Т-64Е стал танком XXI века
Специалистами ГП "Харьковский бронетанковый ремонтный завод" предложен вариант глубокой модернизации танков типа Т-64, Т-72, Т-80, который выводит их на линию современных машин. В частности, разработан вариант значительного улучшения тактико-технических характеристик Т-64.
Танки типа Т-64 назывались "домашними танками" - эти машины никогда не поставлялись на экспорт, даже союзникам по Варшавскому Договору. Для своего времени это был, без преувеличения, революционный танк: в его бронезащите было применено комбинированное бронирование, надёжно защищавшее его от большинства противотанковых средств того времени, четвёртый член танкового экипажа - заряжающий, был заменён механизмом заряжания. Основное вооружение Т-64 - 125 миллиметровая пушка-пусковая установка, которая кроме обычных снарядов, способна вести огонь управляемыми ракетами. Вспомогательное оружие представлено спаренным пулемётом ПКТ калибоа 7,62 мм и зенитной пулемётной установкой (ЗПУ) "Утёс" калибром 12,7 мм. Характерная деталь — ещё в семидесятых годах ЗПУ Т-64 получила дистанционное управление, т.е. для ведения огня из неё командиру танка не было необходимости открывать люк и, высунувшись по пояс (зачастую — под огнём противника) браться за рукоятки управления пулемётом.
Естественно, за свою почти пятидесятилетнюю историю, "шестьдесятчетвёрка" порядком поутратила свои первоначальные преимущества: броня уже не столь надежно "держит" современные противотанковые боеприпасы, малое поле зрения прицела ЗПУ не позволяет результативно его использовать для борьбы с современными высокоскоростными воздушными целями, мощность двигателя явно недостаточна для требований к подвижности по уровню 21 века.
Эти, и другие факторы, послужили причиной для инициативной разработки по глубокой модернизации Т-64. Т-64Е — так харьковчане "окрестили" модернизированный танк, значительно отличается от своего прародителя.
Первое, что бросается в глаза при взгляде на Т-64Е — это башня непривычной формы. За счёт применения в её конструкции комплекса динамической защиты "Нож", башня несколько выросла в габаритах и "приобрела" панели, наклонённые под острым углом к атакующему боеприпасу. Аналогичные блоки защиты смонтированы на верхней лобовой детали и бортах корпуса, правда, там это не так заметно.
Другим заметным отличием от прототипа является формирование нового огневого многоканального комплекса на основе улучшенной системы управления огнем с применением тепловизионных, телевизионных, панорамных прицельно-наблюдательных приборов, модернизированного комплекса управляемого ракетного оружия, нового баллистического счетно-решающего устройства с расширенными возможностями по учету изменения условий стрельбы, применения многофункциональных боевых модулей, установленных в специальных шахтах заманной части башни.
На экспонировавшейся 9 мая 2011 года машине были впервые продемонстрированы боевые модули с пулемётом ПКТ и авиационной двухствольной пушкой ГШ-23Л. На самом деле спектр вооружений, который может быть применён в составе модулей, значительно шире. Конструкция модулей легкосъёмная, быстрозаменяемая за счёт их унификации по посадочным деталям установки, дистанционным приводам управления, наведения, прицеливания. Данное техническое решение появляет комплектовать машину теми или иными системами вооружений под конкретную решаемую боевую задачу.
Применение автоматической системы сопровождения, идентификации цели в сочетании с информационным бортовым комплексом, позволили значительно облегчить боевую работу экипажа по разведке и селекции угроз, минимизировали время на реакцию и поражение приоритетных целей. Притом, огневой комплекс способен рекомендовать любому члену экипажа (включая механика - водителя ) танка оптимальный огневой канал, наряд боеприпасов для скорейшего выполнения огневых задач.
Благодаря такому решению Т-64Е может выполнять функции пехотного танка или танка непосредственной поддержки пехоты, воплотив таким образом в металле концепцию видного танкового теоретика маршала Олега Александровича Лосика. Согласно его теории, целесообразно создание двух типов специализированных танков — артиллерийского, вооружённого крупнокалиберной артиллерийской системой, и пехотного, который за счёт вооружения автоматической пушкой может оказывать непосредственную огневую поддержку пехотным подразделениям тактического звена взвод-рота.
Особые требования современный танк выдвигает к системе электроснабжения: оснащение всё более сложной, а, следовательно - всё более энергоёмкой аппаратурой - это и система управления огнём, КУРВ (комплекс управляемого ракетного вооружения) , всё более совершенными средствами связи, навигационной аппаратурой, комплексом оптико-элнектронного подавления, установкой кондиционирования воздуха и т.д., вызывает необходимость иметь на машине несколько источников. Ёмкости танковых аккумуляторов недостаточно для поддержания функционирования всей этой аппаратуры при неработающем двигателе (например на стоянке, в засаде), а "гонять" основной двигатель крайне нецелесообразно, как с точки зрения выработки его и без того ограниченного моторесурся, так и в целях экономии возимого запаса топлива. Решением такой проблемы в мировой «танковой моде» явилось применение вспомогательной силовой установки (ВСУ) — автономного двигателя с мощностью, достаточной для снабжения электроэнергией всех бортовых потребителей. Не остался в стороне от этой тенденции и Т-64Е — танк оснащена ВСУ мощностью в 10 киловатт с жидкостной системой охлаждения дизеля агрегата в заброневом объеме корпуса и второй установкой воздушного охлаждения мощностью в 6 киловатт в нише башни. Тем самым, обеспечено гарантированное энергообеспечение в любых возможных ситуациях.
Повышение показателей живучести танка достигается применением быстродействующей системы противопожарного оборудования с использованием оптических датчиков, их оптимального размещения по отделениям машины.
Уменьшена заметность танка во всем спектре электромагнитного, теплового и акустического излучения достигнуто применением специальных материалов, экранированием, созданием поверхностей конструкций необходимых направленностей и форм. Реализована схема нанесения эффективного камуфлированного защитного покрытия.
Реализация вышеперечисленных конструкторских мероприятий, вызвала увеличение веса машины до 42,5 тонн, и, естественно, "родной" двигатель "шестьдесятчетвёрки" - 5ТДФА мощностью 700 л.с. уже не удовлетворял разработчиков. Специалистами ГП "Харьковский БТРЗ" в содружестве с рядом научных, конструкторских организаций, разработана и изготовлена своя форсированная версия 5ТД - 5ТДФЕ мощностью 850 л.с., в результате чего удельная мощность Т-64Е составла 20 л.с./тонну.
Проведенные расчеты затрат на реализацию проекта Т-64Е показали, что по критерию "боевая эффективность – стоимость" достигнуты высокие показатели. Сам танк конкурентен на внешнем рынке и имеет дополнительный модернизационный потенциал. С прекращением темы БМ "Булат", может быть предложен МО Украины, как бюджетный вариант восстановления и глубокой модернизации парка Т-64, по стоимости ниже, а по ТТХ на уровне и превышающими 447АМ1.
Специалисты ГП "Харьковский БТРЗ" не только модернизировали, далеко не исчерпавший свой потенциал, Т-64, но и но раздвинули горизонт применения современного танка, сделали новый шаг в его развитии. Насколько удачны и результативны концепции, заложенные в конструкцию машины — покажет время. Сейчас с уверенностью можно сказать одно — танк по-прежнему жив, и появление подобных машин — лишнее тому подтверждение.
_______
Источник: admin
04.01.2013 13:13
Версия для печати