Главному конструктору Т-90 исполнилось бы 80 лет
Прошло более 25 лет с момента принятия на вооружение Российской армии основного боевого танка Т-90. С появлением этого танка и, особенно, его экспортной модификации Т-90С, в смутные и тяжёлые годы массовой гибели предприятий ОПК, удалось сохранить в Нижнем Тагиле танковое КБ и единственный завод по производству танков, а, следовательно, и всю танковую отрасль России.
Главная заслуга в этом принадлежит талантливому конструктору и выдающемуся руководителю орденов «Ленина» и «Октябрьской Революции» «Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения» (УКБТМ, г. Нижний Тагил, Свердловской обл.), полковнику-инженеру Владимиру Ивановичу Поткину. 21 января ему исполнилось бы 80 лет со дня рождения. Он не только организовал при поддержке Генерального директора производственного объединения «Уралвагонзавод» Малых Н.А. (1997-2003) и начальника Главного автобронетанкового управления Министерства обороны(1996-2006), Почётного гражданина г. Нижнего Тагила генерал-полковника Маева С.А. в кратчайшие сроки разработку конструкторской документации экспортной модификации «Т-90С», но и воссоздал всю цепочку кооперации заново, убедив некоторых поставщиков возродить производство вновь.
13 мая 1999 года Владимир Иванович, отказавшись лечь в больницу, скончался на своём рабочем месте от второго инфаркта, после тяжелейшей подготовки к экстремальным испытаниям танков Т-90С в Индии в канун их отправки в аэропорт.
Через несколько дней после трагической кончины Поткина начались испытания 3-х танков Т-90С в сложнейших климатических условиях индийской пустыни Тар, по результатам которых был заключён первый выгодный контракт России на поставку Индии большой партии этих танков. С этого момента начал подниматься «с колен» погибающий от безденежья Уралвагонзавод и ещё более двухсот предприятий - поставщиков
составных частей и комплектующих танка. Была спасена танковая отрасль России!
После этого был заключен ряд выгодных контрактов на поставку танков Т-90С за рубеж. По настоящее время танк Т-90С является самым востребованным основным танком на международном рынке вооружений, принося государству существенную прибыль.
Но и этим не исчерпываются заслуги Поткина перед страной!
Вопреки массовому крушению промышленных предприятий и деградации научных центров в «лихие» 90-е годы, в УКБТМ под руководством Поткина в это время невиданными до этого темпами было осуществлено техническое перевооружение предприятия, запущен уникальный комплексный стенд, позволяющий снимать нагрузочные характеристики танка при экстремально высоких температурах окружающего воздуха, впервые в отрасли проведена 100-процентная компьютеризация на всех рабочих местах ИТР и вспомогательных служб, создан громадный технический задел новаций, внедренных в опытные образцы танков, инженерные и специальные сложные машины.
Среди них:
– Боевая машина огневой поддержки - БМПТ («Терминатор»), не имеющая аналогов по своим боевым характеристикам в мировом танкостроении;
– «Объекты 187» – шесть (!) совершенно разных модификаций танков;
– Перспективный «Объект 195» с уникальными техническими характеристиками.
Многие технические решения этого танка, по мнению экспертов, заимствованы при создании широко известного ныне опытного образца танка Т-14 и других военно-гусеничных машин на базе платформы «Армата»;
– Погрузчик универсальный малогабаритный ПУМ-500;
– Экскаватор на гусеничном ходу ЭО-5126;
– Экскаватор на колёсном ходу ЭО-33211.
Кроме того, на базе «Т-90» были разработаны:
– усовершенствованная инженерная машина разграждения ИМР-2МА;
– модернизированная инженерная машина разграждения ИМР-3;
– бронированная машина разминирования БМР-3) и др.
Всего за период работы в должности главного конструктора с 01.12.87 по 13.05.99 Владимир Иванович руководил разработкой и созданием 55 видов конструкций бронетанковой техники, инженерных машин на базе танковых шасси, дорожно-строительной техники и других образцов сложной техники.
В период его руководства предприятием работа цехов УКБТМ была переведена на 3-х сменную работу, а все сотрудники регулярно и вовремя получали зарплату.
Это позволило УКБТМ занять лидирующее положение в отечественном танкостроении.
По своему значению для укрепления обороноспособности России, перечисленные заслуги Поткина В.И. по совокупности должны быть оценены и удостоены самой высшей награды страны (посмертно).
Для примера: только за поставку Украиной по заключённому контракту 320 танков в Пакистан, бывший главный конструктор харьковского танкового КБ (ХКБМ) Борисюк М.Д. был удостоен звания «Герой Украины».
Напомним о том, что гениальный конструктор танка Т-34 Кошкин М.И., не доживший до начала серийного производства своего танка из-за тяжёлой болезни, полученной им во время исторического пробега двух танков по маршруту Харьков – Москва – Харьков, всё-таки через 50 лет был удостоен давно заслуженного звания Героя (посмертно).
Как и Кошкин М.И. Поткин В.И. совершил подвиг самопожертвования при внедрении новых танков в производство.
По нашему глубокому убеждению вся деятельность Владимира Ивановича Поткина на посту главного конструктора УКБТМ в труднейшие 90-е годы нашей страны за выживание КБ, Уралвагонзавода, танковой отрасли, да и сама красная смерть его, похожая на гибель солдата в бою по защите Отечества, должны быть увековечены присуждением ему звания «Герой Российской Федерации» (посмертно).
«Его обошли стороной государственные награды и премии, орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени его наградили посмертно. В 1990-е годы время было такое, что орденами увешивали кого угодно, но только не соль земли русской – учёных, конструкторов, инженеров, рабочих… », – писал назначенный в это время Начальник Главного автобронетанкового управления Министерства обороны Российской Федерации, генерал-полковник С.А. Маев. «Для контраста приведу пример: после реализации Украиной контракта на поставку танков в Пакистан шесть человек, включая главного конструктора танков, были удостоены высших государственных наград и серьёзного материального поощрения. Мне кажется, что надо подумать, как нам совместными усилиями добиться достойной государственной оценки заслуг Владимира Ивановича Поткина перед Родиной».
Этот клич услышал вице-премьер Дмитрий Олегович Рогозин. В авторском документальном фильме «Танки. Уральский характер» он подчеркнул в своём выступлении государственную недооценку вклада Поткина в укреплении обороноспособности нашей страны.
Ветераны УКБТМ собрали 165 подписей под обращением В.В. Путину о присвоении главному конструктору В.И. Поткину звания «Герой Российской Федерации», или, как вариант, «Герой Труда Российской Федерации» (посмертно).
Однако, все наши предпринятые усилия «достучаться до закрытых дверей кабинетов» высших чиновников страны, отбивались второстепенными чиновниками на решение руководителей Уралвагонзавода (бывший Генеральный директор ОАО «НПК «Уралвагонзавод» Сиенко Олег Викторович). Где и оседали.
Направленные в центральные газеты обращения по этому вопросу, снимались с вёрстки из-за вмешательства руководства УВЗ (а Конституция Российской Федерации утверждает, что «цензура запрещена»). Даже Д. Рогозин в своём интервью В.Познеру говорил, что выходу упомянутого выше авторского фильма ему чинили препятствия.
Вопрос о достойной награде посмертно В.И. Поткину по его заслугам ждёт своего решения!
Член Союза журналистов России, ветеран УКБТМ Э.Б. Вавилонский
Фото из архива А.Ю. Хлопотова
ВНИМАНИЕ! При использовании материалов Сетевого издания "Информационное агентство "Вестник Мордовии" (Свидетельство о регистрации СМИ в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Эл № ФС 77 – 49053) ССЫЛКА на источник обязательна.Материалы по теме:
- Наемники и польские БТР Rosomak приняли участие в атаке на Курскую область
- Украинский танк обстрелял многоэтажку, где пряталась пехота ВСУ
- Какие натовские танки, БТР, БМП и САУ использованы ВСУ в Курской области
- Российская армия не дает ВСУ вывезти брошенную в Курской области бронетехнику
- Ликвидирован командир батальона ВСУ подполковник Олег Пигулевский