Харьковские Т-80УД могли стать "донорами " для реактивных "восьмидесяток" Российской армии
Танки Т-80УД состояли на вооружении более четверти века. Предназначенные для противостояния НАТО они приняли участие в самых драматических событиях российской истории - вышли на московские улицы в августе 1991 года и в октябре 1993-го.
Впервые публичная демонстрация танков Т-80УД состоялась во время юбилейного парада 1990 года, хотя за два года до этого изображения дизельной "восьмидесятки" со встроенной динамической защитой появились в теперь уже забытом журнале "Советское военное обозрение".
Т-80УД
На конец 80-х годов Т-80УД можно было назвать одними из лучших танков в мире. По сравнению с западными машинами, харьковский танк был гораздо легче: он весил всего 46 тонн. Однако по бронезащите отечественные машины могли противостоять всем имеющимся в то время в странах НАТО боеприпасам. Экипаж включал три человека.
Вооружением машины являлась 125-мм пушка со спаренным пулеметом калибра 7,62 мм. В боекомплект входили не только подкалиберные, кумулятивные и осколочно-фугасные снаряды, но и управляемые ракеты, способные поражать цели на дистанции в 5 км. Мощность двигателя - 1000 л.с. Максимальная скорость составляла 60-65 км/ч. Запас хода - 450-560 км.
Конечно, во время эксплуатации в войсках у танка обнаружились "детские болезни", но процесс их "излечения" осложнялся тем, что после распада Советского Союза, Харьков стал заграницей. Но, тем не менее, в начале 90-х годов Т-80УД были на вооружении двух самых элитных соединений: Кантемировской и Таманской дивизий.
Правда, в середине 90-х кантемировцы получили газотурбинные Т-80У, а потом к ним добавились и более старые Т-80БВ. Что касается таманской дивизии, то там "удэшки" находились на вооружении вплоть до поступления Т-90А.
Однако дизельные Т-80 были переданы в учебные части, где эксплуатировались буквально до недавнего времени.
Но со временем танки, выпущенные в Харькове, исчерпали свой ресурс, и их стали перегонять на танкоремонтные заводы для утилизации. Правда, резали только корпуса боевых машин, башни аккуратно складировали.
Башни от Т-80УД
Предполагалось, что на корпуса газотурбинных Т-80БВ будут устанавливать башни от списанных танков. Новая модернизированная машина получила обозначение Т-80УЕ1. Харьковские башни отличались от старых более мощным бронированием и наличием закрытой зенитной пулеметной установки. Командир мог вести огонь, в том числе, и по наземным целям, не открывая люка.
Была также существенно доработана система управления огнем, предусматривалась, например, установка современного тепловизора "Плиса".
Мощность двигателя повышалась с 1100 л.с. до 1250 л.с. Благодаря этому возрастали максимальная скорость и маневренность.
Воздухозаборное устройство позволяло преодолевать без подготовки брод глубиной до 1,8 м, а автономный энергоагрегат мощностью 18 кВт - экономить топливо и делать танк более скрытым в обороне.
Вместо навесной динамической защиты первого поколения намечалось использование усовершенствованной "реактивной брони".
Т-80УЕ1
Такой вариант модернизации танков был принят на вооружение в апреле 2005 года. Он мог еще долгие годы находиться на вооружении, ведь по большинству характеристик был бы лучше того же Т-72Б3. Но, к сожалению, успели сделать лишь небольшую партию этих танков, после чего все работы в этом направлении свернули, и сотни харьковских башен оказались никому не нужны.
Источник: admin
17.12.2013 17:23
Версия для печати