ХX-20: гнется, не ломается, танком называется
В начале 80-х годов шведы в очередной раз удивили мир своим новым танком. Этой боевой машине посвящались публикации во многих военных изданиях, в частности, в газете "Красная звезда" в рубрике "Военно-техническое обозрение" появилась статья полковника-инженера В. Гришина "Сочлененный танк".
В ней писалось, что в Швеции проходят испытания два прототипа сочлененного танка ХХ20. Эта боевая машина создавалась по заданию Министерства обороны для определения целесообразности выпуска бронированных машин такой конструкции.
ХХ-20 состоит из двух шарнирно соединенных между собой секций с активным гусеничным движителем. В передней секции – компактной и хорошо защищенной (вес 14 т) – размещен экипаж в составе трех человек. На ней в качающемся и поворотном лафете установлены вооружение и система управления огнем. Во второй секции (вес 11 т) находятся силовая установка с дизельным двигателем мощностью 600 л, с., топливные баки и автомат заряжания пушки.
Между собой секции танка связаны двумя телескопическими гидравлическими цилиндрами, с помощью которых взаимное положение секций может меняться как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях в пределах сектора, равного 34 градусам.
Благодаря такому конструктивному решению, танк способен преодолевать различные препятствия, в том числе и высокие (до 1,7 м) вертикальные стенки. Это достигнуто, прежде всего, возможностью подъема носовой части передней секции.
При переброске танка по воздуху либо другими видами транспорта секции рассоединяются, на что затрачивается немного времени. Танк предлагается вооружить гладкоствольной 120-мм пушкой с западногерманского "Леопарда-2", имеющего боевой вес 56 т.
Для исключения опрокидывания 25-тонного ХХ20 при стрельбе решено установить на пушку эффективный дульный тормоз, способный примерно вдвое уменьшить силу сопротивления откату и ограничить сектор горизонтального обстрела 40 градусами (по 20 влево и вправо).
Это, надеются разработчики танка, будет способствовать решению проблемы автоматизации процесса заряжания пушки и позволит получить практическую скорострельность 8 выстрелов в минуту. Пушка должна иметь боекомплект 25...35 выстрелов и угол вертикального обстрела от -10 до +20 градусов. С пушкой будет спарен 7,62-мм пулемет.
Пока не планируется использовать систему стабилизация вооружения, что лишает танк возможности вести действенный огонь с ходу. Для улучшения обзора наверху лафета возможна установка электронно-оптического прибора, что позволит командиру видеть на экране поле боя.
По замыслу шведских конструкторов, используя принцип сочленения секций, можно будет создать сравнительно легкий и с малым силуэтом танк с мощным вооружением и высокой проходимостью.
Во время испытаний танк ХХ20, имеющий длину 7,3 м, ширину 2,85 м, высоту корпуса 1,5 м, высоту линии огня 2,1 м и среднее удельное давление на грунт 0,4 кг/кв.см (это вдвое меньше, чем у обычных танков), преодолевал подъемы до 35 градусов и развивал при движении по глубокому снегу скорость до 60 км/ч.
Планировалось, что на базе сочлененного танка могут быть созданы также самоходная установка, вооруженная ПТУР и 40-мм пушкой, и бронетранспортер (боевой вес 18 т), в котором экипаж и десант (2+8 человек) будут находиться не в передней, а в задней (второй) секции, – на ее крыше планируется установить 25-мм автоматическую пушку.
Но, как известно, дальше испытаний дело не продвинулось, и этот танк так и остался опытным образцом.
_____
Использованы материалы: патенты RU 2279628 С2, RU 2355993 С2, материалы журнала "Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра " и сайта "Отвага 2004".
Автор благодарит Сергея Зыкова за помощь в подготовке материала
Источник: admin
11.01.2012 16:48
Версия для печати