Мы приносим новости

 

Новые подробности об испытаниях Т-90С в Индии

Сегодня не верится, что 20 лет назад, российское танкостроение стояло на грани полного уничтожения. Российской Армии, как и правительству Российской Федерации, новые танки небыли нужны от слова совсем. Вопрос выживания для отрасли был отдан на откуп самой промышленности – сможете наладить поставки на экспорт – будете жить, нет – подыхайте на здоровье. В этих условиях руководству «Уралвагонзавода» стоило громадных усилий пробить подписание контракта на поставку крупной партии танков Т-90С в Индию. Этот контракт стал поистине судьбоносным. Ключевым по степени важности в этом деле было успешное прохождение испытаний российских танках в условиях и на территории заказчика. Сейчас, по этому поводу есть масса публикаций, той или иной степени достоверности. По прошествии лет, к этому делу примазываются люди вообще никоим образом не участвовавшие в нем. От этого крайне важными являются свидетельские показания бывшего главного инженера «Уралвагонзавода» Михаила Тарасовича Шпака, отрывок из которых мне сегодня хочется опубликовать…

5-го мая ГДО Малых Н.А. посетил с делегацией работников промышленности и “Росвооружения” Индию. В меморандуме для Индии отмечались сравнительные характеристики изделий (см. табл.):

11-го мая закончили заводские проверки по трем Т-90С, Н.А. Малых назначил оформление всех необходимых документов, заказ транспортов для отгрузки и отгрузку на 17-е мая.

13-го мая на рабочем месте в кабинете главного конструктора “УКБТМ” в 16 часов 30 минут скончался Владимир Иванович Поткин. Как высока была нагрузка при решении первого этапа индийского контракта. Плохо чувствуя себя, Владимир Иванович говорил:” Отправим изделия, пойду к врачу.” Все сделал для отправки Т-90С, но к врачу не успел!

16-го мая три изделия 188С и машина технического ремонта были погружены на трейлеры.

17-го мая колонна транспортных средств выстроилась на 101-й шоссейной дороге (Восточное шоссе) напротив заводоуправления. В 9 часов тагильского времени благодиенный “Горно-заводстского округа” протоиерей отец Геннадий - служитель нижнетагильского Александро-Невского прихода провел службу во славу российского оружия, благословил колонну с техникой и людей на серьезнейшие испытания (в миру Геннадий Иванович Ведерников). Маршрут - г. Екатеринбург на автотранспорте до аэропорта “Кольцово”, далее на двух самолетах “Руслан” по два изделия в одной аэромашине и одно изделие и “летучка” в другой машине вылетели в Индию.

Министр обороны Индии предложил назвать Т-90С в память о В.И.Поткине именем “Владимир”, что было выполнено на 3-х танках отправленных на сложнейший марш - бросок в 2000 км каждый в пустыне Тар. Не случайно май - июнь месяцы выбраны для испытаний. Дневная температура в пустыне Тар превышает 50 градусов Цельсия, ночная не опускается ниже 30-ти! Экстремальные условия!

Машины Т-90С отличаются от ранее выпускаемых для российской армии: силовой установкой, мощность которой 1000 л.с. (736 квт) - новейший многотопливный дизель с турбонаддувом (В-92С2), прошел всесторонние стационарные испытания на стендах заводов и испытания в составе опытных образцов изделий типа Т-90 зимой и летом в уральских климатических условиях. Ранее подобные двигатели модели КД-34 проходили наработку на машинах опытного производства “УКБТМ”; установлены усовершенствованные (усиленные) бортовые коробки перемены передач; доработана ходовая, позволяющая на специальных гусеничных лентах ходить на дорогах с асфальтовым покрытием, не нарушая последнего; системы управления огнем на всех машинах различны (тепловизоры: “Ноктюрн”, “Катрин” и “Буран”). Экипажи подбирались из танкистов профессионалов преимущественно из офицеров индийской армии, имеющих опыт эксплуатации танков Т-72. Предусмотрено программой обучение экипажей. 2000 км пробега с непрерывными маршами из отдельных пробегов по 500 км со стрельбами 150-тью выстрелами, в т.ч. 10-тью ракетами.

1-го июня ГДО сообщил, что начались испытания и продолжились переговоры в Индии. В процессе переговоров по контракту остались два основных вопроса: комплектация изделий и цена.

Генерал-лейтенант Юрий Коваленко, консультант-руководитель испытаний: “...Подготовка экипажей, прослуживших в своих должностях 10-12 лет, простота и доступность Т-90С в изучении, конечно, облегчили нашу работу. Но присутствие на всех этапах испытаний с индийской стороны ученых, конструкторов, инженеров, производственников и эксплуатационников налагало на нас особую ответственность и требовало ежедневной кропотливой работы по подготовке танков для подтверждения их боевых характеристик.”

Полковник Борис Афанасьев, главный инженер испытаний:

“Разделить испытания на ходовые, огневые можно разве условно, поскольку стрельбы проводились и в период ходовых испытаний после 100, 1000, 1500 километров общего пробега, и каждый танк должен был пройти безостановочно 500-километровый маршрут по различным участкам местности.

29 мая полигон Чаба. Индийские механики-водители приступили к практическому вождению. Отводили по 85-90 километров. Техника работала без замечаний. Была проведена их (механиков-водителей) аттестация.

Самое жаркое время - с 12 до 17 часов местного времени. Ночью температурный столбик опускался до 35. Отдыхали по пути от полигона до гостиницы в городе Джейсалмире, именуемом “столицей пустыни”. Рабочий день начинался в 3.30 и заканчивался в 24 часа.

Не обошлось и без неприятностей. Вечером 4 июня танк № 2 основательно зарылся в тяжелый сыпучий песок. Пришлось повозиться. Впрочем, с этой машиной несколько позже случилась “проблема” куда серьезнее. Во время 500-километрового пробега перегрелся двигатель. Почему это стало возможным? Ведь прибор, оповещающий механика- водителя о начале перегрева, был исправен, зуммер непрерывно сигнализировал об этом. Вполне вероятно, что индийские специалисты сознательно решили проверить запас прочности нового двигателя в условиях несоблюдения эксплуатационного температурного режима. Так или иначе, но пришлось нам вместе с индийским экипажем демонтировать двигатель под палящим солнцем с помощью нашей “летучки”.

Для объективной оценки ремонтопригодности танка в полевых условиях - самая подходящая обстановка. По сути, ремонт ограничился заменой поврежденной прокладки головки блока и некоторых резиновых уплотнителей масляной системы и системы охлаждения в ремонтной мастерской индийской дивизии. Кстати, демонтированный двигатель мы по просьбе индийской стороны снова поставили на танк № 2, и он исправно работал до завершения испытаний, пройдя более 1000 километров. Каждый из танков в общей сложности прошел более 2000 километров. При этом на отдельных участках скорость движения достигала 70 километров в час. Машины выдержали. А вот некоторых специалистов пришлось госпитализировать после тепловых ударов.

Юрий Коваленко: “Индийские специалисты быстро освоились в боевом отделении танка. После нескольких танкострелковых тренировок они уже уверенно работали с приборами прицеливания и наблюдения, тепловизором. Одним из первых занял место за пультом наводчика индийский генерал-лейтенант Капур, наши подкалиберные снаряды буквально насквозь прошивали танки на дальности 2500-3000 метров.

Справка:

“В рамках испытаний проводился обстрел такими же снарядами корпуса и башни Т-90С. Выстрелы, произведенные из танковой пушки 125-мм подкалиберными и кумулятивными снарядами практически в упор (точнее, с расстояния 100 метров), сквозной пробоины не давали. Повреждался только верхний слой брони, что не выводит из строя системы танка и экипаж. Заметим, испытания проводились без использования динамической защиты”.

Оснащенный тепловизором, танк стал еще и более “зрячим”, точным и “длинноруким” в смысле огневого поражения противника. Даже ночью цель в тепловизоре видна как днем. На дальности 3000 метров четко видны не только бронированные цели, но и животный мир пустыни, пролетающие птицы. Произведено около 500 выстрелов, сделано 30 пусков ракет.

Завершающим этапом испытаний Т-90С стала полномасштабная демонстрация уже в России защитных возможностей комплекса оптико-электорнного подавления “Штора”. Военный атташе Индии в РФ бригадный генерал Синх, присутствовавший на полигоне 38-го НИИИ БТ в “Кубинке”, смог, что называется, воочию убедиться в надежности защиты танка от ПТУР “противника”. В считанные доли секунды после попадания лазерного луча дальномера “противника” автоматика Т-90С звуковым сигналом предупреждала об угрозе экипаж и отстреливала в угрожаемом направлении гранату, создавшую непроницаемое аэрозольное облако значительных размеров. Оно не только закрывало танк от глаз противника, но и отвело лазерный луч системы управления ракетой. Затем по танку был применен другой тип ракеты - с инфракрасной системой наведения. Запущенные опытным оператором из БМП-2 два “Фагота” тоже не достигли цели, их в буквальном смысле слова сбила с полетного курса система оптико-электронного подавления. В итоге первая ракета врезалась в землю, а вторая, резко изменив курс метрах в 100 от танка, ушла вправо и самоуничтожилась за лесочком. Признаться, в ходе этого испытания на сердце было тревожно: все же боевые ракеты, да и танк, недавно сошедший с конвейера... спокойно комментировал создатель “Шторы” Юрий Михайлович Кравченко - Уже произведено более 100 таких пусков - ни одного попадания.

“По эффективности Т-90С можно назвать вторым после ядерного оружия фактором сдерживания” - заметил индийский генерал Синх. А он как специалист знает толк в боевых машинах”.

В примерных условиях, только в Пакистане, проходили испытания танки Т-80УД.

М.Т.Шпак «50-лет на уральском вагоностроительном». Рукопись. Фонд письменных источников музея АО «НПК «Уралвагонзавод»

Ну и кстати, уже от себя о Пакистане… На этот счет тоже сейчас много фантазий. На самом деле первой страной, в которую обратился Пакистан по вопросу закупки танков, стала именно Россия. Было это в 1992 году. Время тогда для государственности было жутковатое. Одна страна рушилась, другая еще только-только начала задумываться о том, как вылезать из-под обломков. Тем не менее, в силу еще советской инерции, Пакистан получил отказ, не смотря на возможность заработать еще тогда. Россия, как и СССР ставили ставку во внешнеполитических игрищах на Индию, и потому ссориться с индусами никто не желал. В этой связи, намеченная на сентябрь 1992-го командировка главного конструктора УКБТМ Владимира Поткина в Пакистан отменилась. Кстати, речи о Т-90 тогда еще и не было. На экспорт предлагался Т-72С. Эта же машина в следующем 1993 году ушла на испытания в Индию. Пакистан тем временем ушел на Украину, где малышевцы предложили куда более мощную и современную машину – доработанный Т-80УД. В том же 1993 году, украинские танки уже катались по той же пустыне Тар, что и российский Т-72С, но по другую сторону границы. В свою очередь, информация об испытаниях украинский машин подвигла Индию отказаться от закупки Т-72С и начать переговоры о возможности поставки более современной машины, коей и стал Т-90С. Стоит отметить, что российская сторона вполне могла хорошо заработать на поставках в Пакистан украинских «УДэшек» - масса комплектующих для них выпускалась в России. Но, как говорится, «жадность фраера сгубила». Российская сторона начала «загибать пальцы» и «ломить цены», считая себя монопольным поставщиком. Украинская сторона в таких условиях напряглась, да и послала нас куда подальше, наладив почти полный цикл производства танков у себя. Правда вот «почти» но не совсем полный. Некоторые комплектующие для украинских танков поставлялись из России до самого последнего момента. При этом, украинская сторона этого танкового «соревнования», не без гордости бьет себя в грудь, указывая в сторону УВЗ: хрен бы вы столько танков в Индию продали, если б мы свои танки в Пакистан вперед не загнали! И, в общем-то, они в это 100% правы…

Источник

 

Автор: vestnikrm
Здравоохранение
25 апрель 2024 09:00
25
апрель
09:00
layer up

Артём Здунов и Дмитрий Хубезов обсудили реализацию в Мордовии пилотного проекта по тактической медицине

24 апреля Глава Мордовии Артём Здунов встретился с депутатом Госдумы России, координатором федерального партийного проекта «Здоровое будущее», внештатным специалистом Минздрава России по оказанию первой помощи и добровольцем СВО Дмитрием Хубезовым. Во встрече также приняли участие первый вице-премьер Галина Лотванова и министр здравоохранения РМ Олег Маркин.

22 апрель 2024 09:00
22
апрель
09:00
layer up

Артём Здунов обсудил ситуацию в Ковылкинской и Инсарской ЦРБ с медперсоналом и местными жителями

В Ковылкинской и Инсарской ЦРБ Глава Мордовии Артём Здунов встретился с медперсоналом, а также поговорил со специалистами и жителями.

19 апрель 2024 11:58
19
апрель
11:58
layer up

Во вторую неделю апреля в Мордовии зарегистрировано 52 случая коронавируса

В Мордовии с 8 по 14 апреля зарегистрировано 52 случая коронавируса, на 20 меньше, чем на предыдущей неделе. 54 пациента за этот же период выздоровели, на прошлой неделе выписали 72 пациентов. Статистику публикует портал Объясняем.рф.

13 апрель 2024 10:24
13
апрель
10:24
layer up

Владимир Чибиркин: в Ельниковской поликлинике будут созданы условия максимального комфорта для врачей и пациентов

Председатель Госсобрания Мордовии Владимир Чибиркин вместе с главой Ельниковского района Юрием Бекешевым посетил поликлинику Краснослободской центральной районной больницы, где по программе
модернизации первичного звена здравоохранения активно идет капитальный ремонт.

10 апрель 2024 11:30
10
апрель
11:30
layer up

В первую неделю апреля в Мордовии зарегистрировано 72 случая коронавируса

В Мордовии с 1 по 7 апреля зарегистрировано 72 случая коронавируса, на 18 больше, чем на предыдущей неделе. Столько же пациентов за этот же период выздоровели, на прошлой неделе выписали 40 пациентов. Статистику публикует портал Объясняем.рф.