В Мордовии освятят храм в честь святого великомученика и целителя Пантелеймона в Пятине
12 мая митрополит Саранский и Мордовский Зиновий совершил визит на приход села Пятина Ромодановского благочиния. Здесь архиерей провел совещание с секретарем епархии протоиереем Виктором Хохловым, благочинным протоиереем Владимиром Кугушевым и настоятелем новопостроенного местного храма в честь в честь святого мученика и целителя Пантелеймона иереем Евгением Ягуповым. Темой совещания стала подготовка к освящению пятинской церкви.
"Пятина возникла во второй половине XVII века как форпост пограничной службы, застава Атемарской крепости. В 1669-70-х годах здесь несли службу казаки и «солдаты полку думного генерала Аггея Алексеевича Шепелева» ; новопоселенцы брали землю в аренду за плату в пятую часть урожая (пятину), отсюда название села. Осенью 1670 года именно здесь депутации от городов Атемара, Саранска, многих сел и деревень края встречали с изъявлением покорности и верности царские войска, преследовавшие разинцев. В XVIII веке село принадлежало известному семейству царедворцев Волынских, во второй половине столетия помещица А. И. Волынская открыла здесь полотняную фабрику; в 1780-х годах фабрика поставляла на флот (военный и торговый) полотно на паруса. Мануфактура прекратила существование в начале XIX века. До середины XIX века Пятина считалась мелким поселением всего в 30 дворов, однако по статусу это было село, так как храм здесь существовал издревле. Еще в XVII веке Пятина писалась как село Покровское, по деревянной церкви в память Покрова Пресвятой Богородицы, возведенной, очевидно, еще первопоселенцами. Затем храм неоднократно перестраивался. Последнюю деревянную церковь пятинцы возвели в 1884 году; тогда же престол был вновь освящен в память Покрова Пресвятой Богородицы. В 1893 году, по окончанию работ в приделе, был освящен еще один престол, во имя Великомученика и целителя Пантелеймона. На момент храмоздательства в селе насчитывалось уже около 1800 жителей, в начале XX века - более 2000 человек (вместе с приписными деревнями Лыковщина и Александровка).
Как отмечал известный ученый-краевед Сергей Борисович Бахмустов, особенностью села было то, что в нем проживало более 70 старообрядцев, в основном относившихся к Спасову согласию. Благодаря деятельности священника-миссионера Порфирия Зарина, настоятеля Покровской церкви, почти все спасовцы в начале XX века вступили в православную общину на правах единоверчества. Имелась крупная церковно-приходская школа на 80 мест", - рассказывают в Саранской Епархии.
В 1930 году храм стали использовали не по назначению, а затем сломали. Ныне приход восстановлен и воздвигнут большой красивый храм.
Источник: vestnikrm2
13.05.2024 09:17