Мураховский: возможные людские потери сторон конфликта в Нагорном Карабахе
Боевые действия средней интенсивности, на примере текущего конфликта в НК, конечно кратно уступают по масштабу и расходу ресурсов войнам глобальным и региональным между крупными государствами (коалициями государств). Но для участников локального конфликта влияние ресурсных ограничений также весьма заметно.
Исходя из сообщений армянской стороны и высказывания В.Путина о потерях оппонентов, можно оценить среднесуточные безвозвратные потери военнослужащих (убитыми, умершими от ран, пропавшими без вести) каждой из сторон около 50 человек. Санитарные потери (ранеными и больными) в боевых действиях такого характера обычно в три раза больше, то есть около 150 человек. Убыль личного состава только по этим причинам за 40 суток боевых действий составляет порядка 8000 человек для каждой стороны. Это значительная величина в масштабе текущего конфликта.
Довоенная численность ВС АР оценивалась в 70 тыс. человек, приблизительно равномерно распределенных по четырем армейским корпусам и отдельной армии. Сейчас в боевых действиях задействованы два армейских корпуса (3-й и 4-й), средства усиления из других объединений (1-й и 2-й АК, отдельная армия в Нахичевани). Учтем заявление президента Алиева от 15 октября о численности армии более 100 тысяч человек. То есть, АР отмобилизовала к 15 октября не менее 30 тысяч человек до начала и в ходе боевых действий.
В вооруженных силах государств со сбалансированным соотношением видов (армия, авиация, флот) непосредственно на поле боя действует всего 7% от списочного состава, но на эти 7% приходится около 90% безвозвратных и санитарных потерь (согласно данным американского исследования). Вооруженные формирования участников конфликта в НК практически полностью представлены армией, в этом случае доля личного состава, задействованного на поле боя (в тактической глубине, в зоне досягаемости основных огневых средств) достигает 20%.
При среднесуточной убыли около 200 человек дефицит личного состава в подразделениях начал серьезно сказываться на их боевых возможностях уже через 7-8 суток боев. При этом ввод в сражение бригад 4-го армейского корпуса (стратегического резерва ВС АР) был отмечен еще вечером 2 октября. Уже в середине октября на фронте замечены подразделения, в значительной мере укомплектованные мобилизованными военнослужащими запаса. С учетом того, что большая часть (до 3/5) отмобилизованного контингента вероятно была направлена на фронт, плюс прибыло до 2000 наемников из Сирии, в тактической зоне могло действовать до 15000 человек. При этом расчетная убыль достигает половины этой численности, что негативно сказывается на боевых возможностях, требует пополнения текущего некомплекта.
Для ОА НК, при кратно меньшей довоенной численности и слабых мобвозможностях, положение с людскими потерями сложное: вероятно, более 50% от первоначального списочного состава подразделений.
Ситуация с ВВТ у обеих сторон непростая. АР имеет преимущество в средствах дальнего огневого поражения (дроны, ствольная и реактивная артиллерия, ОТРК), которое активно реализует. АО НК в основном использует артиллерию средних калибров, ПТРК и МВЗ. При этом обе стороны не имеют развитой системы эвакуации, ремонта и восстановления ВВТ, вышедшего из строя по боевым повреждениям и техническим причинам.
Представляется, что темпы выхода из строя и снижение количества боеспособного ВВТ, расход боеприпасов, уже чувствительно сказываются на боеспособности. Для ВС АР это менее заметно благодаря накопленным запасам ВВТ, боеприпасов и поддержке Турции. Для АО НК это критично, она и до начала боевых действий имела боеготовых танков и другого ВВТ меньше, чем в одной советской мотострелковой дивизии, не располагала системой ПВО. АО НК оставляет территорию, утрачивает запасы вооружения и боеприпасов, а пополнение ВВТ и запасов из РА стало проблематичным.
Потенциал АР позволяет дополнительно мобилизовать людские, материальные, финансовые ресурсы в значительном объеме. Перевод конфликта в позиционную фазу не решает стратегической задачи, поставленной ВГК АР, негативно скажется на экономике.
Ресурсные запасы НК несравнимо меньше, даже с учетом прямой поддержки РА. Но, опираясь на физико-географические особенности ТВД, есть потенциальная возможность удержать ряд ключевых операционных и тактических направлений (районов, участков), стабилизировать фронт.
Как стороны сумеют реализовать свои возможности, будем наблюдать.
Виктор Мураховский
Материалы по теме:
- Наемники и польские БТР Rosomak приняли участие в атаке на Курскую область
- Украинский танк обстрелял многоэтажку, где пряталась пехота ВСУ
- Какие натовские танки, БТР, БМП и САУ использованы ВСУ в Курской области
- Российская армия не дает ВСУ вывезти брошенную в Курской области бронетехнику
- Ликвидирован командир батальона ВСУ подполковник Олег Пигулевский