Российская и украинская модернизации Т-90: попытка беспристрастного сравнения
Появившаяся недавно информация о том, что существует украинский вариант модернизации индийских Т-90С еще раз продемонстрировал, что харьковские конструкторы могут оперативно реагировать на все пожелания своих потенциальных клиентов.
Украинская модернизация Т-90С
Представленная машина полностью использует наработки, полученные при создании танка "Оплот" и поэтому отвечает самым современным требованиям. Если сравнить ее с новейшим российским Т-90МС, то мы увидим, что российская и украинская модернизации Т-90 приблизительно равны.
У обоих вариантов вместо ставших традиционными рычагов установлены штурвалы, что существенно облегчает управление танками. На обеих боевых машин применены автоматические системы переключения передач и информационно-управляющие системы шасси. Благодаря ИУС механик-водитель может получать сведения о состоянии двигателя, трансмиссии, их неисправностях и прочих параметрах, необходимых при эксплуатации машины.
В разработке модернизационного пакета был учтен опыт работ над танком "Оплот"
На Т-90МС установлен прибор наблюдения ТВН-10, который имеет оптический, телевизионный и тепловизионный каналы, что позволяет водить в не только в темноте, но и в тумане, в дымах и во время дождя. Украинцы используют ТВН-5, его возможности значительно скромнее.
У российского варианта танка установлен двигатель в 1130 л.с., харьковчане предложили 6ТД-3 мощностью в 1400 л.с. Отрыв от россиян по мощности значительный, но, к сожалению, в настоящее время этот двигатель еще не доведен до ума, и потребуются некоторые финансовые вливания, чтобы он стал серийным.
Имеющийся 6ТД-2 мощностью 1200 л.с. хорошо освоен промышленностью и пользуется спросом в Китае и Пакистане. Но захочет ли Индия иметь у себя мотор такой же, как у ее потенциальных противников? К тому же российский В-92С2Ф, хоть и уступает в 70 лошадок 6ТД-2, но является развитием известного индусам В-92С2. Захотят ли они тратиться на замену ремонтной базы?
Российский танк Т-90МС
Россияне в свое время рекламировали свой новый В-99 в 1200 л.с., но в последнее время об этом двигателе информации не появлялось.
В украинском варианте трансмиссии применены так называемые "реверсивные бортовые передачи", что обеспечивает дополнительно четыре передачи заднего хода. В результате танк получает способность двигаться задним ходом со скоростью более 30 км/ч. У Т-90МС эти характеристики скромнее.
В качестве динамической защиты российская и украинская сторона предлагают комплекты ДЗ нового поколения, которые эффективно способны противостоять противотанковым средствам нового поколения. Судя по материалам открытой печати, украинская динамическая защита несколько превосходит российскую по стойкости к бронебойно-подкалиберным снарядам. Но украинские комплекты ДЗ тяжелее российских, и к тому же потенциального покупателя может смутить тот факт, что танки с подобной динамической защитой были поставлены в свое время для изучения в США.
На рисунке видно, что у модернизированного Украиной Т-90 на бортах установлены экраны с противотандемной динамической защитой. Это существенно повышает живучесть танка и в тоже время увеличивает его фронтальную проекцию. Россияне заявляли, что у них существует подобная динамическая защита, но она пока не демонстрировалась на реальных танках.
Комплексы оптико-электронного противодействия, по сути, одинаковые. На рисунке харьковского варианта видна установка система радиоподавления самодельных взрывных устройств "Гарант". Подобные системы также созданы в России.
На Т-90МС установлен более современный прицел наводчика-оператора. Это белорусская "Сосна-У" с тепловизионным каналом и автоматом сопровождения цели, на украинской версии -дальнейшее развитие еще дневного советского прицела 1Г46. Поскольку Украина может предложить ночной прицел, который по своим характеристикам примерно соответствует прицелу, уже установленному на индийский Т-90С, то индусы вряд ли будут его заменять.
Панорамный прицел Т-90МС - также белорусского производства, он более компактен, чем украинский ПНК-6, который весит около 400 кг. Однако украинский прицел имеет оптический канал, а это, по мнению некоторых специалистов, дает командиру некоторое преимущество в обнаружении и опознавании целей.
Правда, другие специалисты не согласны. По их мнению, современная телевизионная камера, примененная в белорусском прицеле, ни в чем не уступает по возможностям обнаружения и опознавания целей. Характеристики прицелов по работе ночью примерно одинаковые. У украинского прицела есть некоторое преимущество по действию по воздушным целям, у белорусского установлен автомат сопровождения цели. Это повышает возможность поражения противника как стрелково-пушечным, так управляемым ракетным вооружением. К тому же, командир, используя украинский прицел, может вести огонь управляемым вооружением только по тепловизионному каналу наводчика.
На Т-90МС установлен прицел-дублер, который в случае выхода из строя основных прицелов дает возможность выполнять боевую задачу, правда, с меньшей эффективность, как днем, так и ночью. В украинской версии такого прицела нет.
Пока не известно, какое орудие предложено в украинской версии модернизации. В Т-90МС применена новая модификация 2А46 в варианте 2А46М-5, в которой точность стрельбы повышена на 15-20%. И в России, и в Украине есть определенные проблемы с серийным производством современных боеприпасов.
Кстати, автомат заряжания танка Т-90 не приспособлен для автоматического заряжания управляемыми снарядами украинского производства, типа "Комбат".
Судя по имеющемуся рисунку, украинские конструкторы доработали дистанционно-управляемую зенитную установку калибра 12,7 мм, которая, в отличие от "Оплота", получила лучшую возможность вести огонь вперед. Проще говоря, "голова" прицела ПНК-6 уже не мешает.
Если говорить о зенитной установке российской машины, то там установлен менее мощный пулемет калибра 7,62 мм. Заявлялось, что возможна его замена на крупнокалиберный "Корд". Однако это потребует перекомпоновки установки. Как представляется в российском варианте, в настоящее время приоритет отдан поражению наземных целей.
Изюминкой харьковского варианта является наличие комплекса активной защиты "Заслон". Возможность монтажа на Т-90МС российского КАЗ "Арена" из-за конструктивных особенностей будет существенно осложнена. Возможно, в России существуют и другие комплексы активной защиты, но о них ничего не сообщается, и экспорт их за рубеж вряд ли разрешен.
Как видно из сказанного выше, ни один из вариантов не имеет подавляющего превосходства. Выиграет тот, кто предложит разумную цену и условия модернизации. Здесь большую роль могут сыграть политические факторы, уж очень много подводных камней. Еще один вопрос: как отразится индийско-украинское сотрудничество с другим эксплуатантом украинской техники - Пакистаном. Захочет ли потом эта страна применять на своих Т-80 похожий модернизационный пакет, уже известный потенциальному противнику? Не обратятся ли пакистанские танкисты за помощью к Китаю?
Андрей Тихомиров, специально для "Вестника Мордовии"
_____
Источник: admin
08.04.2012 16:12
Версия для печати