Послание Главы Республики Мордовия Государственному Собранию Республики Мордовия 31 января 2014 года
Уважаемые депутаты Государственного Собрания! Уважаемые товарищи!
Год назад я обратился к вам с Посланием, в котором подводился итог судьбоносному для нашей республики многолетнему периоду – подготовке и проведению исторического Тысячелетнего юбилея единения мордовского народа с народами Российского государства. Программа самого праздника, построенные и строящиеся сейчас в рамках Тысячелетия объекты, уникальная атмосфера дружбы народов и межнационального согласия на многие годы вперед предопределили жизнь Мордовии, укрепили ее позитивный имидж.
Следующий за юбилейным 2013-й год стал важным этапом в поступательном развитии нашей республики. Его основной тональностью был каждодневный, созидательный, упорный труд сотен тысяч наших сограждан, жителей Мордовии.
Скажу прямо, прошлый год выдался очень непростым. Мы столкнулись с серьезными экономическими проблемами. Во многом они напрямую связаны с общим замедлением роста экономики страны, а также с теми трудностями, которые переживает сегодня весь мир. Тем не менее, несмотря на эти объективные сложности, нам удалось по многим стратегическим направлениям достичь поставленных целей, выполнить в основном всё намеченное на 2013 год.
Мы добились значительного укрепления социально-экономической инфраструктуры. В республике активно строились жилье, объекты промышленности, современные дороги. Технопарк в сфере высоких технологий начал реализацию ряда крупных, очень значимых для республики инновационных проектов.
При крайне неблагоприятных погодных условиях работники агропромышленного комплекса Мордовии смогли добиться в целом неплохих результатов.
В ходе состоявшейся в декабре прошлого года встречи Президент России В.В.Путин высоко оценил социально-экономические результаты республики. Глава государства очень внимательно отнесся к насущным проблемам Мордовии, сделал ряд очень важных для нас поручений министерствам и ведомствам России. Благодаря его прямой поддержке будет продолжено возведение важнейших для республики объектов, открыто федеральное финансирование строительства стадиона – главного объекта Чемпионата мира по футболу 2018 года в Саранске.
Одной из приоритетных наших задач, поставленных Президентом страны в прошлом году, было существенное увеличение заработной платы в бюджетной сфере. О необходимости решения этого очень важного для нас вопроса говорилось и в прошлом Послании. Это потребовало колоссального напряжения всех наших сил, но мы справились с этой задачей. За год заработная плата в целом по республике возросла на 19%. Обеспечены целевые показатели по росту зарплаты по всем категориям работников, определенных майскими указами Президента России. За календарный год на 24% выросла заработная плата в здравоохранении, на 30% – у педагогов, социальных работников и работников культуры. В результате увеличилась покупательная способность населения, которая станет дополнительным стимулом для экономического роста в ближайшее время.
Прошедший год ознаменовался яркими, выдающимися победами наших спортсменов на Чемпионате мира по легкой атлетике в Москве, Всемирной Универсиаде в Казани, других крупных международных соревнованиях.
Таким образом, во всех отраслях экономики, в науке, социальной сфере нами достигнуты определенные рубежи, но впереди у нас очень много трудной работы. Нам предстоит выполнить серьезные и масштабные программы развития, достойно подготовиться к Чемпионату мира по футболу, одновременно с этим обеспечить кардинальное улучшение жизни людей. Делать это придется в сложных условиях, в которых находится сейчас вся мировая экономика.
Для того чтобы успешно справиться со всем запланированным, потребуется максимальная самоотдача, концентрация всех наших сил. И важнейшая задача сейчас – сделать всё, чтобы выстоять в конкурентной борьбе, приумножить наше достояние, обеспечить стабильное развитие на стратегических направлениях, постоянно ДВИГАТЬСЯ, ДВИГАТЬСЯ И ДВИГАТЬСЯ ВПЕРЕД.
Решению этой сложной, комплексной задачи посвящено настоящее Послание.
ЭКОНОМИКА: ДАЛЬНЕЙШЕЕ НАРАЩИВАНИЕ ТЕМПОВ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
Несмотря на серьезные вызовы последнего времени, в прошлом году мы в целом сохранили положительную динамику развития во всех отраслях экономики республики. Выпуск товаров и услуг в постоянных ценах увеличился на 6,4%, а оборот организаций в сфере обрабатывающих производств – почти на 10%. За год почти на 10% обновлены основные фонды в промышленности и более чем на 13% – на предприятиях стройиндустрии, в результате степень износа основных производственных фондов в целом по республике снижена до 39%. Это лучшие показатели среди регионов страны.
В сельском хозяйстве оборот организаций за год вырос на 18%. Мордовия сохраняет лидирующие позиции в России по производству мяса, молока и яиц в расчете на одного жителя.
Даже в сложных условиях прошлого года рост производительности труда к уровню 2012 года в целом по республике составил 103,5%.
Ниже 1% остается регистрируемая безработица, это один из самых низких показателей в стране.
По итогам года сдано 305 тыс. кв. метров жилья, это почти на 15% больше, чем в 2012 году.
В 2014 году нам необходимо обеспечить прирост валового регионального продукта и объемов промышленного производства как минимум на 6%, объемов привлекаемых в республику инвестиций на 10%. На этой основе сохранить дальнейший рост экономики и тенденции роста заработной платы, доходов и уровня жизни населения республики.
При этом дальнейший рост заработной платы мы должны обеспечивать только за счет роста производительности труда. На ближайшее пятилетие это для нас задача из задач!
Добиться этого мы сможем, если будем еще активнее развивать производство с высокой добавленной стоимостью, ускоренно переходить на инновационное развитие, на самые передовые и самые перспективные технологии и оборудование.
В 2013 году мы реализовали более двух десятков обозначенных в прошлом Послании, важных для республики инновационных проектов во всех основных отраслях экономики. Все они ежедневно на слуху, называть их еще раз, полагаю, нет необходимости. Остановлюсь только на одном из самых значимых из них – Технопарке в сфере высоких технологий. Два месяца тому назад DАТА-центр его Информационно-вычислительного комплекса получил сертификат TIER-4. Это показатель высшего уровня надежности и доступности. В мире его имеют всего около трех десятков DАТА-центров, а в России наш – единственный.
В настоящее время в Технопарке размещены 44 компании-резидента по шести его специализациям, создано более 1200 рабочих мест. Запущен IT-акселератор, деятельность которого направлена на отбор и поддержку инновационных проектов в этой области. Введен в эксплуатацию Центр экспериментального производства, он готов предоставить резидентам Технопарка и современные производственные площади, и «чистые комнаты» для высоких технологий. Ведутся строительно-монтажные работы на Инжиниринговом центре оптоэлектроники, для него идет подготовка специалистов.
Базирующийся на площадях Технопарка Центр нанотехнологий и наноматериалов Республики Мордовия сформировал портфель проектов почти на полмиллиарда рублей. В их числе пять международных проектов с участием представителей Германии, США, Финляндии и Швеции.
С сентября прошлого года одним из якорных резидентов Технопарка – российско-корейской компанией «НЕПЕС РУС» – организован промышленный выпуск светоизлучающих диодов и светильников на их основе с использованием удаленного люминофора.
Наш Технопарк снова получил поддержку Минфина, Минэкономразвития и Минкомсвязи России.
В то же время многие задачи здесь остаются нерешёнными. Введенные мощности Инновационно-производственного комплекса и DАТА-центра полностью не загружены, вложенные в них средства не дают пока должной отдачи. В этом году Технопарк должен сделать все, чтобы начать зарабатывать средства и снять с республики бремя по его содержанию. Для этого ему необходимо завершать ранее начатое строительство и загружать созданную инфраструктуру. Руководство Технопарка (Якуба В.В.) должно в течение года как минимум удвоить число резидентов. Теперь, когда практически завершено создание материальной базы, в Технопарке с каждым днем должно быть всё больше содержательной работы.
В этом же году необходимо ввести в эксплуатацию Инжиниринговый центр оптоэлектроники. Это первое звено в создании в Мордовии кластера оптоэлектронного приборостроения с применением оптоволокна и фотоники – новейшего инновационного кластера страны. Все, кто занимается этим проектом, должны понимать, что это задача из задач. Когда у нас будет Инжиниринговый центр, где будут разрабатываться новые виды оптоволокна, новый завод по промышленному выпуску оптоволокна (он будет построен в этом году), имея кабельное производство на основе оптоволокна, мы сможем создать множество малых предприятий по разработке приборов оптоэлектроники, а вместе с Телевизионным заводом – новое направление в стране, радиофотонику. При активной нашей работе мы должны стать центром оптоэлектроники в России. У нас есть для этого все возможности.
Надо также ускорить работы по созданию Центра проектирования инноваций, который позволит с нуля выходить на изготовление опытных образцов устройств и приборов, что тоже для нас очень важно и тесно увязано с развитием оптоэлектроностроением, и активнее развивать взаимодействие с ведущими российскими и зарубежными научными организациями.
Республиканскому Центру нанотехнологий и наноматериалов необходимо ускорить вывод на практическую деятельность созданные и готовить новые стартапы, вплотную заниматься формированием новых проектных компаний. Надо продолжать наращивать и портфель заказов. Но при этом делать всё, чтобы проекты реализовывались на наших предприятиях, силами наших специалистов. И, конечно же, Наноцентру надо предметнее работать с нашими инноваторами, Мордовским национальным исследовательским университетом, инновационно активными предприятиями республики. На этом следует остановиться особо. Сейчас у Наноцентра в работе 31 проект и только 11 из этого числа разработаны силами или при участии Мордовского национального исследовательского университета и предприятий республики. Нам, конечно, очень важно привлекать для развития нашей экономики и науки ученых, инженеров лучших предприятий России, передовых предприятий из других стран. Но еще важнее, чтобы это делалось нашими учеными и инженерами, и трижды важнее, чтобы эти разработки внедрялись и выпускались именно на наших предприятиях.
Всемерную поддержку Технопарку в решении этих задач должны оказать Министерство промышленности, науки и новых технологий (Седов А.И.) и Министерство информатизации и связи республики (Соколов О.А.).
Министерству промышленности, науки и новых технологий, Технопарку совместно с другими структурами поддержки инноваций надо продолжать активный поиск и привлечение в республику самых современных разработок в заявленных нами приоритетных направлениях развития экономики. Следует довести до практического воплощения наши соглашения о намерениях с ведущими научно-исследовательскими институтами страны, технопарками других регионов, а также нашими зарубежными партнерами.
В этом году нам также необходимо:
завершить:
- строительство первой очереди завода по выпуску оптического волокна (ЗАО «Оптиковолоконные системы») – первого в стране импортозамещающего производства в этой отрасли,
- создание производства фотоэлектрических преобразователей и солнечных модулей (совместное предприятие компании «ГЕЛИОС-Ресурс» и «Электровыпрямителя», работы по проекту уже начаты),
- строительство нового отделения помола цемента на Староалексеевском цементном заводе (ОАО «Мордовцемент»),
- модернизацию и реконструкцию мощностей Дубенского кирпичного завода,
- создание комплекса по производству и переработке мяса птицы годовой мощностью до 90 тыс. тонн в ООО «Юбилейное»,
- строительство молочного комплекса на тысячу дойных коров в ООО «Сиал-Пятинское», комплекса по производству мяса индейки (ООО «Норовская индейка»), второй очереди тепличного комплекса по выращиванию роз в Теньгушевском районе (ОАО «Мир цветов РМ»);
продолжить работать над:
- организацией производства полупроводниковых приборов силовой электроники нового поколения на основе технологии «кремний на молибдене» с использованием низкотемпературных соединений (ОАО «Электровыпрямитель»),
- созданием современной элементной базы силовой электроники на основе арсенида галлия (ОАО «Орбита»),
- модернизацией производства и освоением новых видов продукции на предприятиях «ВКМ-Сталь», «Рузхиммаш», «Резинотехника», на телевизионном, приборостроительном, механическом заводах, в обществах «Лидер-Компаунд», «Плайтерра»;
приступить к реализации таких масштабных проектов, как:
- организация производства архитектурного флоат-стекла (проект поддержан Президентом Российской Федерации и будет профинансирован Внешэкономбанком),
- создание комплексного производства светодиодов по технологии нитрида галлия на кремнии (ОАО «Инвест-Альянс»),
- реконструкция «полусухой» линии производства клинкера в части складирования и подачи кека (ОАО «Мордовцемент»),
- строительство и реконструкция животноводческих помещений на тысячу фуражных коров в Краснослободском районе (ООО АПО «Мокша»),
- строительство второй очереди товарной свинофермы на 4800 свиноматок (ООО «Мордовский племенной центр»).
В прошлом году ставилась задача на базе завода «Электровыпрямитель» совместно с Российским федеральным ядерным центром, фондом «Сколково» организовать Центр радиационных технологий. К сожалению, она осталась невыполненной. В этом году к ней надо обязательно вернуться.
Также следует внимательно изучить предложения резидента Технопарка южнокорейской компании «НЕПЕС» о создании совместных производств по выпуску энергоэффективного стекла, приборов и систем мониторинга здоровья человека.
На реализацию этих и целого ряда других проектов нужно привлечь значительные финансовые ресурсы. Для этого нам необходимо активно расширять взаимодействие с российскими институтами развития и крупными финансовыми институтами. Я не буду их называть, все их прекрасно знают. Обращаю только внимание на необходимость работы с такими вновь созданными институтами, как Российское инвестиционное агентство и Российский Центр привлечения инвестиций в регионы. Надо обеспечить участие наших проектов в государственных федеральных и ведомственных программах.
Следует вернуться к вопросу привлечения в республику частных венчурных фондов и «бизнес-ангелов», работающих в наиболее рисковых зонах. Эта задача ставилась в прошлом Послании, но так и осталась вне поля зрения министерств и предприятий республики.
И, конечно, министерствам и предприятиям необходимо перестраивать работу по продвижению наших проектов. Здесь у нас еще очень много недоработок: и формальная подготовка проектной документации, и слабая предварительная экспертиза, и излишняя самоуверенность, и незнание уровня конкуренции, сильных и слабых сторон наших конкурентов. Так, в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации у нас всего лишь пять проектов – два проекта «Электровыпрямителя», два проекта механического завода (да и те идут по линии Минобороны) и один проект «Орбиты». И пока всё. Этого очень мало. Нам надо, чтобы наших проектов было значительно больше и чтобы они были значительно лучше по качеству. Поэтому отраслевым министерствам, предприятиям республики следует на порядок поднять уровень подготовки к участию в конкурсах и отборах.
Необходимо эффективнее использовать результаты имиджевой оценки инвестиционной привлекательности Мордовии. Такие, например, как ведущие позиции республики по показателям состояния конкурентной среды в регионах России. Они были отражены в докладе Экспертов Всемирного банка и недавно озвучены на международном экономическом форуме в Давосе (Швейцария).
Чтобы инвестору и инициативному бизнесу стали интересны наши проекты, нам необходимо качественно улучшить инвестиционный климат. База для этого есть. Республика обеспечена всеми видами передачи информации и цифровым телевидением, газифицированы все крупные и средние населенные пункты. С мая этого года DATA-центр Технопарка – Мордовия будет предоставлять самый широкий спектр услуг резидентам Технопарка и сторонним организациям, в том числе из-за пределов Мордовии.
Завершается формирование целостного механизма поддержки инвестиционной деятельности, от подбора земельных площадок до оказания помощи в создании необходимых объектов транспортной, инженерной и энергетической инфраструктуры. Создана система поддержки инновационных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства.
Наши действия основаны на Стратегии инновационного развития Мордовии до 2030 года, работают Программы повышения инвестиционной привлекательности и научно-инновационного развития республики. Реализуются меры по внедрению Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе.
Механизм привлечения инвестиций предоставляет инвесторам широкий набор преференций и льгот, обеспечивающих благоприятные условия для инвестиционной деятельности. В результате в последние пять лет объем инвестиций в экономику Мордовии с каждым годом растет. За этот период реализовано более 200 проектов развития с объемом инвестиций более 120 млрд. рублей. Создано и сохранено 34 тысячи рабочих мест, в том числе в прошлом году, в порядке реализации Указа Президента Российской Федерации № 597, создано 2326 высокотехнологичных рабочих мест, что более чем в 1,5 раза выше намеченного республиканской «дорожной картой».
Тем не менее для обновления экономики и дальнейшего успешного развития сделать предстоит еще очень многое.
Правительству (Сушков В.Ф.), Министерству экономики (Мазов В.Н.), Министерству промышленности, науки и новых технологий (Седов А.И.) надо настойчиво работать над решением задачи создания особой экономической зоны промышленно-производственного типа. Определившись с земельными участками, мы застряли на формировании портфеля инвестиционных проектов и поиске потенциальных резидентов. Надо ускорить завершение этого этапа и начинать готовить проектную документацию.
Необходимо обязательно обеспечить реализацию проектов по созданию специализированных кластеров и индустриальных парков. Здесь у нас есть хорошие заделы. Мы приступили к созданию инновационного светотехнического кластера, который объединит научные и производственные организации, повысит уровень их кооперации и конкурентоспособности. Этот проект включен в федеральный перечень пилотных инновационных кластеров и уже получил первый грант.
Нужно обеспечить официальный статус кабельному кластеру, кластеру транспортного машиностроения и инновационному кластеру производства сыров, помочь в создании индустриального парка текстильной и лёгкой промышленности на базе ЗАО «Рузтекс».
Одновременно с этим Правительству, Министерству экономики и Министерству промышленности, науки и новых технологий необходимо вплотную заняться дальнейшей судьбой предприятия «Лисма». Учитывая, что оно переходит в собственность республики, следует оперативно, но очень внимательно и глубоко изучить положение дел, определиться с направлениями развития и подходами к их реализации, кому, в какие сроки и что конкретно необходимо сделать, закрепить всё это в бизнес-плане и взять на самый жесткий контроль его исполнение.
Также следует разобраться в ситуации, складывающейся на предприятиях «САРЭКС» и «Биохимик», и вместе с собственниками принять все меры для улучшения их работы.
Для стимулирования бизнес-активности необходимо полнее использовать имеющиеся у нас серьезные резервы в применении механизмов государственно-частного партнерства.
В частности, для потенциальных инвесторов и инициативных бизнес-партнеров необходимо создать базу под размещение новых производств. С этой целью надо провести ревизию свободных площадок, принять меры по их оснащению инженерной инфраструктурой. Эта задача уже ставилась в прошлом Послании, но осталась невыполненной. И не только из-за отсутствия средств. Можно было реализовать подготовительные мероприятия, определиться с месторасположением земельных участков, провести их межевание, подготовить техническую характеристику и оформить на них правоустанавливающие документы, подготовить необходимую градостроительную документацию. Всё это нужно делать сейчас. Делать, прежде всего, руководителям администраций Атюрьевского, Большеберезниковского, Большеигнатовского, Ельниковского, Темниковского и некоторых других районов республики, в которых закрываются имеющиеся предприятия, снижается активность в производстве товаров и услуг. На необходимость подготовки участков под новые проекты особо обращаю внимание администрации городского округа Саранск. Здесь в обязательном порядке нужно иметь две – три больших площадки. Сейчас, когда появляются инвесторы, начинается лихорадочный поиск, где разместить эти производства, выяснение, есть ли там соответствующая структура, отвечает ли она требованиям инвесторов. Тратится очень много времени, а иногда в конечном итоге все это приводит к потере инвесторов. Руководителю администрации городского округа Саранск Тултаеву П.Н. и Заместителю Председателя Правительства – Министру экономики республики Мазову В.Н. надо срочно решить эту задачу, полностью оформить все необходимые документы, чтобы на эти площадки никто уже не претендовал, чтобы не получилось, как с промышленной зоной в районе строительства оптиковолоконного завода, где участки уже были зарегистрированы для размещения объектов торговли.
А Министерству экономики следует создать систему мониторинга и учета предпочтений и потребностей инвесторов, обеспечить регулярное обновление инвестиционной карты республики в сети Интернет.
Нам необходимо также усовершенствовать нашу систему сопровождения инвестиционных проектов. От оформления идеи до воплощения проекта надо упростить процедуры согласования, а правила их прохождения сделать предельно ясными, понятными и удобными для инвесторов. До минимума сократить сроки прохождения самих процедур, в том числе за счет перехода на Интернет-технологии. Выстроить работу так, чтобы у инвесторов и участников проектов на всех стадиях их подготовки была возможность получить любую необходимую им консультацию и сопровождение по проекту. И по каждому этапу реализации проекта определить конкретное персонально ответственное должностное лицо. Это задача Председателя Правительства Сушкова В.Ф. и всех глав администраций муниципальных образований.
Как показывает не только наша, но и российская, и даже мировая практика, многие проекты не удается реализовать только потому, что не было людей, имеющих соответствующую подготовку и организаторские способности, для того чтобы воплотить их в жизнь. Поэтому наряду с развитием материальной базы, большие средства надо вкладывать в формирование креативных команд, способных разрабатывать и воплощать инновационные проекты, обеспечивать опережающее инновационное развитие республики и возврат вложенных в проекты средств.
На потребности прежде всего инновационно активных инвесторов и предприятий необходимо очень жестко сориентировать всю нашу систему профессионального образования.
Для укомплектования кадрами вновь создаваемых производств предприятия должны активнее участвовать в строительстве жилья. Об этом говорилось в предыдущих Посланиях. Но в последние годы по такой схеме не работало ни одно предприятие, кроме Мордовцемента и ДСК.
По-новому нам необходимо подойти к применению механизма льгот, преференций и выдачи льготных кредитов, который должен стимулировать обязательное достижение конкретного результата. Правительству, Министерству экономики, отраслевым министерствам необходимо проанализировать, как выполняются условия применения этих льготных мер. В случае нарушения условий – ужесточить санкции за срыв договоренностей, и жестко контролировать их исполнение. В связи с этим руководству завода точных приборов, Рузаевского стекольного и Саранского приборостроительного заводов, обществ «Минпол», «ВКМ-Сталь» и еще более двух десятков предприятий необходимо обеспечить параметры, заявленные в поддержанных нами проектах. В противном случае придется вернуть выделенные средства, которые мы направим на реализацию других не менее важных для республики проектов.
Для дальнейшего активного инновационного развития нам нужны новые интересные идеи, больше малых научных предприятий, больше результативных НИОКР. Правительству республики необходимо принять дополнительные меры по стимулированию научно-прикладных разработок, поддержке малых и средних инновационных предприятий, обеспечить прямое участие этих предприятий в развитии крупного бизнеса. Ввести механизм грантового финансирования разработчиков новаций и сделать так, чтобы они сами участвовали в создании новых промышленных технологий.
Одновременно надо создать систему для внедрения результатов этих НИОКР. Министру промышленности, науки и новых технологий Седову А.И., руководителю Технопарка Якубе В.В. надо помочь малым предприятиям в поиске заказов на НИОКР, в поиске спонсоров, инициативных бизнесменов и менеджеров, которые могут разработать бизнес-модель и вывести на рынок новый результат интеллектуальной деятельности. Правительству также следует принять меры по созданию Фонда посевных инвестиций, привлечению к этому предприятий республики. Средства здесь нужны, как показывает практика, небольшие, но отдача от этих средств будет очень и очень значительная.
Надо создать в республике систему закрепления прав на научно-инженерные разработки. Это должны реализовать Агентство инновационного развития и Центр поддержки технологий и инноваций Технопарка Мордовии.
Уникальную возможность для развития республики предоставляет проведение в Саранске Чемпионата мира по футболу 2018 года. Эту возможность органы власти всех уровней и бизнес-сообщество республики обязаны использовать с максимальной пользой. Во всех проектах, связанных с Чемпионатом: и в возведении стадиона, и в строительстве жилья и дорог, и в расширении аэропорта, и в развитии транспортной инфраструктуры – должны участвовать наши предприятия и организации. Это важнейшая задача Председателя Правительства Сушкова В.Ф. и его заместителя – Министра целевых программ Меркушкина А.Н. Но эта задача и руководителей наших предприятий и организаций. В условиях жесткой конкуренции и высоких требований им надо будет качественно поднимать уровень производства и участия в процедурах отбора, объединяться и создавать пулы по совместному исполнению заказов! Конечно, на эти объекты мы можем направлять свои предприятия и нашу продукцию только тогда, когда по цене и качеству она будет конкурентоспособна уже на мировом уровне. К строительству стадиона, других объектов проявили интерес не только предприятия России, но и Японии, Германии, Венгрии, Польши, других стран, фирмы международного масштаба. В этой ситуации решающими факторами станут качество и цена. Учитывая это, Правительство и предприятия в рамках действующего законодательства должны вместе обеспечить исполнение максимального числа заказов на объектах, которые мы будем готовить к Чемпионату мира по футболу, силами наших предприятий.
И особо подчеркну: объединение усилий, развитие внутриреспубликанской производственной кооперации имеет для нас очень важное и принципиальное значение. К сожалению, Правительство, предприятия сделали не всё, о чем говорилось в прошлом Послании. Поэтому в текущем году это остается одной из наших важнейших задач.
Также мы неоднократно говорили о необходимости объединения усилий для продвижения продукции наших предприятий. Пока здесь у нас результаты тоже далеки от желаемых. Отраслевым министерствам, предприятиям республики надо активнее использовать все имеющиеся механизмы федеральной поддержки, задействовать возможности создаваемого при Минпромторге России Информационно-аналитического центра по вопросам внешнеторговой деятельности, Центра экспертизы по вопросам ВТО Минэкономразвития. Активнее участвовать в выездных, важных для Мордовии тематических выставках и ярмарках, объединять усилия торговых представителей предприятий республики в других регионах страны, поддерживать друг друга в поиске заказов и реализации продукции.
Правительству вместе с представителями бизнеса также необходимо тщательно отработать все вопросы и обеспечить эффективность действия недавно утвержденного Единого товарного знака Республики Мордовия, подтверждающего высокое качество нашей продукции. Правда, надо отметить, что создание этого знака слишком затянулось, и сейчас его обладателями является менее десятка предприятий республики. Эта ситуация – прямая недоработка Заместителя Председателя Правительства – Министра торговли и предпринимательства Руженкова В.В., и ее надо исправлять.
О работе строителей. В прошлом году им надо было ввести в строй более двух десятков значимых для республики объектов производственного и социального назначения, выполнить программу строительства и капитального ремонта автодорог, жилого фонда, благоустройства территорий. К сожалению, строители, за исключением дорожников, с программой работ прошлого года не справились. Если в промышленности и на селе производительность труда возросла, то в строительном комплексе она оказалась на 16% ниже уровня 2012 года.
А ведь программа 2014 года будет еще сложнее. Строителям необходимо освоить за год свыше 8 млрд. рублей только бюджетных средств, что почти в полтора раза больше, чем в юбилейном 2012 году. В этом году предстоит ввести в строй такие объекты, как Центр олимпийской подготовки по спортивной ходьбе, Лыжно-биатлонный комплекс, Футбольно-легкоатлетический манеж и музей имени Эрьзи, в 2015 году завершить строительство универсального зала и музейно-архивного комплекса. Строительство всех этих объектов, еще раз напомню, поддержано Президентом страны В.В.Путиным, и необходимые средства уже пришли в республику.
В этом году необходимо продолжить строительство восточного обхода г.Саранска с обустройством транспортных развязок, завершить строительство новой дороги от проспекта 70 лет Октября до улицы Московской с двумя путепроводами, подготовить проект строительства дороги по улице Строительной, которая должна соединить северо-западный и северо-восточный микрорайоны Саранска. Это будет третий путепровод, который свяжет районы Саранска, находящиеся по разные стороны железной дороги и реки Инсар, в том числе с новым районом «Юбилейный». Это для нас принципиально важно.
Необходимо начать строить автодорогу, связывающую Ромодановский и Лямбирский районы, выполнить значительный объем работ на строительстве и реконструкции сельских дорог.
Надо отметить, что в последние годы возросло качество работ, строители стали выполнять сложные конструктивные работы, строить красивые объекты. Это очень хорошо. В то же время, если иметь в виду объемы предстоящих работ и требования по только что названным объектам, с сожалением приходится говорить о том, что многие из наших строителей к ним сегодня не готовы. В строительстве накопилось много проблем. Чтобы их решить, необходимо повысить уровень организации труда и управления, активнее переходить на новые технологии, применение современной техники и средств малой механизации и многое другое. Принять все меры для формирования высокопрофессиональных трудовых коллективов, способных выполнить обозначенные выше задачи. Формирование таких коллективов здесь, на месте, из своих людей – это один из самых главных вопросов. Мы должны сами, своими силами выполнять строительные работы любой сложности и в этом, и в последующие годы.
На рост качества работ и рост производительности труда должна быть нацелена наша политика ценообразования в строительстве. Правительству необходимо сделать всё, чтобы ценообразование в строительстве было только заинтересовывающее и мотивировало набор своих работников, повышение качества работ, внедрение малой и большой механизации в строительство, снижение затрат и, конечно, повышение производительности труда.
На это же должен быть нацелен и наш механизм исполнения государственных и муниципальных нужд. Пока мы этим не очень эффективно пользуемся.
Теперь о ряде конкретных задач. Следует ускорить проектирование стадиона – главного объекта предстоящего Чемпионата мира по футболу в Саранске. Министерство целевых программ (Меркушкин А.Н.), Министерство строительства и архитектуры республики (Терелов Е.А.) должны в мае получить положительное экспертное заключение на проект и продолжить строительные работы.
Необходимо также быстрее приступать к строительству трёх новых и реконструкции одиннадцати существующих студенческих общежитий. По поручению Президента России В.В.Путина Правительство страны уже приняло определенные положительные решения. Для нас очень важно, что в этой программе будут участвовать не только университет, но и наш пединститут. Нами также поставлен вопрос о финансировании реконструкции общежитий техникумов к Чемпионату мира. Это большие средства, а времени у нас остается очень мало, в срочном порядке нам нужны проекты.
Министерству целевых программ, администрации городского округа Саранск надо в ближайшие 1 – 2 месяца определиться с инвесторами по объектам гостиничной инфраструктуры и предоставлением под них земельных участков. Им же и Госкомитету по транспорту необходимо ускорить решение вопросов, связанных с реконструкцией и развитием аэропорта, который должен стать современным, технически оснащенным транспортно-логистическим центром.
В текущем году необходимо завершить разработку Генерального плана Саранска, увязать Схемы территориального планирования республики и ряда муниципальных районов с Планом мероприятий по подготовке к Чемпионату мира.
Все вопросы, связанные с подготовкой к Чемпионату, должны решаться максимально оперативно и лично контролироваться Председателем Правительства республики.
В 2014 году должно быть введено в эксплуатацию не менее 318 тыс. кв. метров благоустроенного жилья, в том числе 171 тыс. кв. метров экономкласса. Отводимые под это земельные участки необходимо обеспечить коммунальной и транспортной инфраструктурой. Это один из основных вопросов, и он тоже требует средств.
Для снижения стоимости и выполнения программы строительства жилья экономкласса Министерство строительства и архитектуры должно активно использовать механизмы ценообразования и конкурсного отбора подрядных организаций. В том числе надо срочно продумать вопросы передачи некоторых участков бесплатно (там, где есть возможность) под жилье экономкласса, для тех категорий населения, которым мы обязаны решать жилищные проблемы, а другие участки – под коммерческое жилье, чтобы застройщик смог получить свою выгоду.
Мордовская ипотечная корпорация должна ввести 60 тыс. кв. метров нового жилья. Это тоже будет жилье экономкласса.
Одновременно необходимо ускорить формирование нормативно-правовой базы и приступить к строительству доступного арендного жилья и созданию некоммерческого жилищного фонда для граждан с невысоким уровнем дохода. Предусмотреть возможность использования арендного жилья для расселения из аварийного жилищного фонда. В этом году приступить к строительству первого такого дома в Рузаевке.
О ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве. В прошлом году проведена реконструкция систем водоснабжения в Зубово-Полянском и Кадошкинском районах. Четыре современные модульные котельные введены в Теньгушевском и Лямбирском районах. Ведется реконструкция систем теплоснабжения и отопления в Краснослободске, началось строительство очистных сооружений в с. Большие Березники.
При поддержке Федерального фонда содействия реформированию ЖКХ за прошлый год капитально отремонтировано 44 и переселено 13 многоквартирных домов, условия проживания улучшили около 5 тысяч жителей. Большая работа по благоустройству, улучшению внешнего облика, содержанию объектов, санитарного состояния населенных пунктов проделана в Атюрьевском, Атяшевском, Дубенском и других районах.
И всё же ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве пока остается очень сложной. Во всех его сферах: от энергетики до утилизации отходов – оборудование сильно изношено, почти половина коммунальных сетей нуждается в полной замене. Справедливые нарекания населения вызывает качество коммунальных услуг.
Поэтому главными на сегодня задачами в отрасли остаются ее модернизация и повышение уровня работы организаций жилищно-коммунального комплекса и компаний, управляющих жилым фондом.
Теперь о задачах на 2014 год. По Саранску ясно – здесь есть программа подготовки объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры к Чемпионату мира по футболу, есть средства и федеральные, и наши. Надо только активнее приступать к работе, и всё, что намечено на этот год, обязательно выполнить. Кстати говоря, месяц прошел, а мы к решению этих вопросов еще не приступили. В связи с этим прошу депутатов Государственного Собрания республики предусмотреть в нашем бюджете соответствующее их софинансирование. Нам это необходимо для того, чтобы к 2018 году всю модернизацию объектов жилищно-коммунального хозяйства в Саранске завершить полностью.
Кроме того в г.Ковылкино и пос. Тургенево Ардатовского района необходимо провести реконструкцию систем теплоснабжения и отопления.
Во многих поселениях надо решать проблему утилизации и захоронения твердых бытовых отходов.
В прошлом Послании ставилась задача навести порядок в учете коммунальных услуг, но она выполнена не полностью, и эту работу надо продолжать. Отраслевому министерству, местным администрациям необходимо плотнее работать с организациями, управляющими жилым фондом, активнее подключать к этому органы общественного самоуправления, правоохранительные органы, которые тоже должны держать на контроле эти вопросы.
Правительству республики также необходимо проработать все меры предстоящего перехода на применение социальных норм потребления электроэнергии, сделать всё, чтобы это не стало неподъемной нагрузкой для людей, в особенности для пенсионеров, инвалидов, многодетных и малообеспеченных семей.
Особо следует остановиться на качестве и объемах работы по программе ликвидации многоквартирных домов, признанных аварийными к началу 2012 года. Здесь у нас очень много пробелов. В 2013 году было расселено менее 10% запланированных к сносу аварийных домов. Еще хуже положение в поселениях Кадошкинского, Торбеевского, Большеберезниковского, Лямбирского, Рузаевского районов и в г.Саранске. Здесь слабо отработало Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения республики. Заместителю Председателя Правительства Дергунову Е.И., Министру ЖКХ Тюркину А.М., руководителям администраций муниципальных районов, поселений, руководителям подрядчиков необходимо иметь в виду: переселение еще 167 многоквартирных домов по программе 2013 года должно быть завершено не позднее 1 мая. Эту задачу Президент страны поставил не только нам, но и всем регионам. Она должна быть выполнена обязательно! Поэтому здесь нужна очень высокая организация работы строителей.
В целом по программе нам необходимо освоить до 2017 года более 4 млрд. рублей, в том числе почти 2 млрд. рублей, выделяемых нам из федерального бюджета. Надо ликвидировать всё аварийное жильё, признанное таковым на 1 января 2012 года, в том числе в этом году нужно закрывать программу и прошлого, и текущего года. Это большая работа. В то же время в 2014 году у нас пока не приступили к строительству ни одного дома, хотя прошел уже месяц.
Следует иметь в виду, что по программе ликвидации аварийного жилья у нас до 2017 года все средства расписаны. Надо срочно оформить участки земли, сделать проектно-сметную документацию и как минимум за год до запланированной сдачи начинать строительство домов. Указанные объемы и сроки должны быть обеспечены под личную ответственность руководителей муниципальных администраций. Поэтому весь план работ, в том числе с указанием, кто будет строить, когда заканчивается строительство, всё должно быть расписано уже через две недели. К нарушителям графика работ будут применены самые жесткие меры!
Больших позитивных изменений мы ждем в сфере услуг и потребительского рынка. На сегодня можно отметить, что здесь стала развиваться сетевая торговля, появляются новые формы обслуживания покупателей и клиентов. Расширяется сеть безналичных расчетов за товары и услуги.
И всё же в работе сферы обслуживания и потребительского рынка республики еще имеет место целый ряд серьезных негативных проявлений, о которых говорилось уже в нескольких Посланиях, и по которым качественных изменений так и нет. В результате по большинству показателей развития предпринимательства мы отстаем от других регионов. Существенная часть доходов населения и предприятий розничной торговли по-прежнему уходит из республики. Это сильно тормозит развитие нашей сферы обслуживания и производства товаров. И что особенно важно – сдерживает рост объемов доходов в бюджет и сокращает наши возможности в поддержке населения и развитии бизнеса.
Заместитель Председателя Правительства – Министр торговли и предпринимательства Руженков В.В., главы администраций муниципальных районов и городского округа Саранск должны еще раз разобраться в имеющихся проблемах, разработать и реализовать конкретные меры по развитию оптового звена в торговле, в том числе созданию Центра оптовой логистики стройматериалов, увеличению числа работающих в республике операторов крупных розничных торговых сетей. Один из важнейших вопросов – обеспечение широкого доступа к в сети мордовских производителей. Об этом должны быть четкие договоренности, основанные на юридической базе. Также мы должны расширять сеть магазинов с шаговой доступностью.
Не секрет, что, по статистике, у нас сейчас одни из самых низких в России объемы розничной и оптовой торговли в расчете на душу населения, особенно оптовой торговли стройматериалами. Я знаю, что многие едут в соседние регионы за стройматериалами, а это увод денег из республики. Это очень важная проблема, потому что сказывается на пополнении бюджетов, на ценах и в конечном итоге на благосостоянии людей. Поэтому на порядок необходимо поднять уровень конкуренции в оптовой торговле, строить мощные оптовые рынки и, конечно, рынки строительных материалов, расширить сеть магазинов шаговой доступности. Ввести в постоянную практику проведение ярмарок выходного дня во всех райцентрах и районах г.Саранска. Всё это должно подкрепляться тем, что во всех этих мероприятиях должны участвовать наши товаропроизводители.
Министерству торговли и предпринимательства необходимо также вернуться к установкам прошлогоднего Послания, касающимся вопросов развития сферы обслуживания к Чемпионату мира 2018 года, к выполнению которых министерство практически еще не приступило.
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС
2013-й год был очень сложным и для аграриев республики. В связи с крайне дождливыми летом и осенью в республике даже пришлось ввести режим чрезвычайной ситуации. Уборка урожая всех культур и заготовка кормов потребовала огромного напряжения сил земледельцев. И мы должны отметить, что они это испытание на прочность выдержали с честью!
Несмотря на то, что погодные условия сказались на урожае, а затраты на возделывание всех культур существенно возросли, в целом результаты отрасли растениеводства оказались вполне удовлетворительными.
Валовой сбор зерна составил 936 тыс.тонн при урожайности 21 центнер с гектара. Это почти на 60 тыс.тонн больше предыдущего года. Зерна кукурузы получено более 100 тыс.тонн при средней урожайности 60 центнеров с гектара. Это в 4 раза больше, чем год назад. Таким образом, мы даже превысили намеченные показатели.
Значительная часть зерна кукурузы заложена методом плющения и консервирования, что позволяет использовать этот ценный корм с большей эффективностью. Это очень важно при сложившихся условиях уборки.
Собрано 838 тыс.тонн сахарной свеклы при урожайности 410 центнеров с гектара. Это тоже неплохой результат, который позволил практически полностью загрузить мощности завода «Ромодановсахар».
Улучшилась структура кормового баланса.
За прошедший год производство мяса скота и птицы в сельхозорганизациях увеличено на 26%. Основную прибавку здесь дали птицефабрика «Чамзинская», агрофирмы «Октябрьская» и «Норов».
В то же время по некоторым позициям итоги работы агропромышленного комплекса республики оказались ниже тех рубежей, на которые мы рассчитывали выйти. И, естественно, нам нужно будет из этого делать соответствующие выводы.
Мы уже говорили, что перспективные задачи развития отрасли животноводства и перерабатывающей промышленности не могут быть успешно решены, если валовое производство зерна не будет доведено до 1,5 млн.тонн в год. В прошлом году нам не удалось из-за погоды посеять запланированные площади озимых культур. Поэтому весной необходимо посеять 350 тыс. гектаров зерновых, то есть на одну треть больше, чем обычно. Причем засеять хорошими семенами, которые для этого придется закупать. Правительство, Министерство сельского хозяйства и продовольствия должны помочь селянам найти на это необходимые средства.
Как никогда остро встает проблема недостаточного объема и качества семян яровых культур. Из года в год остается актуальной проблема отсутствия необходимых сортов, и, что совершенно недопустимо сейчас, у нас большая доля семян низких посевных кондиций. Для решения этих проблем в последнее время мало что делается. А здесь необходимы очень серьезные сдвиги. Давно пора решать вопросы производства семян на сельскохозяйственных предприятиях на современной технологической основе. В течение двух – трех лет мы должны перейти к тому, чтобы в хозяйствах, производящих товарное зерно, семеноводством не занимались вообще, так как качественные семена в обычных условиях получить в принципе невозможно. В связи с этим задача Минсельхозпрода уже в этом году определить хозяйство и на его базе начать строительство семенного завода, а Правительство республики должно оказать помощь в реализации этого проекта. Это одна из основных наших задач, Сушков В.Ф. и Сидоров В.Н.!
К сожалению, наметилась негативная тенденция к снижению объемов применяемых минеральных удобрений. Если пять лет назад на гектар пашни в среднем вносилось по 82 килограмма действующего вещества минеральных удобрений, то за последние три года эта цифра снизилась до 60 килограммов. При этом общие объемы финансовой поддержки сельхозтоваропроизводителей сейчас нисколько не меньше, чем раньше.
Обращаюсь ко всем земледельцам: нельзя экономить на удобрениях! Иначе не будет ни нужной урожайности, ни должной эффективности производства. Сельхозпредприятиям вместе с ГУП «Развитие села» надо проявить инициативу по изысканию необходимых средств для приобретения достаточного количества удобрений.
Надо продолжить увеличение производства зерна кукурузы. Естественно, потребуется укрепление технической оснащенности как для возделывания, так и для современных способов уборки и хранения этого зерна. Но эти дополнительные затраты, как показала практика, будут оправданны. И здесь Правительство республики тоже должно оказать помощь.
По-прежнему важнейшим для нас остается свекловодство. В этом году необходимо посеять не менее 24 тыс. гектаров сахарной свёклы и довести валовой сбор до 1 млн.тонн.
Нужно уделять больше внимания производству высококачественных объемистых кормов, прежде всего, за счёт кукурузы и многолетних трав. Огромное значение имеет здесь качество кормов, которое возможно достичь лишь при строгом соблюдении технологии и оптимальных сроков их заготовки.
Укрепление кормовой базы должно обеспечить дальнейшее развитие отрасли животноводства. В этом году производство мяса в республике должно возрасти более чем на 30%. Вместе с тем хочу напомнить: в прошлом Послании мы ставили задачу за три года удвоить объемы производства мяса и довести его до 280 тыс. тонн к 2016 году. Пока мы идем в графике. Еще 30% надо прибавить в 2015 году, и удвоение будет реально.
Нужно в корне менять отношение к производству мяса крупного рогатого скота, в том числе к мясному скотоводству. Среднесуточные привесы КРС по республике сейчас составляют всего лишь около 500 граммов. Это просто неприемлемо! Причем на центнер привеса расходуется более 15 центнеров кормовых единиц, то есть в 2 раза больше нормы. Отсюда и высокая себестоимость мяса КРС. Надо кардинально поменять технологию откорма КРС в самое ближайшее время.
Наряду с этим мы должны обратить внимание на сохранность молодняка, обеспечить выход телят не менее 80 голов от 100 коров.
___________
Реклама
Если вам срочно требуются деньги, вы всегда можете взять микрозайм, который потом очень быстро и легко отдадите. И помните, безвыходных ситуаций не существует, необходимо искать пути их решения.Материалы по теме:
- Михаил Мишустин: Правительство в своей работе опирается на «Единую Россию»
- Михаил Мишустин рассказал, как развивается образование в России
- «…Повышение роста промышленности и производства может совершить и эффективно продолжать только один человек…»
- Социальная стабильность и развитие страны: «Единая Россия» заложит в федеральном бюджете средства на реализацию народной программы
- Выполнение социальных обязательств, развитие экономики, поддержка промышленности: «Единая Россия» и Правительство обеспечили стабильность основных сфер в условиях санкций