Советский танк Т-54 плюс американский М-60 получается египетский "Рамзес-2"
В середине 80-х годов американские конструкторы сумели значительно улучшить характеристики советского танка-ветерана Т-54.
Египет долгое время был одним из крупнейших импортеров советской техники. Уже в середине 50-х годов армию этого государства стали вооружать новейшими на то время танками Т-54. Позднее арсеналы египтян пополнили Т-55 и Т-62. Стоит отметить, что арабы, порой, получали более современную технику, чем даже союзники СССР по Варшавскому договору или, например, ведущий войну с США Вьетнам. Если последний довольствовался только Т-34, ПТ-76 и Т-54 с БТР-50, египтяне в начале 70-х уже вооружали свои соединения Т-62 с БМП-1.
После войны октября 1973 года отношения между ближайшими союзниками стали стремительно охлаждаться. Руководство Египта все больше и больше ориентировалось на США. С египетской стороны последовал ряд недружественных в отношении СССР шагов, это война с Ливией, поставки Китаю советских вооружений (список очень большой, от самолетов МиГ-23 - до БМП-1), благодаря которым Китай наладил у себя производство целого ряда образцов военной техники, которые не получалось создать самостоятельно. Можно еще вспомнить то, что именно из Египта афганские мятежники стали получать значительно количество стрелкового оружия, РПГ и местных версий комплексов "Стрела-2".
После подписания мирного договора с Израилем, который был признан предательским как всем арабским миром, так и почти всеми социалистическим странами (кроме Румынии), СССР и его союзники прекратили поставки оружия и запасных частей египетской армии. Лишь режим Чаушеску продолжил военное сотрудничество с Каиром.
В результате этого египтяне стали больше надеяться на Запад, прежде всего, на США, войска которых были размещены в АРЕ под видом миротворцев.
В начале 80-х у Египта оставался значительный парк советской бронетехники. Даже несмотря на то, что Египтяне делились с Ираком, который вел практически тотальную войну против Ирана, количество Т-54, Т-55 и Т-62 было значительным - тысячи штук. Основу составляли устаревшие Т-54.
Поэтому не удивительно, что египтяне решили эти танки модернизировать. Кстати, еще до войны 1973 году они уже имели опыт сотрудничества с западными фирмами, так немцы оснастили часть "пятьдесятчетверок" системами ночного видения.
В 1984 года между египтянами и американцами из фирмы "Теледайн Континентал" было достигнуто соглашение о радикальной модернизации Т-54. По сути, речь шла о создании нового танка, так как от советской машины оставались только башня и корпус. В это время американцы стали поставлять армии АРЕ свои танки серии М-60, вот и было принято решение максимально унифицировать Т-54 с американской машиной. Танк получил название "Рамзес II".
Работы проводились в США на заводе в Мичигане. Старую 100-мм пушку заменили на 105-мм орудие L-7, спаренный с орудием пулемет СГМТ оставили, а вот зенитный ДШК поменяли на "Браунинг" М2 такого же калибра. Примитивные по американским меркам прицелы заменили на полноценную систему управления огнем бельгийского происхождения, с баллистическим вычислителем и лазерным дальномером. Информация о данных для стрельбы с датчиков атмосферных условий, скорости танка и ветра выводилась на монитор с электронно-лучевой трубкой. Танк получил более современную систему ночного видения, правда, ни о каких тепловизорах речи не было. Американцы не спешили делиться этой критической, по тем временам, технологией, а ограничились инфракрасными приборами с подсветкой. Массивный прожектор, как у М-60, был закреплен над маской орудия.
Даже несмотря на такие ограничения, на модернизированной боевой машине был достигнут значительный прирост огневой мощи. В Сети есть данные, иллюстрирующие это: на дистанции 1500 м вероятность поражения цели подкалиберным снарядом с первого выстрела у "Рамзеса" по сравнению с Т-54 улучшилась:
– при стрельбе неподвижного танка по неподвижной цели на 6%;
– при стрельбе неподвижного танка по движущейся цели на 4%;
– при стрельбе с ходу по неподвижной цели на 108%;
– при стрельбе с ходу по движущейся цели на 73%.
На названный в честь фараона танк установили усовершенствованный дизель, разработанный на основе двигателя М60АЗ, мощность которого составляла более 900 л.с. и гидромеханическую трансмиссию. Механик-водитель стал управлять машиной уже при помощи штурвала. Из-за нововведений длина танка увеличилась на 60 см. Запас топлива также был увеличен с 800 литров до 1300. Запас хода теперь составлял уже 530 км.
Потяжелевший на 6,3 т танк стал весить уже более 42 тонн. Поэтому пришлось добавлять шестой опорный каток. Кстати, катки были унифицированы с теми, что также стояли на М-60, вверху появились поддерживающие ролики. Подвеска стала гидропневматической, что значительно улучшило плавность хода. В результате у танка значительно повысились характеристики подвижности: максимальная скорость по пересеченной местности возросла с 32 км/ч до 44 км/ч, по шоссе – с 48-50 км/ч до 69 км/ч.
Единственное, что не удалось подтянуть до современных характеристик, это бронезащиту. Но и здесь были варианты, в частности, можно было использовать блоки дополнительной брони, как у советских танков типа Т-55.
"Рамзес II" хорошо показал себя на испытаниях в Египте, по целому ряду характеристик он оказался даже более удачным, чем американский М-60А3. Однако планы широкомасштабной модернизации египетского танкового парка были сорваны. В конце-концов, вместо "Рамзесов" арабы стали получать поддержанные "Паттоны", а потом американцы наладили в Египте сборку своих "Абрамсов".
Источник: admin
21.12.2012 13:57
Версия для печати