Ленинградские "восьмидесятки" - самые "летающие" и скоростные танки в мире
Т-80- танк легенда, долгое время он был под грифом "совершенно секретно", и впервые о нем стали открыто говорить лишь в самом начале 80-х. Танк всегда восхищал совершенством системы управления огнем, огневой мощью, могучей броневой защитой. Но больше всего вызывали изумления скоростные характеристики, великолепная маневренность. Не зря же во время конкурсных испытаний в Греции экспортная модификация Т-80У удивила всех, достигнув во время выполнения марша скорости 80 км/ч. Развить такую скорость не по силам даже большинству легких танков.
Еще Т-80 известен, как "летающий танк". Во время проведения выставки в Абу-Даби в 1993 году "восьмидесятка" вызвала восхищение, совершая прыжки более чем на 12 метров. После этого к ней прочно прикрепилось такое прозвище.
Однако у создателей машины Т-80 стал "летающим" задолго до дебюта в Объединенных Арабских Эмиратах.
Дело в том, что злейший враг газовой турбины (да и не только ее, дизели тоже нуждаются в хорошей очистке воздуха) установленной на этом танке, это пыль. И чтобы понять, как пылевые потоки обтекают машину, как защитить воздухозаборники, танки стали продувать в аэродинамических трубах.
Вспоминает один из непосредственных участников создания Т-80, Александр Сергеевич Ефремов, кандидат технических наук, профессор, член-корреспондент ИА СПб, автор книги "Уроки танкостроения".
- Ранее у себя в Ленинграде, в малой аэродинамической трубе мы продували только макеты танка, но оказалось, что макетное моделирование не полностью отображает реальную картину. Нужно было проверить, как это происходит на реальной машине, а такие задачи были по силам только центральному гидродинамическому институту ЦАГИ, который находится в Подмосковье. Мы добились разрешения работать там. Надо отметить, что тогда у них все было расписано по часам. Добрым словом хочется упомянуть ведущего инженера-испытателя Всеволода Никитича Мокина, который сыграл большую роль в организации этих работ.
Чтобы эксперименты были успешными, необходимо было изготовить своеобразный постамент под танк, на открытой части торца трубы. Туда послали бригаду со сварщиками. Они начали мастерить этот постамент. Все работы осуществлялись под завесой обычной в те годы секретности. Мы привезли машину, поставили в бокс под брезентом и с охраной. Но как говорится, шила в мешке не утаишь, и по ЦАГИ поползли слухи, что ленинградцы будут испытывать что-то необычное, какой-то "летающий танк". Иначе, мол, зачем еще его испытывать в аэродинамической трубе?
Ко мне даже напрямую обратились: "Вы что из Питера?" Отвечаю: "Да". Спрашивают: "На танке газотурбинный двигатель? И он у Вас, в самом деле, летает?" Как спросили, так и отвечаю: "Летает, но низенько-низенько".
С тех пор к "восьмидесятке" и прикрепилось такое прозвище. А выставка в Абу-Даби только укрепила титул "самого летающего танка в мире". Конечно "летающими" хотят назвать свои боевые машины и другие производители техники, но им далеко до полетов Т-80".
Есть предвзятое мнение, что не нужно танку прыгать, дескать, это циркачество. На самом деле это великолепная демонстрация характеристик боевой машины, его маневренности и надежности, в бою ведь может произойти что угодно.
Вспомним первую чеченскую компанию, когда один из танков Т-80БВ во время совершения марша упал в карьер с высоты где-то в 9 метров. В результате - только незначительная неисправность, и танк был возвращен в строй силами одного экипажа. Т-80 делались с большим запасом прочности.
Как вспоминает Александр Сергеевич, с установкой газовой турбины мощностью в 1500 л.с. скоростные характеристики танка увеличились бы еще больше.
"Танк с таким двигателем мы испытывали за пределами города на Волхонском шоссе. Чтобы не было проблем с ГАИ, эти работы проводили очень рано утром. Так вот, танк развивал уже до 95 км/ч. Машина была очень послушной и легкой в управлении".
К сожалению, по целому ряду причин, в основном экономического характера, многое, что было разработано для Т-80 так и осталось в виде опытных образцов.
Использованы иллюстрации книги А. С. Ефремов "Уроки танкостроения".
Продолжение в следующих публикациях.
____
Источник: admin
28.04.2012 11:46
Версия для печати