Мы приносим новости

Для войны в Афганистане: как СУ-122-54 превратилась в "истребителя мин" БМР-1

Начало 1980-х годов в плане танкостроения и инженерного обеспечения войск ознаменовалось осмыслением первого, и надо сказать, весьма горького опыта, полученного в ходе разгорающихся боевых действий в Демократической Республике Афганистан. Очень быстро произошел переход от войны «по-правилам» к борьбе с «партизанщиной» - иррегулярными вооруженными формированиями.

При этом на первый план стала выходить борьба с разнообразными минами и самодельными фугасами. Тут стоить отметить интересную особенность – афганские моджахеды имели очень неплохое снабжение в части вооружения и боеприпасов. Они практически не испытывали проблем с получением самых разнообразных мин. В связи с чем, СВУ – самодельные взрывные устройства использовались довольно редко. Чаще для каких-то особенных случаем. При этом по-настоящему массово использовались мины заводского производства, практически всех возможных производителей.

Минной войне способствовал так же и характер местности и особенности ведения боевых действий. На первый план вышла необходимость обеспечения проводки колонн, в том числе борьба с минами.

 

При этом в борьбе с минами при движении колонн использовался опыт, накопленный Советской Армией еще в годы Великой Отечественной войны. Тогда очень неплохо показали себя танковые минные тралы. Это направление достаточно успешно развивалось и в послевоенные годы. Танковый трал КМТ-5 был признан одним из лучших в мире, в результате чего был скопирован в Израиле, а затем и еще в ряде стран.

 

Однако в Афганистане при использовании тралов вылезла проблема. Даже несколько. В условиях жары и гор резко падали характеристики двигателей танков. Они теряли подвижность, а использование трала еще более ухудшало этот параметр. Кроме того, сопровождение колонн должно было носить регулярный характер – это вам не преодоление полосы минно-взрывных заграждений в ходе атаки.

Соответственно при таких «челночных» операциях очень быстро расходовался ресурс танков. Часто выходили из строя и без того нагруженные передние катки и торсионы подвески танков Т-54 и Т-55. Пушка смещает центр тяжести на нос, а тут еще и трал. У Т-62 с этим было несколько лучше, но у него, как уже говорил выше, ощущалась нехватка мощности двигателя – машина была более тяжелая сама по себе. Однако самое главное, даже при использовании тралов, танк-тральщик подвергался повышенному риску подрыва. При этом, имели место потери в экипажах.

 

В качестве временной меры стали использовать тягачи БТС-4 с установленными тралами. Они были легче, танков, но мощности их двигателей все равно не хватало для работы с тралами типов КМТ-5 и КМТ-7. Да и по противоминной защите они от танков ничем не отличались.

 

Таким образом возникла необходимость в специализированной машине – более легкой с одной стороны, но достаточно мощной чтоб работать с тяжелым тральным оборудованием. Естественно к ней выдвигались особые требования по противоминной защищенности экипажа. Кроме того, считалось, что, лидируя колонну, такая машина должна была еще и уметь постоять за себя.

 

Тогда, в 1982 году, по личному указанию начальника ГБТУ генерал-полковника Юрия Михайловича Потапова, 38-й НИИ МО (Кубинка) в срочном порядке разработал тактико-техническое задание по созданию на базе самоходной артиллерийской установки СУ-122 («Объект 600») боевой машины разминирования, а так же ее эскизный проект.

Выбор самоходки СУ-122 в качестве базы для создания тральщика обуславливался с одной стороны условиями унификации с той техникой, которая преимущественно была на вооружении 40-й Армии, что упрощало обслуживание и ремонт, но, и это главное, наличием объемной рубки, что позволяло поднять экипаж от днища машины, обеспечив хорошую ПМЗ. Кроме того, САУ СУ-122 сами по себе давно устарели, но еще имели достаточный ресурс. В связи с этим их начали переделывать в ТОПы (тягачи обеспечения парадов), БТС-600 (тягач) и МТП-3 (машина технической помощи). Кроме того, готовая рубка существенно сокращала срок и трудоемкость изготовления машины – ее не требовалось наваривать заново, производя значительный объем корпусных работ.

 

Уже через две недели с момента получения задачи группа специалистов отдела защиты института, в которую входили авторы ТТЗ и эскизного проекта Олизаревич Л.В., Королев Г.Е., Гущин Ю.А., Ковель В.А., с утвержденным ТТЗ и одобренным начальником ГБТУ эскизным проектом убыли на Львовский бронетанковый ремонтный завод. Стоит добавить, что в разработке системы защитных устройств БМР-1 принимал участие еще сотрудник отдела защиты - Мамлеев Р.З. Забегая вперед скажу, что созданная ПМЗ исключила гибель экипажа за весь период применения БМР-1 в ДРА.

 

Командированные получили задачу помочь специалистам 482-му конструкторско-технологическому центру в Киеве, который был назначен головным исполнителем по созданию БМР-1 и сотрудникам 17-го БТРЗ во Львове, который в свою очередь, был определен в качестве изготовителя, собрать опытный образец, провести его испытания, и оценить возможности использования в боевых действиях 40-й ОА. Сроку на все отводилось – один месяц!

 

В 482-м КТЦ работами по созданию БМР-1, получившей внутреннее обозначение «Изделие 035», руководил заместитель начальника отдела ОКБ подполковник А.П.Хлесткин («Википедия» ошибочно пишет - Хлестин).

 

Для ускорения процесса создания машины, по некоторым данным, опытный образец собирали тут же в КТЦ, с использованием мощностей киевского БТРЗ №7. Однако подтверждение этого факта я пока не нашел, так что пока считаю, что опытный БМР-1 создавался все же во Львове.

Продолжение следует...

Фото: Gur Khan attacks!

Источник

Автор: vestnikrm
В регионах ПФО
22 июль 2019 11:06
22
июль
11:06
layer up

Более 2 тыс. спортсменов стали участникаами III Всероссийской Спартакиады инвалидовй

В Йошкар-Оле (Республика Марий Эл) прошла торжественная церемония закрытия III Всероссийской Спартакиады инвалидов. В этом году в соревнованиях приняли участие более 2 тысяч человек из 65 регионов Российской Федерации. Спортсменов сопровождали 360 волонтеров. В рамках соревнований разыграны 574 комплекта наград, сообщили в аппарате Главного федерального инспектора по РМ.

24 июнь 2019 10:47
24
июнь
10:47
layer up

Игорь Комаров в Уфе провёл заседание Совета округа

21 июня 2019 года в Уфе состоялось очередное заседание Совета при полномочном представителе Президента РФ в Приволжском федеральном округе. Тема - экология.

17 июнь 2019 13:03
17
июнь
13:03
layer up

Игорь Комаров будет лично контролировать ход расследования по конфликту в Чемодановке

16 июня в Пензе полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Игорь Комаров провёл совещание по урегулированию ситуации в с.Чемодановка. По версии следствия, вечером 13 июня между жителями села произошел конфликт, в ходе которого пострадало пять человек, один из них скончался от полученных повреждений в больнице вечером 14 июня. По данному факту возбуждено уголовное дело.

12 июнь 2019 12:16
12
июнь
12:16
layer up

В канун Дня России полномочный представитель Президента РФ в ПФО Игорь Комаров провел личный прием граждан

11 июня 2019 года по поручению Главы государства полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Игорь Комаров провел прием граждан. В режиме видеоконференции были рассмотрены обращения жителей Республик Башкортостан и Татарстан, Удмуртской и Чувашской Республик, Оренбургской, Саратовской и Ульяновской областей. В мероприятии приняли участие высшие должностные лица субъектов Федерации округа, представители региональных органов исполнительной власти, курирующие вопросы социальной сферы, строительства и ЖКХ, а также главные федеральные инспекторы в регионах ПФО.

24 май 2019 13:57
24
май
13:57
layer up

В Чувашии состоялся Совет по межрегиональному сотрудничеству в формате «Волга-Янцзы»

23 мая 2019 года в Чебоксарах под председательством полномочного представителя Президента РФ в ПФО Игоря Комарова и члена Госсовета Китайской Народной Республики Ван Юна прошло третье заседание Совета по межрегиональному сотрудничеству в формате «Волга-Янцзы».

Криминал
18 июль 2019 16:44
18
июль
16:44
layer up

В Мордовии изъяли марихуану у пассажира поезда "Санкт-Петербург-Самара"

В ходе операции "Проводник" сотрудники Рузаевского линейного отдела МВД России изъяли марихуану у 33-летнего жителя Ярославской области.

18 июль 2019 16:29
18
июль
16:29
layer up

26-летний житель Лямбирского района ответит за драку, закончившуюся трагически

В Саранске в суд направлено уголовное дело в отношении 26-летнего  жителя Лямбирского района, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего).

17 июль 2019 15:32
17
июль
15:32
layer up

В Саранске 27-летний местный житель, укравший банку черной икры, предстанет перед судом

27-летний житель Саранска, обвиняемый в краже и грабеже, предстанет перед судом. Как сообщили в пресс-службы МВД по РМ, в феврале 2019 года мужчина тайно похитил баночку черной икры осетровых рыб стоимостью более 4,5 тысяч рублей из витрины-холодильника, расположенного в торговом зале сетевого магазина на улице Коваленко в Саранске.

17 июль 2019 10:29
17
июль
10:29
layer up

В ИК-17 УФСИН по Мордовии пытались передать амфетамин в ватных палочках

В исправительной колонии № 17 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия изъяли наркотики в передаче для осужденного.

17 июль 2019 10:16
17
июль
10:16
layer up

Пассажирка поезда похитила мобильный терминал проводника, решив, что это телефон

Сотрудниками Рузаевского ЛО МВД России на транспорте "горячим следам" задержали 31-летнюю жительницу Самарской области, которая похитила у проводника поезда "Самара – Москва" мобильный терминал сбора данных, предназначенный для контроля легитимности электронных билетов.

В СЕТИ

Загрузка...

Загрузка...

 

 

Яндекс.Погода