Неизвестная версия советского Т-54 на фото из ГСВГ
Танки типа Т-54/55 выпускались в СССР и союзных странах в огромных количествах. Они были просты и дешевы. Поэтому служили базой для изготовления самых разнообразных машин обеспечения. Наибольшим спросом в армии пользовались танковые тягачи, которые до сих пор несут службу уже в составе Российской армии – вот уже больше 60 лет. Несмотря на то, что в танковом КБ «Уралвагонзавода» был разработан специализированный БТС-2, его практически не выпускали серийно.
Минобороны СССР сделало ставку на конверсию устаревающих модификаций «Тэшек» на собственных ремзаводах в различные варианты БТС-4. В годы «перестройки» БТРЗ так же начали активно переделывать Т-54 и Т-55 в демилитаризованные, «цивильные» тягачи-вездеходы для нужд народного хозяйства. В общем, наплодили вариантов на любой вкус, что называется. Но при этом, тягачей всегда не хватало. Особенно это обострилось при перевооружении на танки «новых» типов: Т-64, Т-72 и Т-80.
И вот, сегодня, изучая в «Одноклассниках» группы танкистов, случайно наткнулся на весьма необычный аппарат. Такое явно «полевое» творчество. Название машины даже если оно было – неизвестно. Но я бы назвал ее «Эрзац-БТС» или «Т-54Т», по аналогии с практически идентичным по конструкции «Т-34Т».
Немного предыстории… 19 января 1988 года на ЖД-переезде около Форст-Цинна в ГДР прямо на путях из-за неисправности двигателя заглох Т-64А, принадлежащий 118-му отдельному учебному танковому полку ГСВГ. А в это время по «железке» мчался скорый пассажирский поезд D716 из Лейпцига, через Берлин на Штральзунд. Экипаж танка заметив приближающийся хорошо освещенный состав, покинул машину проявив чудеса храбрости и стойкости, при этом даже не пытался подавать поезду какие-либо сигналы. Локомотивная бригада заметила темный низкий силуэт танка только в самый последний момент, когда из вечерней темноты его выхватил свет фар. Но было уже поздно… На скорости что-то около 110 км/ч немецкий поезд врезался в советскую боевую машину, протащив ее на 130 метров. В результате погибли машинист, его помощник и 4 пассажира. Еще 33 были тяжело ранены. На месте крушения образовалось месиво из вагонов. Жертв могло быть много больше – повезло в том, что пассажиров в этом вечернем рейсе было совсем мало.
После проведения осмотра места катастрофы, на ликвидацию ее последствий были брошены наши же бойцы. Примерно по той логике, что «сами нагадили – сами и разгребайте». Вот тут-то на сцене и появился упомянутый выше «Эрзац-БТС». На снимках из частного альбома участника тех событий мы хорошо видим Т-54 переделанный кустарным образом для использования в качестве тягача. Танк лишился башни.
Отверстие погона было заварено листом металла, в котором проделано отверстие и смонтирован стандартный башенный люк. Все именно так, как оно раньше было на Т-34Т. Однако стоит отметить, что, лишившись башни, танк-тягач не лишился связи – радиостанция была перенесена в корпус, а антенный ввод сделан в переднем листе крыши корпуса, рядом с люком механика-водителя. Ни грузовой платформы, никакого-либо кранового или иного специального оборудования этот тягач не имел.
На месте аварии он растаскивал покореженные вагоны и рельсы. Где, кем, когда и зачем он был изготовлен – не известно. Быть может, это творчество инженеров местной танковой «учебки». Было бы интересно узнать, видел ли кто-нибудь еще такие же машины? Может их производством грешил какой-нибудь БТРЗ?
Текст и фото с Дзен Алексея Хлопотова (Gur Khan attacks!)
Материалы по теме:
- Наемники и польские БТР Rosomak приняли участие в атаке на Курскую область
- Украинский танк обстрелял многоэтажку, где пряталась пехота ВСУ
- Какие натовские танки, БТР, БМП и САУ использованы ВСУ в Курской области
- Российская армия не дает ВСУ вывезти брошенную в Курской области бронетехнику
- Ликвидирован командир батальона ВСУ подполковник Олег Пигулевский