Кондиционер на российском танке - может не стоит ждать "Арматы"?
Отечественная бронетехника долгое время критиковалась за недостаточно комфортные условия, созданные для работы экипажа и десанта. Еще во времена Советской Армии в журнале "Военный Вестник" появилась наделавшая много шума статья "О человеке забыли". Хотя особых открытий в ней сделано не было, а присутствовала лишь констатация факта.
Кондиционеры устанавливаются только на экспортные боевые машины российского производства
Сейчас также существует мнение, что работы по улучшению эргономики боевых машин начались чуть ли не в современной России, хотя на самом деле, все наши конструкторские озаботились этим намного раньше.
Так при создании в Ленинграде основного боевого танка нового поколения Объект 299 было уделено большое внимание именно этому направлению. Места членов экипажа должны были быть оборудованы очень удобными креслами, которые позволяли танкистам выполнять свои функции в течение длительного времени. В целом, наличие специальных устройств обеспечивало бы непрерывное нахождение в танке в течение двух суток.
Объект 299: в нем должны были быть созданы все условия для экипажа
К сожалению, из-за недостатка финансирования данный танк не дошел до этапа создания опытного образца, хотя многие его элементы были отработаны на разных машинах.
В 90-е годы, когда вооруженные силы были посажены на голодный паек, выжить оборонщикам позволили, в основном, экспортные поставки. А зарубежные клиенты, как правило, хотели, чтобы техника была не только высокоэффективной, но и комфортной при эксплуатации в мирное время. Поэтому стали появляться на наших машинах ранее диковинные опции, типа кондиционера.
Хотя, например, индийские военные при покупке Т-90С решили сэкономить именно на устройствах для поддержания оптимальных климатических условий. За что и поплатились в первые годы эксплуатации "девяностых" в экстремально жарких (50 градусов Цельсия) условиях пустыни Тар на индо-пакистанской границе. Установленные на танках "нежные" французские тепловизоры начали выходить из строя.
Правда, порой доходило до курьезов, одно ремонтное предприятие, находящееся в ближнем зарубежье, стало предлагать свои модернизированные советские БТРы с боевыми отделениями, которые должны были быть обшиты… кожей. Кожаными были кресла экипажа и десанта. Однако даже падкие на такие излишества арабы из государств Залива не отважились прибрести столь оттюнингованные бронемашины.
Алжир, учтя индийский опыт, уже стал устанавливать на свои Т-90СА кондиционеры, то же самое сделал Азербайджан. В Российскую армию машины с кондиционерами не поставляются. При прежнем руководстве МО много говорили о заботе о военнослужащих, но на модернизированных Т-72Б3 на этой опции тоже решили сэкономить. А ведь на юге России - тоже высокие температуры. Посидели бы они за броней танка где-нибудь в Абхазии, Чечне или Краснодарском крае днем в середине июля...
Недавно в Баку состоялся военный парад, и большинство техники, принимавшей в нем участие, даже такой старой, как самоходки 2С1 и 2С3, были оборудованы кондиционерами.
Вполне возможно, и у нас в ближайшие время произойдут положительные подвижки, в апреле пресс-служба Южного военного округа сообщала, что наша военная база в Абхазии должна получить 40 БТР-82 с кондиционерами.
Как неоднократно сообщалось, создаваемая в настоящее время новая российская бронетехника, типа платформ "Армата", "Бумеранг", "Курганец-25", создается как раз с условиями кардинально улучшенной эргономики. Получается, все же "вспомнили о человеке"? Так ли это, мы должны узнать в ближайшие нескольких лет, при условии, что секретные машины, наконец, представят широкой общественности.
Фото: "Отвага2004"
Источник: admin
12.07.2013 14:24
Версия для печати