Мы приносим новости

 

Эксклюзив. СССР - родина боевых "мехов"

 
45 лет назад в Советском Союзе конструировали двуногие военные шагоходы
 
Плотный туман окутал позиции, окопавшихся в небольшом селе банды боевиков. Было сыро и холодно. Большая часть отряда грелась в оставленных "мирняком" домах. Лишь часовые зябко ежились в неуютных окопах. Каждые полчаса они выходили на связь и докладывали об обстановке. Пользуясь тем, что молочная  завеса тумана до придела сократила видимость, некоторые даже рискнули закурить. Но разве сигареты спасут от холода.
 
Все в думали: скорей в дома, к горячим, потрескивающим поленьями печкам. Поскольку обложившие со всех сторон село российские войска регулярно прогревали двигатели боевой техники, со временем никто из боевиков уже не стал обращать на это внимание. Так и сейчас, где-то в глубине позиций взвыли моторы нескольких БТРов. Часовые на несколько секунд напряглись, но, поняв, что звуки не приближаются, снова расслабились.
 
И тут буквально в нескольких метрах от окопов послышался странный шум, похожий на жужжание электробритвы, и какой-то непривычный лязг. Выглянувший из окопа боевик застыл в изумлении, из его широко разинутого рта под ноги упал уголек сигареты. На него двигалось непонятное двуногое чудовище. Оно было окрашено в трехцветный камуфляж и сильно измазано грязью. Во лбу террориста отразилась красная точка лазерного целеуказателя. Еще секунда и часовой рухнул на глинистое дно окопа.
 
С разных сторон село атаковало полторы сотники боевых шагоходов. Неизвестные ранее машины привели к панике в стане боевиков. Через час, те, кто не пал под пулеметными очередями боевых мехов, сдались федеральным войскам…
 
Примерно так могли бы развиваться события, если бы в жизнь были воплощены замыслы советских инженеров.       
 
Ну а теперь, от фантастики - к реальным фактам. В первой половине 60-х годов советские конструкторы выступили с предложением создать для наших пехотинцев одноместные, передвигающиеся на двух ногах, боевые машины.   
 
Одеть в индивидуальную броню людей предложили сотрудники известного всем, кто имел хоть какое-то отношение к танковой тематике, научно-исследовательского института НИИ-100 (впоследствии в 1966 году он был переименован в НИИ "Трансмаш").
 
Как вспоминает начальник отдела в УНТК ГБТУ (1966–1986), полковник в отставке Григорий Борисович Пастернак, трудно сейчас сказать, как далеко продвинулись в те годы конструкторы, он всего лишь видел описание в машинописном виде, там же были схемы этого боевого средства.
 
Костюм весом около пятисот килограммов внешне был чем-то средним между средневековыми рыцарскими доспехами и скафандром советского космонавта. "Руки" заменяли пулемет и противотанковое оружие с соответствующим боекомплектом. Все оружие могло свободно перемещаться в передней полусфере.
 
Двигаться этот "железный человек" должен был при помощи компактного двигателя внутреннего сгорания небольшой мощности.
 
Все бы хорошо, но в конструкции были изъяны. У проекта боевого шагохода отсутствовала вертикальная стабилизация, соответственно устойчивость обещала быть неважнецкой. Если машина, не дай Бог, по какой-либо причине легла бы, допустим, на бок, на спину или "лицом" вперед, то она так и осталась бы лежать. Средств аварийного подъема не было.
 
На модели "меха" не предусмотрели и установку средств связи, поэтому совершено не понятно, как собирались управлять подразделениями таких машин.
 
Так что, по мнению Григория Борисовича, такой шагоход совершенно не вписывался в сухопутные войска 60-х годов XX века.
 
По концепции тех лет, фронтам и армиям предстояло вести широкомасштабные боевые действия со значительным использованием ядерного оружия. В подобной войне такой вот "мех" - не жилец. По живучести он уступал бы не только средним и тяжелым танкам, но даже БМП и бронетранспортерам.  
 
А вот для сил правопорядка такой механический комплекс прекрасно бы подошел, например, обезвреживания вооруженных террористов. Но в те годы таковых не было. И никто не мог тогда представить, что у нас появятся оснащенные по последнему слову военной техники многочисленные бандитские формирования.
 
В любом случае, несмотря на несовершенство данной разработки (в конце концов, разработали бы и стабилизация и снабдили бы средствами связи, стоило лишь задаться целью), советские конструкторы сумели на десятилетия опередить время. Сейчас, как известно, создание боевых шагоходов занимает умы не только фантастов и разработчиков компьютерных игр, но и создателей настоящих боевых систем. И в данном случае, СССР был "впереди планеты всей".
 
____  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ДРУГИЕ НОВОСТИ В РУБРИКЕ "ОБОРОНА И БЕЗОПАСНОСТЬ"

 

Версия для печати

Автор: admin
Здравоохранение
16 май 2024 12:42
16
май
12:42
layer up

В Мордовии зарегистрировано 13 случаев коронавируса за неделю

В Мордовии с 6 по 12 мая зарегистрировано 13 случаев коронавируса, на 15 меньше, чем на предыдущей неделе. 19 пациентов за этот же период выздоровели, на прошлой неделе выписали 28 человек. Статистику публикует портал Объясняем.рф.

08 май 2024 12:10
08
май
12:10
layer up

В Мордовии за неделю зарегистрировано 28 случаев коронавируса

В Мордовии с 29 апреля по 5 мая зарегистрировано 28 случаев коронавируса, на 4 меньше, чем на предыдущей неделе. Столько же пациентов за этот же период выздоровели, на прошлой неделе выписали 39 человек. Статистику публикует портал Объясняем.рф.

03 май 2024 10:54
03
май
10:54
layer up

Районную больницу в Атяшеве капитально отремонтируют в рамках нацпроекта

В Атяшевском районе Мордовии ведется капитальный ремонт четырехэтажного лечебного корпуса районной больницы. Здание было построено более полувека назад, сообщает сайт органов госвласти РМ.

02 май 2024 10:36
02
май
10:36
layer up

В Мордовии зарегистрировано 32 случая коронавируса за неделю

В Мордовии с 22 по 28 апреля зарегистрировано 32 случая коронавируса, на 18 меньше, чем на предыдущей неделе. 39 пациентов за этот же период выздоровели, на прошлой неделе выписали 54 пациентов. Статистику публикует портал Объясняем.рф.

02 май 2024 10:24
02
май
10:24
layer up

С мая в Мордовии возобновляет работу санитарная авиация

С 1 мая в Мордовии возобновит работу санитарная авиацию. Вертолёт «Ансат» прибыл на базирование в саранский аэропорт и начнёт вылеты в районы республики, сообщил в своем ТГ-канале Глава Мордовии Артём Здунов.