Немецкие "гробы на гусеницах" с двумя пушками
Обычно о германском танкостроении после Второй мировой войны принято говорить только хорошее, еще бы немецким конструкторам удалось создать, по мнению большинства военных экспертов, пожалуй, лучшие зарубежные танки "Леопард-1" и "Леопард-2". Однако на их счету были и такие разработки, которые сейчас кроме недоумения и подозрений в желании попилить бюджет больше никаких мыслей не вызывают.
В конце 60-х годов стало окончательно ясно, что амбициозный проект создания совместного германо-американского танка МБТ-70 потерпел крах, инженеры ФРГ продолжали модернизировать первый "Леопард" и начали трудиться над новым танком третьего послевоенного поколения.
В те годы вовсю велась дискуссия о том, что классическая компоновка начинает устаревать, и поэтому необходимо создать что-то принципиально новое. И если в СССР Морозов предложил свой Объект 450, известный также как Т-74, танк с выносным размещением вооружения, то и в головах конструкторов фирмы МаК родилась идея создать не менее оригинальную машину.
Правда, многим современникам детище немцам напомнило немецкие самоходки времен второй мировой войны. Некоторые увидели в этих машинах влияние шведского танка STRV-103. Третьи стали говорить о кризисе танкостроения ФРГ, окрестив эти бронемашины "гробами на гусеницах". Но в создаваемых танках, получивших неофициальное обозначение "Леопард-3", было одно отличие от старых самоходок Вермахта и от скандинавской машины, они были вооружены двумя пушками.
Были созданы два прототипа, получившие обозначение VT (Versu-chstrager 1). На испытательные полигоны они выехали в 1972 году. Машины были изготовлены из обычной, а не броневой стали.
На первой машине VT1-1 были установлены две 105-мм нарезных пушки L7, на второй – VT1-2 – два 120-мм гладкоствольных орудия Rh-120. Орудия неподвижны в горизонтальной плоскости, оси каналов стволов пересекаются на дальности 1500 м.
В данных разработках вовсю применялся задел, полученный при создании танка МВТ-70. В частности, была использована его ходовая часть с гидропневматической подвеской. Но вместо шести опорных катков на борт, установили по пять.
Немцы решили форсировать дизельный двигатель с 1500 л. с. до рекордных 2000 л. с. В результате при весе 38 т была получена феноменальная удельная мощность - до 52,5 л.с./т.
На VT1-2 пошли еще дальше: двигатель форсировали вообще до мощности 2200 л. с. (!).
Поскольку техника была экспериментальной, вопросами ресурса движков особенно никто не заморочивался.
На танке VT1-1 оба орудия имели механизмы заряжания. На VT1-2 одно орудие обслуживалось вручную, а на другом процесс был автоматизирован. До сих пор непонятно, почему так было сделано.
Места командира и наводчика располагались слева от оси танка; у обоих установили перископические прицелы PERI R12 фирмы Цейсс.
В ходе продолжавшихся почти 6 лет испытаний немцы все-таки осознали, что их "чудо-танки" недееспособны. Так, прицельная стрельба с ходу оказалась невозможной, поскольку выстрел из одного орудия приводил к уходу танка с линии пути, и танк, таким образом, двигался при стрельбе зигзагом.
Точность стрельбы с места была выше, чем у традиционных танков, так стандартная мишень НАТО размером 2,3х2,3 м поражалась с первого выстрела с вероятностью 90 %.
Отечественные специалисты бронетанковых войск и конструкторы, анализируя компоновку данных машин, практически сразу пришли к выводу, что немцы проектируют нежизнеспособного монстра, и целью данных разработок является выкачивание денег из бюджета.
Самое интересное, что в 70-е годы, когда "Леопарды-3" еще катались по западногерманским полигонам, в Группе советских войск в Германии, в некоторых частях, появились полномасштабные макеты "Леопардов-3", созданные войсковыми умельцами. Сделать их в качестве дембельского аккорда было гораздо проще, чем, например, тот же макет "Лепарда-1".
Источник: admin
11.04.2013 15:01
Версия для печати