Легендарному советскому танку-солдату Т-62 - 60 лет!
6 сентября 1961 года принят на вооружение танк Т-62
Противник от дуэли отказался
«Учитывая значительное повышение боевых качеств среднего танка в сравнении с танком Т-55, достигнутое за счет установки 115-мм гладкоствольной пушки У-5ТС, а также положительные результаты испытаний контрольного опытного образца, считаем возможным рекомендовать танк с гладкоствольной пушкой «Молот» на вооружение Советской армии и серийное производство, что обеспечит превосходство советских танков над танками капиталистических армий, вооруженными 105-мм английской пушкой». С этого рапорта министра обороны маршала Родиона Малиновского и председателя Государственного комитета по оборонной технике Леонида Смирнова в Совет Министров СССР началась история «шестьдесятдвойки». 12 августа 1961 года правительственное постановление о принятии танка Т-62 на вооружение было принято. 6 сентября соответствующий приказ подписал министр обороны СССР.
Советское руководство имело полное право вздохнуть с облегчением: Т-62 в дуэльных возможностях по меньшей мере не уступал новым натовским танкам. Уровень броневой защиты танка М-60 примерно соответствовал броневой защите отечественного среднего танка Т-62. При этом противоснарядная стойкость лобовой детали корпуса М-60 была выше, чем у Т-62, а башни – несколько ниже. Танк М-60 поражался подкалиберными снарядами пушки У5-ТС отечественного танка Т-62 на дальности 900–2000 м. Практически на тех же дистанциях боя лобовая броня танка Т-62 могла быть поражена снарядами 105-мм пушки танка М-60. Противокумулятивной защиты танк М-60 не имел и, следовательно, поражался кумулятивными снарядами пушки У5-ТС танка Т-62 по дальности прямого выстрела. Немецкий «Леопард» считался относительно слабым дуэлянтом: танки Т-62 могли поразить его лобовую броню на дальности более 3000 м и превосходили противника, так как снаряды 105-мм пушки «Леопарда» поражали броню танка Т-62 на дальности 1500–2000 м.
Самым серьезным противником Т-62 считался британский «Чифтен». В способностях действовать в зоне ядерного поражения Т-62 не отличался от западных танков. Он оснащался средствами противоатомной защиты, но в отличие от Т-55А не имел подбоя. Если кумулятивный 115-мм снаряд Т-62 пробивал любую натовскую броню, то броня « шестьдесятдвойки», хоть и несколько усиленная по сравнению с Т-55, не спасала от натовских противотанковых средств. Дополнительным преимуществом западных танков в дуэльном бою являлась более высокая скорострельность. К сожалению, тяжелые и громоздкие снаряды ограничивали скорострельность танка Т-62 лишь четырьмя выстрелами в минуту при ведении огня с места. В движении этот показатель становился еще меньше. Натовские танки 1960-х были способны производить минимум семь выстрелов в минуту. Западная бронетехника традиционно превосходила советскую в качестве оптики и совершенстве системы управления гнем. Однако это нивелировалось более высокой начальной скоростью советского оперенного 115-мм бронебойно-подкалиберного снаряда. Если натовская 105-мм пушка имела дальность прямого выстрела по цели высотой два метра порядка 1700 м, то для отечественного 115-мм орудия этот показатель составлял 1870 м. С учетом разницы в высоте в пользу более низкого советского танка это означало, что безотносительно к качеству прицелов « шестьдесятдвойка»
имела некоторое превосходство в точности огня на дистанциях более двух километров. Применительно к самому массовому в 1960-х американскому танку М-60А1 высотой почти три метра ситуация выглядела следующим образом: пушка Т-62 поражала его первым-вторым выстрелами на дальности до 2300 м, в то время как 105-мм орудие «американца» было способно сделать это же по Т-62 не далее чем на 1600 м. К сожалению, в темноте ситуация менялась. Советский ночной прицел обеспечивал прицельную дальность по танку всего 800 м. Напротив, британские ночные прицелы, устанавливавшиеся в начале 1960-х даже на устаревшем танке « Центурион», позволяли вести огонь на дальность до 1200 м. Правда,большая мощность инфракрасного прожектора подсветки цели в определенной степени демаскировала западные боевые машины.
Сравнивая захваченные израильтянами в 1973 году « шестьдесятдвойки» с американскими, натовские специалисты отметили следующее: «Т-62 имеет очень удачную конструкцию башни. Одним изсущественных недостатков М-60А1 было то, что он на 900 мм выше Т-62, что делало его более уязвимым на больших дальностях. Простота конструкции советского танка давала возможность его экипажу быстро своими силами устранять простейшие неисправности, что было невозможно в М-60А1. Из опыта ведения боевых действий в октябре 1973 года установлено, что экипаж покидал танк сразу же после появления любой неисправности».
Лучшей демонстрацией дуэльных возможностей танка Т-62 в столкновении с американскими машинами служит история, рассказанная маршалом Бабаджаняном. Приведем ее в изложении Юрия Костенко: «Как-то во время беседы Бабаджаняна с египетскими генерала-ми-танкистами один из военных заявил, что он считает М-60А1 лучшим танком в мире на данный момент. Другой генерал возразил: Т-62 лучше, чем М-60А1. Возник жаркий спор. Каждый отстаивал свое. Тогда поклонник «шестьдесятдвойки» в присутствии собравшихся предложил своему сопернику танковую дуэль: М-60А1 и Т-62 в полном боевом снаряжении, дистанция между ними – 2,5 км, генералы – каждый в своем танке, по сигналу машины начинают встречное движение и открывают огонь боевыми снарядами на поражение. Наступила гробовая тишина. Поклонник М-60А1 задумался и... от дуэли отказался. Остается лишь добавить, что постановка в серийное производство танков Т-62 не вызвала на Уралвагонзаводе каких-либо особых затруднений. После изготовления в 1961 году установочной партии в 25 танков сборочный конвейер с 1 января 1962 года был остановлен на полгода для перестановки и замены оборудования. А с 1 июля начался серийный выпуск новых боевых машин. В 1962 году было собрано 270 «шестьдесятдвоек», в 1963-м – 1069 машин, в 1964-м уже 1521 танк. Всего до окончания выпуска, то есть до октября 1973 года, Уралвагонзавод построил 19 019 танков Т-62.
По состоянию на 1968 год трудоемкость танка Т-62 почти не отличалась от трудоемкости Т-55: соответственно 5855 и 5723 нормо-часов. Рост трудоемкости на 2% с небольшим «шестьдесятдвойка» компенсировала 15% увеличения военно-технического уровня – результат более чем приличный.
По материалам книги
Сергея Устьянцева,
Дмитрия Колмакова «Боевые машины
Уралвагонзавода. Танки 1960-х».
Фото: МашиноСтроитель
Материалы по теме:
- Наемники и польские БТР Rosomak приняли участие в атаке на Курскую область
- Украинский танк обстрелял многоэтажку, где пряталась пехота ВСУ
- Какие натовские танки, БТР, БМП и САУ использованы ВСУ в Курской области
- Российская армия не дает ВСУ вывезти брошенную в Курской области бронетехнику
- Ликвидирован командир батальона ВСУ подполковник Олег Пигулевский