11:11
layer up

Глава Мордовии встретился с директором НМИЦ трансплантологии Сергеем Готье

Глава Мордовии Артём Здунов 1 ноября провел рабочую встречу с директором НМИЦ трансплантологии, главным внештатным специалистом - трансплантологом Минздрава России, академиком РАН Сергеем Готье. Во встрече приняли участие первый вице-премьер Галина Лотванова, министр здравоохранения РМ Олег Маркин, ректор МГУ имени Н.П. Огарева Дмитрий Глушко, главный врач Мордовской республиканской клинической больницы Сергей Ладяев, главный врач Медицинского центра МГУ имени Н.П. Огарева Нюргун Степанов, директор Федерального центра развития биотехнологий и медицины Иван Пятаев.