"Змеи Горынычи" XXI века: от УР-93 к УР-07М
Мины являются одним из самых эффективных средств борьбы как с пехотой, так и с бронетехникой. Не смотря на всевозможные конвенции и ограничения, благодаря простоте и дешевизне, они получили самое широчайшее распространение в мире. Особенно большие преимущества они дают обороняющейся стороне.
Не секрет, что после Второй Мировой войны, в основное доктрины ведения войны Советским Союзом против НАТО стала широкомасштабная наступательная операция. Соответственно, Советская Армия должна была быть готова быстро преодолевать полосы минно-взрывных заграждений противника. Это обусловило развертывание достаточно широкомасштабных работ по созданию средств траления. Одним из способов преодоления заграждений противника стал взрывной. Суть его в том, что ракета доставляла на минное поле шнуровой заряд взрывчатого вещества, которое своим подрывом детонировало расположенные рядом мины, тем самым проделывая проходы. Были разработаны самые разнообразные установки для этого, в том числе, в 1970-е годы появилась УР-77 «Метеорит» - установка разминирования, на шасси САУ 2С1 «Гвоздика». Напомню, это шасси было разработано на Харьковском заводе имени Серго Орджоникидзе под руководством главного конструктора А. Ф. Белоусова. В ее основе – «не стареющая классика» - крайне удачный тягач-транспортер МТ-ЛБ.
УР-77, получившая в войсках прозвище «Змей Горыныч» отметилась в целом ряде локальных конфликтах. Свой боевой путь она начала в Афганистане, где минная война вышла, по сути на новый уровень. Однако там же, было обнаружено еще одно полезное свойство этой машины – она с успехом разрушала полевую фортификацию противника. В таком качестве УР-77 был отмечен и в ходе Второй чеченской кампании, да и сегодня применяется в Сирии.
Однако с развалом СССР, завод по производству шасси остался на Украине. Да и разработка средств разминирования не стояла на месте. Поэтому в конце 1980-х - начале 1990-х годов Инженерные войска инициировали ОКР с шифром «Пересортировка». Итогом работы должно было стать принятие на вооружение новой машины.
Головным разработчиком выступил ФГУП «НИИИ» в подмосковной Балашихе. Работой по шасси занималось КБ Рубцовского машиностроительного завода, что на Алтае.
РМЗ, основанный в 1959 году, в советские времена входил в тройку крупнейших предприятий в Сибири, занимающихся изготовлением высокопроходимой гусеничной техники и по тем временам был оснащен самым современным технологическим оборудованием. Процветание предприятия обеспечивало интенсивное народнохозяйственное освоение Севера, Сибири и Дальнего Востока. Геологам, геодезистам, нефтянникам и газовикам, да и простым строителям, требовалась высокопроходимая техника. Естественно, к гражданским заказам добавлялись и заказы от Министерства обороны. На РМЗ для военных нужд стали разрабатывать и выпускать небольшими партиями различные узкоспециализированные машины: бронированные разведчики для танковых и общевойсковых подразделений, подвижные разведывательные пункты артиллерии, командно-штабные машины.
В 1993-м начинается выпуск серии командирской боевой разведывательной машины — БРМ-ЗК «Рысь» («Изделие 501»). Многие путают, указывая, что «Рысь» была создана на базе БМП-3. Это не так. Да, в ней использовались некоторые узлы и агрегаты «тройки», но в целом, это была самостоятельная разработка. Главная особенность которой – стальной корпус в отличие от алюминиевого. Сталь упрощала и удешевляла не только производство, но и последующую эксплуатацию машины. Шасси «Рыси» получилось достаточно удачным. На его основе РМЗ начал развивать свое собственное семейство машин. Практически одновременно с «Изделием 501», разрабатывалось «Изделие 502» - КШМ «Поток-4(1)», которое входило в состав комплекса РЭБ Р-378 «Алтаец-БМ». «502»-е шасси отличалось от «501»-го увеличенным объемом корпуса. Именно оно и стало основой нового семейства. «Многоцелевая бронированная машина» или иначе «универсальное гусеничное шасси» - «Изделие 502ТБ», где «ТБ» означало «транспортная база». Машина предназначалась для монтажа различных систем и комплексов: КШМ полкового и дивизионного уровня, КП ЗРК ПВО, комплекса РЭБ и еще много чего, в том числе и для монтажа боевых модулей, превращающих транспортер в боевые машины: БТР и БМП. По сути, если оценивать здраво, по параметрам полезной грузоподъемности и полезного объема в настоящее время эта машина является единственной современной альтернативой широко распространенному в войсках шасси МТ-ЛБ и МТ-ЛБу, а по подвижности, проходимости и защищенности - значительно его превосходит.
Новая установка разминирования, создаваемая на платформе «Изделия 502ТБ», получила индекс «Изделие 510» и наименование УР-93, где «93» - год предполагаемого создания.
УР-93 представляла собой базовую машину с установленным на ней вооружением для самообороны (пулемет калибра 7,62мм), специальным пусковым оборудованием и дополнительным оборудованием (кран). Боевая масса составляла 20 тонн. В состав специального оборудования входят: кассеты с защитными крышками, механизмы подъема защитных крышек, пусковые направляющие с механизмами подъема опора реактивных двигателей, механизмы тормозного каната, пульты силового и боевого управления.
Экипаж – всего 2 человека: командир, он же оператор установки разминирования и механик- водитель.
Машина могла производить разминирование как с земли, так и с плава.
Шасси оборудовано приборами наблюдения за местностью, а также средствами связи, ППО, отопления и кондиционирования воздуха.
Для маскировки машины на поле боя на корпусе установлена система постановки дымовых завес 902В «Туча» состоящая из 6 гранатомётов калибра 81-мм для стрельбы дымовыми и аэрозольными гранатами.
УР-93 имела следующие ТТХ:
Длина корпуса- 7127 мм
Ширина корпуса- 3296 мм
Высота- 2675 мм
Скорость по шоссе - 65...75 км/ч
Скорость по пересечённой местности- 25 км/ч
Скорость на плаву- 9 км/ч
Запас хода по шоссе- 612 км/ч
Средний расход топлива на 100 км, л (л/ч) - 121 (66)
Средний расход масла на 100 км, л (л/ч) - 3,6 (1,97)
Тип подвески: индивидуальная торсионная
И вроде бы все было хорошо в плане техники, но подкачала экономика.
В условиях «новой» России, развитие промышленности и как следствие сырьевой базы было остановлено. Столько вездеходов, сколько ранее потребляло народное хозяйство СССР стало не нужно. РМЗ, лишившись заказов вошел в "крутое пике". На предприятии пытались заниматься различной конверсионной тематикой, вплоть до того, что купили в Англии лицензию и начали было выпускать по ней асфальтоукладчики. Занялись производством техники для агропрома. Но в условиях, когда в стране ровным счетом не работало ничего, даже эти направления спасти завод не могли.
Работа по УР-93 без финансирования просто встала. Однако в 2000-е стало еще тяжелее. С огромной кредиторской задолженностью и долгами по зарплате завод пришел к банкротству. Несколько раз его пытались распродать. Тем не менее, в 2005 – 2007 годах инженерные войска предпринимали попытки реанимировать проект УР-93.
В 2006 году были разработаны новые шнуровые заряды. Под них была доработана и пусковая установка. УР-93 сменил индекс на УР-07. Опять же «07» - это от 2007 года, когда машина завершила испытания и должна была приниматься на снабжение. В частности, один из этапов испытаний проходил в мае 2007 года на полигоне ФКП НТИИМ под Нижним Тагилом. На выставке Russian Defense Expo – 2007, летом 2007 года, на том же полигоне «Старатель», на стенде НТИИМ было «засвечено» первое фото УР-07.
Испытания прошли успешно, однако небольшие замечания все же имелись. По результатам их устранения машина еще раз поменяла обозначение на УР-07М, где «М» - модернизированная.
Для проделывания проходов в машине установлена пусковая установка с зарядами разминирования УЗП-06 или УЗП-06Д и механизмом отцепки тормозного каната. Дальность подачи зарядов УЗП-06 составляет 340 метров, а УЗП-06Д — 1 км. Масса соответственно 2,85 т и 1,35 т. Масса ВВ на метр длины заряда составляет 8 кг. Время проделывания прохода- 3 минуты. Время снаряжения машины вручную силами саперного отделения и экипажа (расчет 6 человек) – 2 часа при использовании заряда УЗП-06. И 50 минут при использовании заряда УЗП-06Д. Боекомплект машины включал 2 заряда разминирования. Среднее время подготовки к пуску заряда с грунта и стаскивания платформы в окоп – 30 сек.
В отличие от УР-77, на УР-07М была увеличена дальность подачи заряда и длина проделываемого прохода, предусмотрена возможность модернизации установки при переходе ее на использование перспективного заряда разминирования. Проработана возможность нетрадиционного применения заряда разминирования для подавления опорных пунктов противника.
Пуск заряда УЗП-06 установкой УР-07М аналогичен пуску заряда установкой УР-77 за исключением того, что заряд УЗП-06 на минное поле не подтягивается и его подрыв происходит по истечении заданного времени, как у заряда УЗП-83. Пуск заряда УЗП-06Д производится аналогично пуску заряда УЗП-06 без соединения заряда с установкой разминирования силовым шнуром, что обеспечивает его подачу на дальность до 1000 м.
УЗП-06 расшифровывается как «удлинённый заряд пластичный, 06 – год принятия», заряд с индексом «Д» - от «дальность», в смысле увеличенной дальности применения.
Принцип действия всех зарядов практически идентичен. При подаче импульса электрического тока (с подрывной машинки – УР-83П, УРП-01 или с блока боевого управления – УР-67, УР-77, УР-07М) на пиропатроны происходит воспламенение пороховых зарядов реактивных двигателей. Под действием реактивной силы двигатели сходят с направляющей, вовлекают в движение с помощью соединительного каната последовательно соединенные нити секций заряда разминирования, узел передачи детонации взрывателей и тормозной канат. После выборки тормозного каната происходит торможение заряда разминирования и его укладка на минное поле. Инициирование зарядов УЗП-83, УЗП-06 и УЗП-06Д происходит после последовательного срабатывания элементов боевой цепи этих зарядов.
Основные тактико-технические характеристики УЗП-06:
Тип - гибкий, двухниточный секционный;
Способ подачи на минное поле - по воздуху реактивными двигателями с установки разминирования УР-07М;
Размеры проделываемого прохода в минном поле: ширина - не менее 6 метров, длина - не менее 160 метров.
Перечень основных узлов и комплектующих УЗП-06:
Интересно, что если часть мин по каким-то причинам не детонирует при подрыве УЗП, то из просто выбрасывает, выбивает за пределы полосы разминирования.
При работе по созданию УР-07М, была предусмотрена возможность модернизации установки при переходе ее на использование перспективного заряда разминирования. Он разрабатывался в рамках ОКР «Пересортировка-1» и в отличие от зарядов УР-77 являлся не шнуровым, а шашечным.
Заряд разминирования шашечный (ЗРШ) может так же использоваться в старых установках разминирования УР-77, УР-83П, УРП-01 вместо зарядов УЗП-77 и УЗП-83.
ЗРШ набирается из секций длиной по 6 метров. Масса секции при этом составляет 50 кг, из них 41 кг – это взрывчатое вещество ТГАФ-25. При этом средняя погонная масса взрывчатого вещества секции составляет 5,5 кг. Двухниточный заряд проделывает проход длиной 100 и шириной 6 метров.
Не смотря на успехи в разработке машины, ее универсальность в смысле борьбы с любыми типами мин, госзаказ составил всего 1 (Один) экземпляр. В настоящее время Российская армия осталась с украинскими установками, разработки 70-х годов прошлого века.
Фото: Gur Khan attacks!
___________
реклама
Приближается лето, а значит жара. Необходимо будет спасаться от жары. Если у вас есть кондиционер, то вам необходимо его почистить. К вашим услугам чистка кондиционеров от настоящих профессионалов. Заказать услугу чистки кондиционера можно на сайте https://service-conditioners.pro/chistka-kondicionerov. Гарантируем высокое качество услуг по доступной цене.
Материалы по теме:
- Наемники и польские БТР Rosomak приняли участие в атаке на Курскую область
- Украинский танк обстрелял многоэтажку, где пряталась пехота ВСУ
- Какие натовские танки, БТР, БМП и САУ использованы ВСУ в Курской области
- Российская армия не дает ВСУ вывезти брошенную в Курской области бронетехнику
- Ликвидирован командир батальона ВСУ подполковник Олег Пигулевский