Мы приносим новости

 

Д-80С: малоизвестная советская самоходка ядерного апокалипсиса

Дзен Gur Khan attacks!

В 2012 году в связи с открытием на екатеринбургском Артиллерийском заводе №9 музея, на сайте «ОТВАГА» была опубликована статья Владислава Белогруда и Олега Желтоножко «Под индексом «Д», посвященная истории завода, КБ, и экспонатам музея. Именно тогда ценители истории отечественной артиллерии и бронетехники впервые смогли познакомиться с уникальными разработками. В их числе было сверхмощное 535 мм орудие – пусковая установка Д-80 и ее самоходный вариант Д-80С. При написании статьи авторы использовали только ту информацию, что смогли получить на экскурсии в музее, а она, как оказалось, не совсем точной.

Сегодня есть возможность исправить ошибки и показать, как окончательный вариант САУ Д-80С, так и тот боеприпас, которым эта самоходка должна была разить врага.

Но начнем по порядку… ОКБ-9, которым в ту пору руководил Федор Федорович Петров, продолжая работы по классической ствольной артиллерии с 1955 года подхватывает и ракетное направления, начиная работы по твердотопливной оперативно-тактической ракете «Онега» с дальностью стрельбы порядка 70 км. И вот тут появляется первая ошибка – именно «Онега», а не Д-80 выступала в качестве конкурента ОТР «Луна» Н.П.Мазурова, принятой на вооружение в 1960 году. Работы по Д-80 начались значительно позже. И это как раз связано с анализом опыта эксплуатации «Луны». Ракета в отличие от снаряда стоила значительно дороже, массирование удара ракетами могло достигаться только за счет увеличения количества пусковых установок. Время на их перезарядку требовалось весьма значительное. Что до стоимости, то пусковая установка «Луны-М» стоила тогда 152 тысячи рублей, Д-80 – примерно столько же – 150 тысяч. А вот разница в стоимости боеприпасов была огромна. Снаряд для Д-80 – стоил 5000 рублей, в то время как ракета «Луны» - целых 18000 рублей!

 

Было и еще одно обстоятельство – с того же 1955 года на ленинградском Кировском заводе разрабатывались ствольные крупнокалиберные самоходные системы 2Б1 «Ока» (420ии) и 2А3 «Конденсатор» (406мм). Однако их масса составляла 55 и 64 тонны соответственно, что создавало большие проблемы с подвижностью. Требовалась более легкая и мобильная система.

Вот из таких посылов, в ОКБ-9 и началась работа над системой Д-80.

Ее первый вариант по сути был «самоходно-буксируемым». Орудие-пусковая установка минометного типа имела колесный ход и буксировалась тягачом ЗиЛ-135Л. Прицеп имел с тягачом жесткую сцепку. На крыше тягача располагался 4-х зарядный вращающийся магазин с выстрелами. Заряжание осуществлялось с дульной части – по минометному. Отдача гасилась плитой, опускаемой на грунт и мощным щелевым дульным тормозом, эффективность которого составляла 58%. Ствол был нарезным, имел 64 нареза с крутизной в 15 калибров. Его длина с дульным тормозом составляла 8045 мм, - те же 15 калибров.

Стрельба должна была производиться снарядами с готовыми нарезами на корпусе (как это потом было принято на 120мм «Ноне»).

В боекомплект Д-80 входили осколочно-фугасный выстрел со снарядом весом 905 кг и вышибным зарядом весом 144 кг. Стрельба им производилась на дальность от 5 до 13 км. Эффект должен был соответствовать взрыву однотонной авиабомбы. И три типа выстрелов с активно-реактивными снарядами, весом так же 905 кг. АРС мог выстреливаться вышибными зарядами с дульными скоростями 500, 330 и 250 м/с. При этом максимальный вес заряда составлял 144 кг, а максимальное давление в канале 1025 кг/см2. После вылета из канала ствола включался собственный реактивный твердотопливный двигатель. При этом дальность стрельбы составляла от 5 до 75 км. Вес ракетного топлива 286 кг, время работы двигателя 14,8 с. Боевая часть АРСа весила 450 кг. АРС должен был иметь боеголовки: фугасную, кассетную или «специальную» ядерную БЧ АА22, ту же что использовалась на снаряде 9М21Б комплекса «Луна-М». Расчетное круговое вероятное отклонение АРСа на предельной дальности составляло 550 м.

К разработке ОКБ-9 привлекло целый ряд организаций: НИИ-1, НИИ-24, НИИ-125, НИИ-13, НИИ-61, а так же другие предприятия.

Рассмотрение аванпроекта состоялось 10 мая 1965 года. Но безуспешно. Проект был отклонен и отправлен на доработку. Не понравилось почти все. Сложная схема транспортировки и перезарядки, неудобство заряжания и малый возимый боекомплект. Сложность перевода из положения заряжания в боевое, требующая много времени.

Работы продолжились над проектом под наименованием Д-80-2. В качестве шасси применили харьковский тяжелый тягач МТ-Т (Изделие 429). Сама система так же была доработана – получила казенное заряжание и противооткатные устройства с длинным ходом. В качестве упора по-прежнему использовалась опускаемая на грунт плита. В общем, схема которая впоследствии была реализована при создании САУ 2С4 «Тюльпан». Угол вертикального наведения установки составлял от +50° до +70°. Оно производилось гидроцилиндрами, запитанными от гидронасоса, отбирающего мощность от основного двигателя базовой машины. В качестве резервного был предусмотрен ручной привод. Угол наведения по горизонту обеспечивался поворотом корпуса машины, после чего в пределах 8° корректировался ручным механизмом наведения секторного типа. Прицел механического типа был заимствован от 122-мм гаубицы Д-30. Заряжание производилось раздельно – вначале снаряд, затем заряд. После чего люлька упиралась в поддон, лежащий на грунте. Александр Широкорад, описывая Д-80 в своем справочнике "Отечественные миномёты и реактивная артиллерия", все напутал. Смешав информацию по Д-80 и Д-80-2. Поэтому у него «с дульной части специальным устройством сначала загружали снаряд, а затем вышибной заряд», то есть при выстреле по такой схеме заряжания орудие бы просто самоуничтожалось.

Габариты САУ: длина 12 570 мм, высота 3680 мм, ширина 3250 мм. Вес установки 35 т. Максимальная скорость по шоссе 60 км/час. Расчет 3 человека.

Боекомплект из 11 выстрелов возился на транспортно-заряжающей машине, выполненной на базе все того же МТ-Т.

Данный вариант, был более интересен. Было решено проверить на практике его работоспособность. В связи с этим, для создания опытного образца в октябре 1968 года заводу «Баррикады» был дан заказ на изготовление трубы и казенника. На заводском полигоне в Красном были проведены испытания системы. Их результат пока остается нам неизвестным. Вероятно, возникли некие замечания. В результате к концу 1968 года работы по Д-80-2 были свернуты, но начато проектирование еще одного варианта. В сентябре 1969 года был представлен серьезно переработанный вариант Д-80С.

Судя по его облику, было решено упростить и еще более облегчить систему, отказавшись от применения обычных снарядов в пользу АРСов. В качестве шасси для Д-80С был использован опять же харьковский легкий гусеничный бронированный транспортер МТ-ЛБ, доработанный в части применения гидропневматической подвески с изменяемым клиренсом. В боевом положении тягач ложился днищем на грунт и сам собой превращался в опорную плиту.

Переработанная система по-прежнему имела 535-мм нарезной ствол с заряжанием с казенной части. Однако, за счет отказа от применения обычных снарядов, появилась возможность уменьшить давление в его канале, соответственно уменьшить толщину стенок, что привело к значительному облегчению. Мощный активный щелевой дульный тормоз заменили на реактивный сотового типа. Так же осталось раздельным. Однако вышибной заряд в картузах теперь помещался в короткой, длинной 150 мм, металлической гильзе со сферическим дном. Схема была безоткатная. И не имела затвора. В качестве последнего выступала гильза, упиравшаяся упирались в массивный поддон – опорную сферу корпуса. Ствол был смонтирован в обойме типа карданной рамы гироскопа при помощи шарнирного устройства и эксцентрикового механизма мог в ней поворачиваться для осуществления вертикального наведения. Имел уравновешивающее устройство. Рама вращалась, и тем производилось горизонтальное наведение. Вес ствола составил 3350 кг. Угол заряжания системы от -7° до -10°. Механизмы вертикального и горизонтального наведения были секторного типа и имели механизм быстрого приведения к углу заряжания. Заряжание осуществлялось путем перегрузки снаряда и заряда из ТЗМ на лоток боевой машины с последующим их досыланием в казенник.

 

Широкорад пишет, что стрельба должна была вестись активно-реактивными снарядами весом 930 кг. Дульная скорость снаряда 450 м/с. Дальность стрельбы от 5 до 65 км. Вес боевой части 420 кг. Рассматривались варианты применения фугасных, кассетных и специальных боеголовок.

Однако данные ОКБ-9, приведенные в отчетном альбоме, датируемом 1971 годом приводят несколько иные цифры: вес снаряда 905 кг, наибольшая дальность стрельбы – 60 км, начальная скорость снаряда – 425 м/с

Вес пусковой установки с 50% заправкой топливом и без расчета. По данным Широкорада составил 15 тонн. По отчетным данным ОКБ боевой вес САУ составил «приблизительно» 16 тонн. Что можно назвать выдающимся результатом для системы такой мощности. Напомню, что по сравнению с Д-80-2, вес был снижен практически в 2 раза!

Стоит тут упомянуть еще о ляпах и ошибках в существующих статьях и описаниях. Белогруд и Желтоножко, оперируя ошибочными указаниями этикеток в музее «девятки», пишут: «Модель третьего, наиболее позднего образца, обозначена в музее как Д-80-2. Его шасси явно выполнено на базе харьковского МТ-ЛБ, однако, методика стрельбы предполагала полное опускание машины днищем на грунт, для чего данная база не приспособлена. Скорее всего, при выполнении «в железе», корпус для машины пришлось бы делать заново. К сожалению, казенная часть орудия на этой модели отсутствует, и можно лишь предполагать, какие инженерные решения там были применены», - как видим, тут ошибка на ошибке. То, что вариант на шасси МТ-ЛБ имел обозначение Д-80-2, как видим из отчетных схем, это совсем не так. Правильно, кстати, как раз указывает Широкорад. Не разобрались ребята с казенником, да и не хватило им фантазии что бы «положить» МТ-ЛБ на днище.

Кое-кто, неверно поняв Белогруда и Желтоножко, пишут «внутренним обозначение КБ "БПД"». Если же посмотреть исходный текст, то читаем: «Система Д-80 (внутренняя кличка в ОКБ – «БПД», расшифровка многозначна, но затруднительна)…», - в данном случае речь о шутливом «внутреннем» прозвище, которое расшифровывается не совсем прилично (матерно). По словам ветерана ОКБ Юрия Балова, которые цитирует официальное юбилейное издание «на службе отечеству. Завод №9 - история и судьбы», Д-80 в КБ еще называли «наша царь-пушка».

К сожалению, и эта «Царь-пушка» так и не выстрелила. В 1970 году все работы по ней были свернуты. Хотя последний вариант – Д-80С был более чем реализуем. Причины закрытия работ все еще не известны. Однако, следует вспомнить, что с начала 1970-х в СССР начинается ренессанс классической ствольной артиллерии, принимаются на вооружение РЗСО «Град» (еще в 60-е гг) и «Ураган», ОТРК «Точка», которые обладали большей эффективностью и с успехом перекрывали нишу Д-80С.

Стоит добавить, что параллельно с Д-80С, ОКБ-9 вело разработки аналогичных САУ Д-6 и Д-14 калибра 240 и 152мм соответственно.

Источник

Автор: vestnikrm
Здравоохранение
06 ноябрь 2024 09:09
06
ноябрь
09:09
layer up

Федеральное медико-биологическое агентство отметило работу Мордовии по развитию Службы крови

В Москве 5 ноября стартовал XVI Всероссийский форум Службы крови. Мероприятие стало платформой для обсуждения актуальных вопросов донорства и его развития в России.

05 ноябрь 2024 11:35
05
ноябрь
11:35
layer up

В Мордовии за неделю выявлено 75 случаев коронавируса

В Мордовии с 28 октября по 3 ноября зарегистрировано 75 случаев коронавируса, на 16 меньше, чем на предыдущей неделе. 100 человек выздоровели за этот период, на прошлой неделе выписали 95 человек. Статистику публикует портал Объясняем.рф.

02 ноябрь 2024 11:11
02
ноябрь
11:11
layer up

Глава Мордовии встретился с директором НМИЦ трансплантологии Сергеем Готье

Глава Мордовии Артём Здунов 1 ноября провел рабочую встречу с директором НМИЦ трансплантологии, главным внештатным специалистом - трансплантологом Минздрава России, академиком РАН Сергеем Готье. Во встрече приняли участие первый вице-премьер Галина Лотванова, министр здравоохранения РМ Олег Маркин, ректор МГУ имени Н.П. Огарева Дмитрий Глушко, главный врач Мордовской республиканской клинической больницы Сергей Ладяев, главный врач Медицинского центра МГУ имени Н.П. Огарева Нюргун Степанов, директор Федерального центра развития биотехнологий и медицины Иван Пятаев.

30 октябрь 2024 14:31
30
октябрь
14:31
layer up

В Мордовии пройдет всероссийский чемпионат по оказанию первой помощи

В Москве 29 октября Глава Мордовии Артём Здунов встретился с председателем правления Движения Первых Артуром Орловым. Обсуждалось проведение предстоящего всероссийского чемпионата по оказанию первой помощи, который пройдет в Саранске в ноябре.

16 октябрь 2024 17:05
16
октябрь
17:05
layer up

В Мордовии ремонтируют поликлинику Торбеевской центральной районной больницы

Продолжается капитальный ремонт поликлиники Торбеевской центральной районной больницы. Работы ведутся в рамках регионального проекта «Модернизация первичного звена здравоохранения» национального проекта «Здравоохранение».