Грузинская БМП "Лазика". Комментарий военного эксперта
На сайте МО Грузии появилось сообщение о создании национальной БМП. Первое впечатление от машины - какая-то недосказанность, конструкторам явно хотелось сделать что-то новое, но на радикальные меры идти всё же ещё опасаются. В итоге БМП представляет собой паллиативное решение.
Из плюсов - достаточно пристойный объём десантного отделения, но это достигается значительной высотой машины, что в горных условиях чревато повышенным риском опрокидывания, угол бокового уклона явно меньше "стандартных" тридцати градусов.
Защита - слабовата (ну, естественно, с сугубо танковой точки зрения), декларируется от огня из КПВТ, но, с учётом насыщенности войск ЮВО БМП-2 и БТР-82А этого уже явно недостаточно, 30 мм автоматическая пушка делает новую БМП крайне уязвимой.
Наверняка планируется комплект блоков дополнительной защиты, возможно с применением ДЗ, но, с другой стороны, несущая способность теперь уже пятиопорной ходовой части вряд ли позволит увеличить защищённость сколько-нибудь серьёзно.
Огневая мощь - боевой модуль с 23 мм автоматической пушкой едва ли можно считать шагом вперёд по сравнению с 30 мм пушкой 2А42. Безусловный плюс- современная система управления с тепловизором и размещение оружия в вынесенном дистанционно управляемом модуле, но, для машины данного класса напрашивается установка боевого модуля помощнее, с 30 мм АП с ПУ ПТУР, что-то типа Рафаэлевского SAMSON RCWS-30 но его установке помешали, вероятно, финансовые соображения. А жаль, модуль такого класса был бы куда уместнее.
По поводу шасси - как справедливо заметил Василий Чобиток, за счёт возросшей высоты, значительно увеличился момент инерции подрессоренных масс, а величина опорной поверхности (а, тем самым — и база) уменьшилась, амортизаторы, вероятнее всего, достались в наследство от БМП-1/2, что неминуемо обусловит значительную раскачиваемость корпуса, и, как следствие, ухудшение условий обитаемости экипажа и десанта, и ухудшение условий ведения огня.
С учётом возможного дополнительного бронирования, установки ДЗ, монтажа более серьёзного боевого модуля этот недостаток лишь усилится.
Двигатель, судя по видео полигонного пробега, даже в этой конфигурации не демонстрирует чудеса резвости, если машину догрузить — подвижность ещё более упадёт. Звук двигателя не слышен, но, можно предположить, что это УТД-20, трансмиссия соответствующая (а других брать в Грузии негде, а покупать - накладно).
Вывод — экспонирующаяся машина представляет концепт, являющийся первой итерацией (если экономика позволит последующие) по переделке БМП-1/2 в что-то более современное, с акцентом на повышение защиты, вероятнее всего, в рамках декларировавшейся ранее программы утилизации БМП-1.
Дальнейшие итерации возможны лишь в случае помощи со стороны, вероятнее всего - со стороны США (европейцам сейчас не до благотворительности), причём не только в финансовом выражении, но и в обеспечении "железом" - что-нибудь из линейки Камингзовских дизелей, Элиссоновские трансмиссии, или, более радикально — предоставлением для доработки некоторого количества шасси БМП "Брэдли" из наличия Вооружённых Сил. Но, даже и в этом случае, создание массового парка БМП, обеспечивающее потребности Вооружённых Сил, едва ли по плечу грузинской экономике.
Сергей Березуцкий, маркетолог ГП "Харьковский БТРЗ"
_____
Т-90 и "Арджун" получат бронированную помощницу: индусы собираются сделать БМП нового поколения
Индийский мутант: для чего скрестили российскую БМП-2 с грузовиком?
Источник: admin
26.02.2012 16:37
Версия для печати