Текст Послания Главы Мордовии Государственному Собранию РМ
г.Саранск, 25 января 2013 года
Уважаемые депутаты Государственного Собрания!
Уважаемые товарищи!
Завершился еще один год в истории нашей республики. Он стал небывалым по насыщенности важнейшими событиями, результаты которых окажут огромное влияние на все дальнейшее развитие Мордовии.
Народ России избрал Президентом В.В.Путина. Жители Мордовии сплоченно подтвердили свой курс на стабильность и созидание, отдав за национального лидера более 87% голосов.
Прошедший год навсегда войдет в историю как год Тысячелетия единения мордовского народа с народами Российского государства. В республике прошли юбилейные мероприятия, масштабы которых наша история не знала никогда ранее. В них приняли участие Президент России В.В.Путин, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, руководители ключевых федеральных министерств и ведомств, представители практически всех регионов России и ряда зарубежных стран.
Празднование Тысячелетия стало поистине всероссийской демонстрацией единения народов страны. Юбилей явился мощным рычагом подъема экономики и социальной сферы республики, придал новый импульс развитию производства, строительству дорог, жилья, других социальных объектов. То есть всего того, что будет служить людям, живущим в республике, долгие годы.
Конечно, все это далось нам непросто. Все объекты строились на основе совместного финансирования федерального и республиканского бюджетов. Основные затраты взял на себя федеральный центр. Но и нам пришлось приложить максимум своих усилий. Мы делали это осознанно: рывок в будущее, который совершила республика, того стоил.
В наступившем 2013-м и даже в следующем году нам предстоит продолжить работу над завершением строительства ряда очень значимых для республики социальных объектов. И мы их обязательно построим.
У нас появился еще один мощнейший стимул дальнейшего развития республики: Саранск стал городом, которому доверили проведение матчей футбольного чемпионата мира. Подготовка к нему – это огромные инвестиции. Масштабная программа реконструкции аэропорта и вокзалов, скоростного железнодорожного сообщения, строительства современных автомагистралей, переселения людей из аварийного и ветхого жилья, возведения спортивных объектов, создания гостиничной инфраструктуры, развития туризма, достижения европейского уровня нашей медицины и многого другого. По окончании Чемпионата все это останется в республике и значительно поднимет качество жизни живущих в ней людей.
В ушедшем году произошли перемены в руководстве республики. Но при этом неизменными остались наши главные цели, сохранилась команда и основополагающие принципы в нашей общей работе – принципы Согласия, Порядка, Созидания. И эта преемственность власти, общность ее интересов с народом республики, уверен, будут надежной основой дальнейшего безостановочного, стабильного движения вперед.
Сейчас мы продолжаем трудиться над решением стоящих перед республикой глобальных задач. Они действительно очень значительные. И проблем, которые нам предстоит преодолеть, пока еще много. На первое место в нашей работе сейчас выходят ускоренная модернизация и производства, и социальной сферы, и сферы обслуживания, сокращение неэффективных расходов, подготовка высокопрофессиональных кадров.
Обозначенная Президентом России В.В.Путиным цель – вернуть Россию в число передовых стран мира – для нас означает, что Мордовия должна стать конкурентоспособным, высокоэффективным инновационным регионом с самой современной инженерной и социальной инфраструктурой и максимально комфортными условиями для работы и жизни. Именно поэтому мы должны ежегодно по целому ряду направлений значительно превышать общероссийские параметры роста. В наступившем году нам необходимо обеспечить прирост валового регионального продукта на 10%, что в 2,5 раза выше общероссийского уровня.
Решению этих и многих других стоящих сегодня перед республикой исключительно важных и сложных задач посвящено настоящее Послание.
* * *
Прежде всего, нашей общей, наиглавнейшей задачей было и остается повышение качества жизни, создание благоприятных условий каждому человеку для личностного роста и творческого развития.
Для решения этих вопросов в последние годы мы сделали заметные шаги вперед. И теперь особое внимание нам предстоит уделить решению самой актуальной, важнейшей задачи, которая волнует сегодня практически каждого – повышению заработной платы. Сегодня она составляет основную долю доходов большинства людей, является одним из главных критериев уровня и качества жизни.
За прошлый год заработная плата в республике выросла на 15%, это выше, чем в среднем по стране. Такой темп ее роста должен как минимум сохраниться в ближайшие 6 лет. Мы должны сделать все, чтобы ее средний размер по республике максимально приблизился к среднероссийскому уровню. К 2018 году средняя зарплата по экономике должна вырасти более чем в 2 раза и составить 36 – 37 тыс. рублей. А у врачей и педагогов вузов она должна быть не менее 72 тыс. рублей. Зарплата работников образования, культуры, спорта, социального обеспечения должна быть не менее средней по экономике.
Резервы для этого повышения у нас есть. И мы уже приступили к реализации этих мер. За последнее время была существенно поднята заработная плата большой категории бюджетных работников. В дошкольных учреждениях она доведена до 80% от уровня заработной платы в сфере образования. А зарплата учителей по итогам четвертого квартала прошлого года сравнялась со средней по экономике региона.
Следующий этап этой работы будет намного сложнее. На его реализацию необходимы значительные собственные средства, которые мы должны получить, прежде всего, за счет роста бюджетных доходов. Сегодня это может быть обеспечено только в результате динамичного развития экономики на основе повышения производительности труда, активного внедрения новейших технологий и современных методов организации производства.
Прежде всего, нам необходим кратный рост производительности труда. Чтобы решить эту задачу, наряду с техническим переоснащением производства нам нужны еще и кадры, готовые работать по-новому. Нужны креативные специалисты, способные формировать интересный для инвесторов и бизнесменов портфель проектов, умеющие использовать механизмы управления проектами, решать вопросы их финансирования в рамках частно-государственного партнерства.
Под новые высокотехнологичные рабочие места, доля которых в республике постоянно растет, нам необходимы высококвалифицированные рабочие. И поэтому для нас по-прежнему актуальным остается формирование сквозной системы подготовки кадров и их закрепление в экономике республики.
Нужна повседневная и предметная работа по повышению качества производственной логистики. В последние годы мы уже неоднократно говорили о необходимости совершенствования систем организации производства и управления предприятием, внедрения систем бережливого производства. Сегодня эти меры становятся жизненно необходимыми. Поэтому Правительству республики следует увязать предоставление предприятиям государственной поддержки с наличием конкретного плана таких действий и реальными практическими мерами по их реализации.
Руководством республики, бизнес- и научным сообществом делается многое для переоснащения производства. Только за последние три года реализовано около 50 проектов по созданию новых и развитию действующих производств. И сегодня основная масса промышленной продукции в Мордовии производится на модернизированных или вновь построенных предприятиях, а 18% этой продукции является инновационной.
В результате сохраняется положительная динамика развития практически во всех отраслях хозяйственного комплекса республики даже при сильных колебаниях рыночной конъюнктуры. В прошлом году на 5% увеличился объем производства товаров и услуг, на 10% выросли инвестиции в основной капитал. Выполнена программа строительства социальных объектов. Заметны успехи в агропромышленном комплексе. Стабильна ситуация на рынке труда. Уровень регистрируемой безработицы в республике остается одним из самых низких и в России, и в округе.
Но теперь нам предстоит решать новые, еще более сложные задачи. В ближайшие годы фундаментом развития всей экономики Мордовии должны стать инновации. Для этого нам надо, прежде всего, укрепить свои позиции в заявленных на федеральном уровне таких приоритетных секторах, как силовая электроника, энергосбережение, современные материалы, энергоэффективная светотехника, био- и нанотехнологии, информационные технологии.
Объективные предпосылки и соответствующая база у нас есть. Это, прежде всего, наш главный инновационный проект – Технопарк в сфере высоких технологий. Его надо активнее развивать. В этом году должен быть запущен в работу Центр нанотехнологий и наноматериалов, выполнен намеченный объем работ по подготовке к эксплуатации Инновационно-производственного комплекса. Должен быть полностью укомплектован квалифицированным персоналом и выведен на запланированную мощность Информационно-вычислительный комплекс Технопарка. Вложенные в него почти 1 млрд. 800 млн. рублей должны как можно скорее дать отдачу.
Кроме того, для вовлечения талантливой молодежи в инновационный бизнес в Технопарке в первом полугодии должен заработать IТ-акселератор (или специализированный бизнес-инкубатор), в котором на льготных условиях можно будет создавать новейшее программное обеспечение. Для нас это одна из важнейших задач.
Недавно Министерством образования и науки России объявлен всероссийский конкурс молодежных проектов по 11 направлениям, включая инновации и предпринимательство. Победителям конкурса выделяется тысяча грантов от 50 до 300 тыс. рублей. И важнейшая задача Государственного комитета по делам молодежи сделать так, чтобы наши представители приняли в этом конкурсе самое активное участие.
Министерство промышленности, науки и новых технологий должно помочь Технопарку приступить к созданию Центра энергосберегающей светотехники, первого в России Инжинирингового центра волоконной оптики, Центра экспериментального производства и проектирования инноваций. Оказать помощь Технопарку в привлечении новых резидентов. Хочу подчеркнуть, что текущий год в этом смысле должен стать решающим. В Технопарк должны придти представители крупных передовых компаний России и мира. Именно по наличию и значимости резидентов мы будем оценивать эффективность работы Министерства промышленности, науки и новых технологий и руководства Технопарка.
Прорыв в развитии промышленности должны обеспечить проекты «Сколково» и инновационные проекты резидентов Технопарка, нацеленные на создание новых технологий и материалов. В этих проектах будут участвовать такие ведущие научные и исследовательские центры и институты страны, как Физико-технический институт имени А.Ф.Иоффе, научный центр «ВИАМ», Научный центр волоконной оптики РАН, Федеральный ядерный центр (г.Саров), Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ (г.Москва) и многие другие. Директору Технопарка Якубе В.В. необходимо особое внимание уделить проектам «Сколково», установить за ними личный контроль, сделать все для их осуществления.
Нам предстоит также реализовать целый ряд крупных проектов создания в республике производств на самой современной технологической базе практически во всех основных отраслях экономики. Назову только самые значимые из них.
В этом году нам необходимо:
запустить новый завод по производству светодиодных светильников на российско-корейском предприятии «Непес Рус»;
ввести первую очередь первого в России завода по производству оптического волокна, который уже в этом году должен дать продукцию;
на площадях Технопарка совместно с Санкт-Петербургским Государственным политехническим университетом и ФТИ имени А.Ф.Иоффе запустить новое сборочное производство литий-ионных аккумуляторов и накопителей на их основе;
создать Центр радиационных технологий совместно с Федеральным ядерным центром (г.Саров);
приступить к реализации проекта по производству стекло-базальтопластиковых труб в г.Рузаевке;
с участием чешских компаний начать строительство завода по выпуску гофрокартона мощностью 120 млн. кв. метров в год;
построить новый кирпичный завод мощностью 40 млн. единиц в с. Дубенки;
запустить новый ликеро-водочный завод «Кристалл-Лефортово».
В г.Ковылкино обществу «Зернопродукт+» надо приступить к строительству современного высокотехнологичного предприятия по комплексной переработке зерна мощностью 200 тыс. тонн, а обществу «Мордовский бекон» – увеличить мощности существующего элеватора.
В текущем году необходимо также завершить ряд проектов по созданию новых производств на действующих предприятиях. В частности,
на площадке «Оптикэнерго» организовать выпуск оптических кабелей по технологии «оптическое волокно в дом»;
на «Электровыпрямителе» запустить серийное производство энергоэффективного оборудования для электровозов на новой элементной базе, силовых полупроводниковых приборов на основе карбида кремния, и вместе с европейскими партнерами организовать выпуск инверторов для солнечных модулей.
Надо вывести на проектные мощности производство крупного вагонного литья на «ВКМ-Стали». Холдингу РКТМ совместно с Мордовским университетом на базе Технопарка надо создать инженерный Центр вагоностроения и профильную учебно-научную лабораторию.
На предприятии «Лидер-Компаунд» предстоит запустить производство «белых» компаундов для изоляции кабелей;
на Саранском телевизионном заводе организовать производство цифровых телевизионных приставок нового поколения, и при участии двух национальных исследовательских университетов – Московского института электронной техники и МГУ имени Н.П.Огарева – впервые в России организовать производство аэрологических радиозондов.
Надо завершить модернизацию производства энергосберегающих светильников на Кадошкинском электротехническом и Ардатовском светотехническом заводах, на Инсарском заводе «Ксенон».
Приступить к реализации новых инновационных проектов на Саранском кабельном заводе.
Запустить новую линию рукавного производства на заводе «Резинотехника».
Обеспечить создание на базе «Сарэкса» крупнейшего в Поволжье промышленного центра по производству техники и оборудования для сельского хозяйства, строительства и сферы ЖКХ.
Организовать выпуск новых видов сельскохозяйственной техники на «МордовАгроМаше».
В 2013 году необходимо:
запустить новую линию по производству творога стоимостью 500 млн. рублей на Молочном комбинате «Саранский»;
приступить к строительству и модернизации тепличных комплексов в акционерном обществе «Мир цветов» и на госпредприятии «Тепличное»;
приступить ко второму этапу развития производства на Большеберезниковском хлебозаводе.
Кроме того, в этом году надо окончательно определиться по модернизации «Лисмы». Заместителям Председателя Правительства – Министру экономики Мазову В.Н., Министру промышленности, науки и новых технологий Седову А.И. необходимо разработать четкую программу развития предприятия и приступить к ее реализации.
Для укрепления конкурентоспособности нашей экономики нам надо с максимальной выгодой использовать вступление России в ВТО и упрощение доступа к новейшим технологиям и оборудованию. Расширять контакты Мордовии с учеными и предпринимателями из Германии, Австрии, Италии, Китая, Южной Кореи и других стран, вывести на реальное сотрудничество наши договоренности с Технологическим университетом Тампере и фирмой «Некстрем» (Финляндия). Хочу подчеркнуть, для нас это особенно важно! Следует активнее привлекать к решению наших задач ведущие научные и исследовательские институты страны, с которыми у нас подписаны соглашения о сотрудничестве.
Для координации работы по реализации проектов и программ развития мы только что создали региональное Агентство инновационного развития, закрепив за ним все необходимые для этого компетенции. В ближайшее время надо завершить все формальные процедуры, чтобы Агентство быстрее приступило к выполнению задач, ради которых оно создано.
Реализация такой масштабной программы инновационного развития потребует привлечения значительных ресурсов. Поэтому Правительству, бизнес-сообществу республики необходимо активнее работать с федеральными институтами развития: Российской венчурной компанией, РОСНАНО, Российским фондом технологического развития, фондом «Сколково», Фондом перспективных исследований, Внешэкономбанком, Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Использовать возможности, предоставляемые Российским фондом фундаментальных исследований, с которым мы недавно подписали соглашение о сотрудничестве. Налаживать контакты с партнерами по бизнесу и вместе преодолевать конкурсные процедуры.
Но для того, чтобы попасть в программы, финансируемые институтами развития, нашим предприятиям и научным учреждениям нужно иметь интересные для инвесторов новые идеи, новые проекты, которых, к сожалению, у нас еще недостаточно.
Необходимо сделать так, чтобы в республику пришли частные венчурные фонды и так называемые «бизнес-ангелы», работающие в наиболее рисковых зонах. Здесь у нас еще много пробелов.
Надо адаптировать к новым условиям применяемую нами систему преференций и льгот, оперативно изучить и внедрить схемы косвенной государственной поддержки, что давно и с успехом делается во многих странах – членах ВТО.
И в целом о работе в новых условиях. Правительством России на переходный период разработан и принят план, обеспечивающий подготовку экономики страны и отечественных предприятий к работе на общемировых условиях ведения бизнеса. Есть такой план и у нас. Задача Правительства республики выполнить намеченные в нем меры в полном объеме в установленные сроки. Прошу Председателя Правительства Сушкова В.Ф. взять это под личный контроль.
Очень важное значение для республики имеет проект создания кластера «Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением». Он попал в число победителей конкурса и поддержан на федеральном уровне. Учитывая высокое доверие, оказанное нам руководством страны и федеральными министерствами, этот проект должен быть реализован в срок и в полном объеме.
Для повышения конкурентоспособности экономики необходимо активнее развивать кооперацию между нашими предприятиями. Делать все, чтобы как можно больше заказов для наших предприятий выполнялось не в других регионах, а внутри республики.
На развитие внутренней кооперации следует нацелить и механизм государственной поддержки хозяйственных субъектов. Приоритет должен иметь тот, кто в организации своей деятельности будет ориентироваться на наши предприятия, а значит, помогать республике в пополнении бюджета и финансировании программ развития. Это правило должно выполняться неукоснительно!
Заместителю Председателя Правительства – Министру промышленности, науки и новых технологий Седову А.И. вместе с руководителями предприятий надо вплотную заняться вопросами повышения эффективности использования производственных площадей и территорий. На неиспользуемых площадях промышленных предприятий приступить к созданию республиканских индустриальных парков.
Министерству экономики следует вернуться к вопросу создания в Мордовии особой экономической зоны. Одновременно с этим Правительству, администрациям городского округа Саранск и муниципальных районов необходимо готовить площадки для размещения на них новых производств, оснащать их необходимой инфраструктурой. Мы должны понимать, что инвестор пойдет, прежде всего, туда, где есть дороги, связь, куда подведены газ, вода, электроэнергия, то есть все условия для развития бизнеса. Именно так во всем мире развивается частно-государственное партнерство.
Для привлечения инвесторов надо активно использовать факторы, повышающие их интерес к республике. Такой, например, как лидирующие позиции Саранска среди столиц регионов по степени благоприятности условий для бизнеса по рейтингу Всемирного банка. Сегодня это приобретает особое значение.
Надо усилить механизм стимулирования наших предприятий к инвестиционной деятельности, но оказывать такую поддержку только по результатам конкурсных отборов. При этом каждый претендент должен обязательно иметь программу участия в проекте собственными средствами и долговременные планы развития, конкретно показывающие что именно, в каком объеме и в какие сроки нужно реализовать.
В решении многих значимых задач развития республики большую роль должно играть малое и среднее предпринимательство. Сегодня его доля в валовом региональном продукте не превышает 15%. Это положение надо решительно менять. Для нас жизненно важно довести вклад малых и средних предприятий в ВРП минимум до 50%, чтобы приблизиться к передовым странам мира.
Поэтому надо активнее расширять поддержку предпринимательской инициативы и, что очень важно, выявлять и устранять административные барьеры при открытии и развитии бизнеса. Несмотря на благоприятные выводы экспертов Всемирного банка об условиях ведения бизнеса в Саранске, нам еще многое нужно сделать для сокращения и упрощения процедур согласования и разрешения. Много претензий у предпринимателей к местным администрациям при оформлении документов, связанных с приобретением и арендой имущества, особенно земельных участков, излишне заформализованы процедуры у энергетиков, газовиков. Механизм решения этой проблемы есть. Правительством России предложен целый набор Дорожных карт, направленных на развитие предпринимательской инициативы. Нам также необходимо быстро разработать и реализовать аналогичные меры. Анализ показывает, что время на все разрешительные процедуры можно сократить как минимум в 2 раза. Такую задачу мы и должны ставить перед собой.
Особый акцент в наших планах нужно сделать на развитии малого предпринимательства, прежде всего, в производственной сфере. Оно обязательно должно быть интегрировано в цепочку крупного производства – на этом основано развитие крупного бизнеса во всем мире. Мировая практика убедительно показывает, что максимальная передача малому предпринимательству изготовления некоторых деталей и комплектующих, а также многих вспомогательных функций, таких, как питание работников крупных предприятий, их транспортное и бытовое обслуживание и т.д., неизменно обеспечивает укрепление конкурентоспособности крупного бизнеса. Руководителям наших крупных предприятий нужно повернуться лицом к малому предпринимательству. Вокруг каждого крупного завода должны создаваться сотни малых предприятий.
С открытием границ существенно изменится ситуация на отечественном продовольственном рынке и в агропромышленном комплексе республики. Он сегодня сохраняет положительную динамику роста основных показателей. В прошлом году объем реализации продукции сельского хозяйства достиг 20 млрд. рублей при росте к 2011 году на 18%. Производство мяса в живом весе в сельхозорганизациях достигло 113 тыс. тонн с годовым приростом 16 тыс. тонн. Впервые продуктивность коров превысила 4650 килограммов с прибавкой на 200 килограммов.
В прошлом относительно неблагополучном году собрано 880 тыс. тонн зерна, в том числе 37 тыс. тонн зерна кукурузы. Ее урожайность в ряде хозяйств и на отдельных участках достигла рекордных 115 – 120 центнеров с гектара.
Валовой сбор сахарной свеклы составил 1 млн. 70 тыс. тонн, или в 6 раз больше, чем в лучшие советские годы. А по ее урожайности – 483 центнера с гектара – мы занимаем второе место в стране после Ставропольского края.
И этого мы добились во многом благодаря значительной государственной поддержке сельхозтоваропроизводителей. Только в прошлом году село получило на развитие более 4 млрд. рублей субсидий, в том числе 2,7 млрд. рублей из федерального бюджета, и 8,4 млрд. рублей кредитных ресурсов, из которых 1,2 млрд. рублей – инвестиционные.
Очень важно, что республика активно участвует в реализации практически всех целевых государственных программ в этой отрасли, что позволяет существенно продвинуться в вопросах технической и технологической модернизации аграрного производства. А по целевым программам развития семейных ферм и поддержки начинающих фермеров мы получаем государственную поддержку в объемах, существенно больших, чем многие крупные регионы страны.
Наращивание объемов производства сельскохозяйственного сырья обеспечивает базу развития нашим перерабатывающим предприятиям. В результате товарная продукция мясоперерабатывающих предприятий возросла по сравнению с 2011 годом на 27%, по молочной продукции рост составил 18%. На 34% возросло производство комбикормов. Более чем в полтора раза увеличено производство сахарного песка. Такие темпы – во многом результат проводимой в последние годы модернизации предприятий переработки, которая, как уже было сказано, будет продолжена. Это необходимо. Конкуренция на продовольственном рынке будет постоянно обостряться. И выстоять, безусловно, сможет только тот, кто будет поставлять большие объемы высококачественной продукции при соответствующей эффективности производства.
Большие задачи нам надо решать в рамках реализации Государственной программы развития АПК республики на предстоящие 2013 – 2020 годы. Уже в этом году предстоит обеспечить в сельхозорганизациях прирост производства мяса скота и птицы не менее чем на 16%, производства молока на 6% и яиц на 6%.
К 2015 году необходимо довести годовое производство молока в республике до 500 тыс. тонн в год при продуктивности коров свыше 5200 килограммов.
Важнейшее значение для достижения намеченных нами целей имеет строительство двух свиноводческих комплексов по 100 тыс. голов каждый в «Мордовском беконе» в Ковылкинском районе, третьей очереди свинокомплекса в Агрофирме «Норов» Кочкуровского района, бройлерного комплекса общества «Юбилейное» Чамзинского района по производству мяса птицы мощностью 90 тыс. тонн, а также выход на запланированные объемы в «Агрофирме «Октябрьская» до 92 тыс. тонн.
Абсолютно новое направление развития птицеводства появляется с реализацией проекта по выращиванию индеек на 100 тыс. голов в Кочкуровском районе.
Новые проекты позволят республике к 2015 году удвоить производство мяса скота и птицы и довести его объем до 300 тыс. тонн в год. Это будет уникальный результат, достигнутый всего за 3 года! Задача очень масштабная, но реально выполнимая.
Особое внимание должно быть уделено развитию мясного скотоводства, тем более что в 2014 году будет завершена работа по созданию племенного репродуктора по выращиванию основных пород мясного скота в обществе «Подсобное хозяйство» Темниковского района.
Развитие молочного животноводства должно быть обеспечено путем строительства молочных комплексов в обществах «Мокша» Краснослободского района, «Вастома» Торбеевского района, «Сиал-Пятинское» Инсарского района.
Дальнейшее развитие получит реализация целевых программ «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств» и «Поддержка начинающих фермеров в Республике Мордовия» на 2012 – 2014 годы.
В рамках программ «Начинающий фермер» и «Развитие семейных животноводческих ферм» в этом году предстоит построить еще 10 семейных ферм и обеспечить поддержку 100 начинающим фермерам. Отмечу, что на семейной ферме должно быть минимум 100 коров, и это в целом по республике даст прирост не менее тысячи голов.
Сегодня мы вплотную подошли к совершенно новому этапу развития АПК. Достигнутый в республике уровень производства животноводческой продукции и успешное решение наших стратегических задач по развитию этой отрасли требуют соответствующего качественного рывка и в растениеводстве. Если оно не достигнет необходимых результатов, то нашему животноводству придется крайне сложно. Полученных в прошлом году 880 тыс. тонн зерновых ресурсов уже сейчас недостаточно для животноводства, не говоря уже о снабжении перерабатывающих предприятий республики своим зерном. И надо иметь в виду, что в г.Ковылкине вступит в строй предприятие, способное ежегодно перерабатывать 200 тыс. тонн зерна.
Поэтому в течение трех лет мы должны выйти на среднегодовой уровень производства зерна не менее 1,5 млн. тонн при средней урожайности 34 – 35 центнера с гектара. Большое значение здесь будет иметь совершенствование системы семеноводства.
Принципиально важно дальнейшее наращивание объемов производства зерна кукурузы. Уже в этом году надо посеять не менее 12 тыс. гектаров, а в течение двух лет довести производство зерна кукурузы до 100 тыс. тонн в год.
Необходимо продолжить освоение современных технологий и наращивание объемов производства рапса, сои и всех других кормовых культур.
Важнейшее значение имеет выращивание в достаточных объемах продукции растениеводства, востребованной на внутреннем рынке республики. В связи с этим производство товарного пивоваренного ячменя должно быть удвоено и доведено до 100 тыс. тонн в год. В этом же ряду и увеличение валового сбора сахарной свеклы до 1 млн. 200 тыс. тонн, для чего площади ее посевов должны быть не менее 24 тыс. гектаров.
Чтобы достичь перспективных результатов, нам необходимо решить текущие задачи. Несмотря на недостаток зернофуража, крайне важно сохранить до нового урожая поголовье крупного рогатого скота, и особенно коров, а также свиней и птицы. Сегодня эта главная задача Заместителя Председателя Правительства – Министра сельского хозяйства и продовольствия Сидорова В.Н. и руководителей сельхозпредприятий.
Правительство республики должно ввести дополнительные меры государственной поддержки личных подсобных хозяйств населения, чтобы остановить в них спад поголовья скота, в том числе срочно выделить в пределах 2 тыс. тонн зернофуража для тех подворий, которые занимаются животноводством.
В этом году из федерального и республиканского бюджетов предусмотрено доплачивать к рыночной цене по 2 рубля на литр молока высшего сорта и в течение двух лет по 1,5 рубля на литр молока первого сорта. За это время должны быть усовершенствованы технологии, и удельный вес молока высшего сорта должен значительно возрасти. В дальнейшем сумма надбавки на первый сорт в целом будет снижаться. В связи с финансовыми затруднениями сельхозпредприятий при подготовке к весенним полевым работам Правительству республики необходимо выдать им основную часть запланированных надбавок авансом.
Надо максимально использовать возможности по приобретению зерна из Интервенционного фонда страны. Сейчас товарные интервенции осуществляются в Сибири и на Урале, и нам обязательно надо участвовать в торгах. Вместе с тем мы будем просить руководство страны, чтобы такие интервенции были и в нашем Приволжском регионе.
В связи с тем, что осенью было мало посеяно озимых, придется весной сеять яровые на площади не менее 300 тыс. гектаров, тогда как обычно мы сеяли 200 – 220 тыс. гектаров. Поэтому сейчас особое внимание должно быть уделено подготовке к предстоящим весенним полевым работам. Прежде всего, запастись необходимыми материально-техническими ресурсами, особенно качественным семенным материалом. Ни в коем случае семена не должны скармливаться скоту. Министерству сельского хозяйства и продовольствия надо ввести здесь жесточайший контроль. А руководителям сельхозпредприятий зернофураж нужно искать на рынке!
Все должны осознавать, что не решив этих задач, нельзя будет и говорить об успешном развитии агропромышленного комплекса республики в перспективе.
Насыщение российского рынка ввозными товарами может значительно осложнить положение наших товаропроизводителей, которые практически не работали в условиях жесткой конкуренции. И отрицательно сказаться на исполнении бюджета и выполнении многих социальных программ. Поэтому для поддержки республиканских предприятий и организаций на товарных рынках надо развивать фирменные торговые сети, в том числе и за пределами Мордовии, развивать республиканскую сеть оптовой торговли, обращая особое внимание на реализацию производимых у нас продуктов питания.
Правительству необходимо принимать энергичные меры для того, чтобы пришедшие к нам известные крупные частные компании и иногородние операторы, тем более наши крупные торговые предприятия, наращивали объемы продаж наших товаров не только у нас, но и за пределами
Источник: admin
06.02.2013 14:34
Версия для печати