«Тосочки» бьют по врагу снарядами, которые разделяются на три суббоеприпаса
«Тосочка» бьёт без промаха
Тяжёлые огнемётные системы группировки войск «Центр» способны испепелить вражеские силы даже на самых защищённых объектах.
Отряд специального назначения 29-й отдельной гвардейской бригады радиационной, химической и биологической защиты Центрального военного округа – подразделение, поражающее противника с помощью тяжёлых огнемётных систем. Из-за воздействия высокой температуры, осколков, ударной волны и избыточного давления, которое создаётся при массированном применении неуправляемых реактивных снарядов в термобарическом и дымозажигательном снаряжениях, у врага не остаётся ни единого шанса на выживание.
Командир боевой машины гвардии ефрейтор Константин Полатов – настоящий мастер своего дела. В 2023 году он начал свой путь как специалист по тяжёлым огнемётным системам, войдя в экипаж ТОС-1А «Солнцепёк» – машины, уже ставшей символом мощи оружия России.
– Сначала мы работали в Луганской Народной Республике, – вспоминает Константин. – Затем нас перебросили на поддержку пехоты при освобождении Дзержинска. Сейчас наши усилия сосредоточены на красноармейском направлении.
Цели, которые ставит перед экипажем командование, – это, как правило, опорные пункты противника или хорошо укреплённые объекты. Мощные термобарические неуправляемые ракетные снаряды способны буквально стирать с лица земли даже самые защищённые позиции врага.
– В нашем арсенале есть разные типы НУРСов, – рассказывает наводчик-оператор боевой машины гвардии младший сержант Никита Ковалёв. – Некоторые на подлёте к противнику разделяются на три суббоеприпаса. Каждый из них дополняет другие, создавая мощную взрывную волну. За счёт этого идёт сжатие воздуха, давление становится колоссальным. Тот, кто оказывается в радиусе поражения, просто не имеет шансов – внутренние органы буквально разрываются от воздействия ударной волны.
Для Никиты экзамен на взрослую жизнь начался не с университетской аудитории или поиска первой работы, а с решения пройти службу по призыву. В свои 18 лет он, как и многие его сверстники, готовился к армейским будням, представляя их через призму классических историй о солдатской жизни. Но судьба распорядилась иначе.
– На 18-летие я, как и многие, готовился к службе по призыву. Однако на первом месяце службы началась СВО. В этот момент я понял, что не могу оставаться в стороне, – вспоминает он. – Я нисколько не жалею о своём решении. Здесь я обрёл новых товарищей, друзей, стал частью чего-то большего. Родители, конечно, были в шоке. Но я сказал им, что всё будет хорошо, я вернусь живым и здоровым.
Как и все члены экипажа «Тосочки», Никита сначала работал на «Солнцепёке». За время службы он успел сменить несколько должностей, что позволило ему хорошо изучить тяжёлые огнемётные системы.
Мощные термобарические неуправляемые ракетные снаряды способны буквально стирать с лица земли даже самые защищённые позиции врага
– «Тосочка» – это высокотехнологичный комплекс, который сочетает мощь, мобильность и точность, – объясняет Никита. – В отличие от гусеничной модели, колёсная база даёт ей неоспоримые преимущества. Мы быстрее уходим после выстрела, быстрее приезжаем на позицию, быстрее отрабатываем цели.
Огневые позиции, где размещаются расчёты тяжёлых огнемётных систем, находятся на значительном удалении от линии боевого соприкосновения. Однако СВО диктует свои правила: даже там угроза со стороны разведывательных и ударных дронов ВСУ остаётся высокой. Именно поэтому на выполнение боевой задачи экипаж всегда выдвигается в сопровождении группы прикрытия.
– Обнаружение дронов в основном ведётся с помощью приборов ночного видения, – рассказывает пулемётчик группы прикрытия гвардии ефрейтор Георгий Литвинов.
Георгий отмечает, что группа оснащена всем необходимым для эффективной борьбы с дронами.
– На автоматах и снайперской винтовке у нас установлены тепловизоры, – объясняет он. – В среднем на группу приходится три тепловизора и столько же приборов ночного видения.
Литвинов не раз сталкивался с вражескими дронами. Его опыт и хладнокровие помогли парировать несколько серьёзных угроз.
– Под Авдеевкой мы заметили вражеский беспилотник высоко в небе, – вспоминает Георгий. – Он уже начал заходить на траекторию удара, но мы огнём из стрелкового оружия сбили его.
В другой раз FPV-дрон противника попытался атаковать «Тосочку».
– Он летел низко, почти у самой земли, пытаясь остаться незамеченным, – рассказывает пулемётчик. – Но мы его засекли, быстро среагировали и уничтожили.
Успех в таких ситуациях зависит не только от навыков, но и от правильного выбора боеприпасов для стрелкового оружия.
– В коробе моего пулемёта особая укладка патронов, – объясняет Георгий. – Сначала идут три патрона Б-32, а затем один трассирующий.
Такой подход уже не раз доказывал эффективность. Но в зоне СВО приходится учитывать и другие факторы, например бронирование вражеских дронов.
– Мы используем бронебойно-зажигательные патроны, – говорит Георгий. – Потому что наши товарищи из других групп уже сталкивались с дронами, обшитыми стальными плитами. Обычные патроны их просто не брали, а вот Б-32 справляются с такой защитой без проблем.
Антон ХВАН, «Красная звезда»
Группировка войск «Центр»
Иллюстрация: "Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации"
Материалы по теме:
- Капитан Юрий Гуга: «Т-72Б3М – один из лучших танков в мире»
- Герой России посмертно. Владимир Владимирович Попов. Позывной «Кедр».
- Стали известны подробности уничтожения в один день трех танков М1А1 Abrams
- Закончены испытания новейшей легкой ракеты 9М134 "Булат"
- Противотанковый "Корнет-ЭМ" с дистанционным управлением показали IDEX-2025