Мы приносим новости

 

"Змеи Горынычи" XXI века: от УР-93 к УР-07М

Мины являются одним из самых эффективных средств борьбы как с пехотой, так и с бронетехникой. Не смотря на всевозможные конвенции и ограничения, благодаря простоте и дешевизне, они получили самое широчайшее распространение в мире. Особенно большие преимущества они дают обороняющейся стороне.

Не секрет, что после Второй Мировой войны, в основное доктрины ведения войны Советским Союзом против НАТО стала широкомасштабная наступательная операция. Соответственно, Советская Армия должна была быть готова быстро преодолевать полосы минно-взрывных заграждений противника. Это обусловило развертывание достаточно широкомасштабных работ по созданию средств траления. Одним из способов преодоления заграждений противника стал взрывной. Суть его в том, что ракета доставляла на минное поле шнуровой заряд взрывчатого вещества, которое своим подрывом детонировало расположенные рядом мины, тем самым проделывая проходы. Были разработаны самые разнообразные установки для этого, в том числе, в 1970-е годы появилась УР-77 «Метеорит» - установка разминирования, на шасси САУ 2С1 «Гвоздика». Напомню, это шасси было разработано на Харьковском заводе имени Серго Орджоникидзе под руководством главного конструктора А. Ф. Белоусова. В ее основе – «не стареющая классика» - крайне удачный тягач-транспортер МТ-ЛБ.

УР-77, получившая в войсках прозвище «Змей Горыныч» отметилась в целом ряде локальных конфликтах. Свой боевой путь она начала в Афганистане, где минная война вышла, по сути на новый уровень. Однако там же, было обнаружено еще одно полезное свойство этой машины – она с успехом разрушала полевую фортификацию противника. В таком качестве УР-77 был отмечен и в ходе Второй чеченской кампании, да и сегодня применяется в Сирии.

Однако с развалом СССР, завод по производству шасси остался на Украине. Да и разработка средств разминирования не стояла на месте. Поэтому в конце 1980-х - начале 1990-х годов Инженерные войска инициировали ОКР с шифром «Пересортировка». Итогом работы должно было стать принятие на вооружение новой машины.

Головным разработчиком выступил ФГУП «НИИИ» в подмосковной Балашихе. Работой по шасси занималось КБ Рубцовского машиностроительного завода, что на Алтае.

РМЗ, основанный в 1959 году, в советские времена входил в тройку крупнейших предприятий в Сибири, занимающихся изготовлением высокопроходимой гусеничной техники и по тем временам был оснащен самым современным технологическим оборудованием. Процветание предприятия обеспечивало интенсивное народнохозяйственное освоение Севера, Сибири и Дальнего Востока. Геологам, геодезистам, нефтянникам и газовикам, да и простым строителям, требовалась высокопроходимая техника. Естественно, к гражданским заказам добавлялись и заказы от Министерства обороны. На РМЗ для военных нужд стали разрабатывать и выпускать небольшими партиями различные узкоспециализированные машины: бронированные разведчики для танковых и общевойсковых подразделений, подвижные разведывательные пункты артиллерии, командно-штабные машины.

В 1993-м начинается выпуск серии командирской боевой разведывательной машины — БРМ-ЗК «Рысь» («Изделие 501»). Многие путают, указывая, что «Рысь» была создана на базе БМП-3. Это не так. Да, в ней использовались некоторые узлы и агрегаты «тройки», но в целом, это была самостоятельная разработка. Главная особенность которой – стальной корпус в отличие от алюминиевого. Сталь упрощала и удешевляла не только производство, но и последующую эксплуатацию машины. Шасси «Рыси» получилось достаточно удачным. На его основе РМЗ начал развивать свое собственное семейство машин. Практически одновременно с «Изделием 501», разрабатывалось «Изделие 502» - КШМ «Поток-4(1)», которое входило в состав комплекса РЭБ Р-378 «Алтаец-БМ». «502»-е шасси отличалось от «501»-го увеличенным объемом корпуса. Именно оно и стало основой нового семейства. «Многоцелевая бронированная машина» или иначе «универсальное гусеничное шасси» - «Изделие 502ТБ», где «ТБ» означало «транспортная база». Машина предназначалась для монтажа различных систем и комплексов: КШМ полкового и дивизионного уровня, КП ЗРК ПВО, комплекса РЭБ и еще много чего, в том числе и для монтажа боевых модулей, превращающих транспортер в боевые машины: БТР и БМП. По сути, если оценивать здраво, по параметрам полезной грузоподъемности и полезного объема в настоящее время эта машина является единственной современной альтернативой широко распространенному в войсках шасси МТ-ЛБ и МТ-ЛБу, а по подвижности, проходимости и защищенности - значительно его превосходит.

Новая установка разминирования, создаваемая на платформе «Изделия 502ТБ», получила индекс «Изделие 510» и наименование УР-93, где «93» - год предполагаемого создания.

УР-93 представляла собой базовую машину с установленным на ней вооружением для самообороны (пулемет калибра 7,62мм), специальным пусковым оборудованием и дополнительным оборудованием (кран). Боевая масса составляла 20 тонн. В состав специального оборудования входят: кассеты с защитными крышками, механизмы подъема защитных крышек, пусковые направляющие с механизмами подъема опора реактивных двигателей, механизмы тормозного каната, пульты силового и боевого управления.

Экипаж – всего 2 человека: командир, он же оператор установки разминирования и механик- водитель.

Машина могла производить разминирование как с земли, так и с плава.

Шасси оборудовано приборами наблюдения за местностью, а также средствами связи, ППО, отопления и кондиционирования воздуха.

 

Для маскировки машины на поле боя на корпусе установлена система постановки дымовых завес 902В «Туча» состоящая из 6 гранатомётов калибра 81-мм для стрельбы дымовыми и аэрозольными гранатами.

 

УР-93 имела следующие ТТХ:

 

Длина корпуса- 7127 мм

 

Ширина корпуса- 3296 мм

 

Высота- 2675 мм

 

Скорость по шоссе - 65...75 км/ч

 

Скорость по пересечённой местности- 25 км/ч

 

Скорость на плаву- 9 км/ч

 

Запас хода по шоссе- 612 км/ч

 

Средний расход топлива на 100 км, л (л/ч) - 121 (66)

 

Средний расход масла на 100 км, л (л/ч) - 3,6 (1,97)

 

Тип подвески: индивидуальная торсионная

 

И вроде бы все было хорошо в плане техники, но подкачала экономика.

 

В условиях «новой» России, развитие промышленности и как следствие сырьевой базы было остановлено. Столько вездеходов, сколько ранее потребляло народное хозяйство СССР стало не нужно. РМЗ, лишившись заказов вошел в "крутое пике". На предприятии пытались заниматься различной конверсионной тематикой, вплоть до того, что купили в Англии лицензию и начали было выпускать по ней асфальтоукладчики. Занялись производством техники для агропрома. Но в условиях, когда в стране ровным счетом не работало ничего, даже эти направления спасти завод не могли.

Работа по УР-93 без финансирования просто встала. Однако в 2000-е стало еще тяжелее. С огромной кредиторской задолженностью и долгами по зарплате завод пришел к банкротству. Несколько раз его пытались распродать. Тем не менее, в 2005 – 2007 годах инженерные войска предпринимали попытки реанимировать проект УР-93.

В 2006 году были разработаны новые шнуровые заряды. Под них была доработана и пусковая установка. УР-93 сменил индекс на УР-07. Опять же «07» - это от 2007 года, когда машина завершила испытания и должна была приниматься на снабжение. В частности, один из этапов испытаний проходил в мае 2007 года на полигоне ФКП НТИИМ под Нижним Тагилом. На выставке Russian Defense Expo – 2007, летом 2007 года, на том же полигоне «Старатель», на стенде НТИИМ было «засвечено» первое фото УР-07.

Испытания прошли успешно, однако небольшие замечания все же имелись. По результатам их устранения машина еще раз поменяла обозначение на УР-07М, где «М» - модернизированная.

Для проделывания проходов в машине установлена пусковая установка с зарядами разминирования УЗП-06 или УЗП-06Д и механизмом отцепки тормозного каната. Дальность подачи зарядов УЗП-06 составляет 340 метров, а УЗП-06Д — 1 км. Масса соответственно 2,85 т и 1,35 т. Масса ВВ на метр длины заряда составляет 8 кг. Время проделывания прохода- 3 минуты. Время снаряжения машины вручную силами саперного отделения и экипажа (расчет 6 человек) – 2 часа при использовании заряда УЗП-06. И 50 минут при использовании заряда УЗП-06Д. Боекомплект машины включал 2 заряда разминирования. Среднее время подготовки к пуску заряда с грунта и стаскивания платформы в окоп – 30 сек.

В отличие от УР-77, на УР-07М была увеличена дальность подачи заряда и длина проделываемого прохода, предусмотрена возможность модернизации установки при переходе ее на использование перспективного заряда разминирования. Проработана возможность нетрадиционного применения заряда разминирования для подавления опорных пунктов противника.

Пуск заряда УЗП-06 установкой УР-07М аналогичен пуску заряда установкой УР-77 за исключением того, что заряд УЗП-06 на минное поле не подтягивается и его подрыв происходит по истечении заданного времени, как у заряда УЗП-83. Пуск заряда УЗП-06Д производится аналогично пуску заряда УЗП-06 без соединения заряда с установкой разминирования силовым шнуром, что обеспечивает его подачу на дальность до 1000 м.

УЗП-06 расшифровывается как «удлинённый заряд пластичный, 06 – год принятия», заряд с индексом «Д» - от «дальность», в смысле увеличенной дальности применения.

Принцип действия всех зарядов практически идентичен. При подаче импульса электрического тока (с подрывной машинки – УР-83П, УРП-01 или с блока боевого управления – УР-67, УР-77, УР-07М) на пиропатроны происходит воспламенение пороховых зарядов реактивных двигателей. Под действием реактивной силы двигатели сходят с направляющей, вовлекают в движение с помощью соединительного каната последовательно соединенные нити секций заряда разминирования, узел передачи детонации взрывателей и тормозной канат. После выборки тормозного каната происходит торможение заряда разминирования и его укладка на минное поле. Инициирование зарядов УЗП-83, УЗП-06 и УЗП-06Д происходит после последовательного срабатывания элементов боевой цепи этих зарядов.

Основные тактико-технические характеристики УЗП-06:

Тип - гибкий, двухниточный секционный;

Способ подачи на минное поле - по воздуху реактивными двигателями с установки разминирования УР-07М;

Размеры проделываемого прохода в минном поле: ширина - не менее 6 метров, длина - не менее 160 метров.

Перечень основных узлов и комплектующих УЗП-06:

Интересно, что если часть мин по каким-то причинам не детонирует при подрыве УЗП, то из просто выбрасывает, выбивает за пределы полосы разминирования.

При работе по созданию УР-07М, была предусмотрена возможность модернизации установки при переходе ее на использование перспективного заряда разминирования. Он разрабатывался в рамках ОКР «Пересортировка-1» и в отличие от зарядов УР-77 являлся не шнуровым, а шашечным.

Заряд разминирования шашечный (ЗРШ) может так же использоваться в старых установках разминирования УР-77, УР-83П, УРП-01 вместо зарядов УЗП-77 и УЗП-83.

ЗРШ набирается из секций длиной по 6 метров. Масса секции при этом составляет 50 кг, из них 41 кг – это взрывчатое вещество ТГАФ-25. При этом средняя погонная масса взрывчатого вещества секции составляет 5,5 кг. Двухниточный заряд проделывает проход длиной 100 и шириной 6 метров.

Не смотря на успехи в разработке машины, ее универсальность в смысле борьбы с любыми типами мин, госзаказ составил всего 1 (Один) экземпляр. В настоящее время  Российская армия осталась с украинскими установками, разработки 70-х годов прошлого века.

 

Источник

Фото: Gur Khan attacks!

___________

реклама

Приближается лето, а значит жара. Необходимо будет спасаться от жары. Если у вас есть кондиционер, то вам необходимо его почистить. К вашим услугам чистка кондиционеров от настоящих профессионалов. Заказать услугу чистки кондиционера можно на сайте https://service-conditioners.pro/chistka-kondicionerov. Гарантируем высокое качество услуг по доступной цене.

Автор: vestnikrm
В регионах ПФО
06 май 2020 11:31
06
май
11:31
layer up

10 тысяч "Открыток Победы" нарисовали жители Приволжья

10 тысяч жителей всех 14 регионов Приволжского федерального округа стали участниками проекта "Открытки Победы" на сайте пфопобеда.рф. Работы были присланы менее чем за две недели, отмечают организаторы.

25 апрель 2020 12:57
25
апрель
12:57
layer up

Игорь Комаров проверил работу ещё пяти регионов ПФО по противодействию COVID-19

В Приволжском федеральном округе в рамках исполнения поручения Президента России Владимира Путина продолжается проверка готовности систем здравоохранения регионов к оказанию медицинской помощи при разных сценариях распространения коронавируса.

24 апрель 2020 10:27
24
апрель
10:27
layer up

Игорь Комаров провел видеоконференцию с главами регионов ПФО

23 апреля Глава Мордовии Владимир Волков принял участие в видеоконференции, которую провел полномочный представитель Президента РФ в ПФО Игорь Комаров с главами всех 14 субъектов округа, главными федеральными инспекторами и руководством региональных органов власти в сфере здравоохранения. Основная тема обсуждения  – проблемы в регионах ПФО в связи с распространением коронавирусной инфекции.

23 апрель 2020 10:58
23
апрель
10:58
layer up

«Открытки Победы»: в ПФО создается уникальная коллекция творческих работ о Великой Отечественной войне

К 75-летию Великой Победы по инициативе аппарата полномочного представителя Президента РФ в ПФО в Приволжье реализуется масштабный народный проект «Открытки Победы».

06 март 2020 16:18
06
март
16:18
layer up

Поздравление Игоря Комарова с Международным женским днем

Дорогие женщины!

Примите самые искренние и теплые поздравления с Международным женским днем!

В СЕТИ

Загрузка...

Загрузка...

 

 

Яндекс.Погода