«Сталкинг», «груминг» и «доксинг»: как бороться c киберрисками в детской среде?
«Шеретинг», «сталкинг», «доксинг» – редко, кто сталкивался с такими понятиями в обычной жизни. А вот «кибербуллинг» уже для многих не пустой звук. Эти и другие неологизмы пришли в нашу жизнь вместе с интернетом. Объединяет их одно: всё это - киберриски современного цифрового общества. В «Ростелекоме» выявили 23 риска, угрожающих безопасности детей и подростков в интернете.
«Ростелеком» провел вебинары на тему «Киберриски в детской среде». Об итогах исследования, которое провели Альянс по защите детей в цифровой среде «Ростелекома» и компания MINDSMITH с применением интеллектуальной аналитической системы TeqViser, рассказал управляющий партнер MINDSMITH Руслан Юсуфов.
Изучение рисков, с которыми дети и подростки могут столкнуться в интернете, чрезвычайно важно для разработки технологических методов защиты.
Разобраться в десятках опасностей – непросто, поэтому, в первую очередь, были разработаны системы родительского контроля, интернет-фильтры, которые, вроде бы, ограничивают доступ детей к взрослому контенту. Однако малыши попадают сейчас в цифровую среду практически с рождения, многие замечали, как они, порой, пытаются, глядя в окно, пальцами приблизить изображение, как сделали бы это на экране планшета. Для них адаптировать среду под себя абсолютно естественно, а с возрастом при желании обойти запреты – не слишком трудная задача.
«68% детей в возрасте от 3 до 6 лет – активно пользуются интернетом. Причем, дети публично раскрывают свой возраст, выкладывают личные фотографии в социальных сетях, и это следствие низкой цифровой грамотности среди взрослых», - рассказал Руслан Юсуфов.
Он отметил, что уже сложилась определенная мифология детских киберрисков, при которой опасности связываются с угрозами, которые лежат на поверхности, но о многих большинство просто не знает.
«О некоторых из них говорят часто – например сексуальные домогательства, кибербулинг, о некоторых – крайне редко. Например, темы груминга, сталкинга или доксинга обладают высокой общественной опасностью, при этом о них не только не говорят, но практически не умеют с ними работать», - заметил Руслан Юсуфов.
Специалисты выделяют несколько групп основных рисков.
Криминализация, втягивание в криминальные практики. Здесь, пожалуй, все понятно без терминов – это вовлечение детей в криминальные сообщества, продажа запрещенных товаров и услуг, радикализация и экстремизм, торговля людьми.
Также высокую опасность представляют личностные атаки, в числе которых уже хорошо известный кибербуллинг и сексуальные домогательства, а еще «сталкинг» – навязчивое преследование и «груминг» - установление дружеского и эмоционального контакта с ребенком для различных видов его эксплуатации.
Еще два новых понятия относятся к группе рисков цифровой эксплуатации. Так, «доксинг» представляет собой раскрытие в сети персональной информации, что иногда приводит к самым трагическим последствиям. «Шеретинг» – похожее действие, однако авторами являются сами родители, намеренно или нет. Иногда, вырастая, дети страдают от того, что их фото и видео публиковались в социальных сетях мам, которые обычно с удовольствием делятся таким контентом. Более того, иногда речь идет о жестоком обращении с детьми, специально снятом для распространения. Последствия – психологические травмы и даже нарушения умственных способностей несовершеннолетних.
Есть и другие группы рисков, связанные с маркетинговым и информационным давлением, а также различными формами зависимости от интернет-среды.
Защита детей от всех угроз, которые несет с собой цифровая среда, должна включать комплексный подход, считают авторы исследования. Это тема не только «айтишная», она социальная, экономическая, на стыке между психологией и педагогикой, практиками воспитания, техническими способами защиты и понимания, какими угрозы бывают.
«Очевидно, что модуль кибербезопасности должен появиться на всех этапах обучения. Педагоги могут стать модераторами бытовой культуры безопасности использования интернета и цифровых технологий. В целом, наверное, пора переосмыслить институт классного руководителя и школьного психолога. Обучение и консультации родителей по вопросам кибербезопасности также становятся все более насущными. Родителям можно посоветовать вовлекаться в виртуальную жизнь своих детей, непрерывно повышать собственные компетенции, выработать баланс между приватностью ребенка и безопасностью и использовать современные решения», - отметил эксперт.
В бизнесе необходимы ответственные за безопасность детей и подростков, чтобы оградить их от навязываемых покупок, в том числе в онлайн-играх.
Важна адресная поддержка детей и подростков, которые столкнулись с какими-то проблемами. Тут могут помочь различные организации, которые занимаются помощью в сложных ситуациях, здесь есть пространство для социального предпринимательства. IT-разработчикам также рекомендуется вырабатывать более эффективные превентивные меры в связке со специалистами в области психологии и криминалистики.
Источник: vestnikrm2
30.01.2023 14:45