"Горилла": польский танк ПТ-94 должен был встать вровень с "Леопардом" и "Леклерком"
В середине 90-х годов польские военные уже не были довольны характеристиками выпускавшейся местной военной промышленностью модификации танка Т-72 . Поэтому наряду с доведением до современного уровня "семьдесятдвойки" поляки замахнулись на очень амбициозный проект-создание национального танка нового поколения.
Как известно, военные любят громкие и устрашающие названия (советские "Гвоздики" и "Акации" не в счет), но и здесь было решено проявить оригинальность – те, кто придумывал название для машины, обратили свой взор на мир приматов. И новый польский танк получил обозначение ПТ-94 "Горилла".
Стоит отметить, что все годы после Второй мировой войны поляки имели громадный опыт работы с советскими танками. В 1956 в городе Гливице было организовано лицензионное производство танка Т-54А. В 1964 там же стали производить Т-55, затем его сменил Т-55А. Поляки в ходе производства улучшали характеристики машин и активно поставляли их за границу.
В частности, большая часть "пятьдесятпяток" армии ГДР была родом из Польши. В середине 80-х годов они провели радикальную модернизацию Т-55. И если в броневой защите этот танк, в целом, повторял своего ровесника Т-55М, то по системе управления огнем, разработанной польскими инженерами, он превосходил не только Т-55М, но даже выпускавшийся в то время в Польше по лицензии Т-72М1. СУО, получившая название "Мерида", включала в себя лазерный дальномер, интегрированный в прицел (на советских и чешских машинах он монтировался в коробе над стволом), баллистический вычислитель, а также Т-образный атмосферный датчик, который можно увидеть в передней части пушки.
По некоторым данным, поляки мечтали сменить Т-55 в цехах завода в Гливице на самый современный тогда танк Варшавского договора-Т-80. Но в те годы политическая ситуация в стране стала крайне нестабильной, и, по мнению кремлевских старцев, Польша стала представлять из себя "слабое звено" социалистического лагеря. Поэтому полякам отказали, решили, что с них хватит и экспортной модификации Т-72. В результате вставший на поток новый танк (всего было изготовлено, по некоторым данным, более 1900 машин) пошел не только в Войско Польское, но и на экспорт, в частности, в арсеналы иракской армии. Гвардейцы Саддама с успехом применяли польские танки в войне против Ирана.
Первая информация о том, что в Польше началась разработка основного боевого танка, была крайне скупа и неконкретна. Не было известно даже название перспективной польской машины. Потом, правда, завеса секретности стала постепенно спадать, и облик танка начал вырисовываться. Поляки решили "скрестить" в своей машине советские, польские, а также французские, израильские и даже южноафриканские разработки. Вес машины должен был составлять от 50 до 55 тонн. Поскольку к работам над танком должны были привлечь израильских специалистов, некоторые наблюдатели решили, что конструктивно танк должен повторять "Меркаву".
Однако все изображения машины говорят о том, что танк предполагался традиционной компоновки. Внешне он был близок к самому современному тогда западному танку – французскому "Леклерку", именно его, по всей видимости, взяли в качестве объекта для подражания.
Как у "Леклерка", отделение управления находилось слева. Традиционные для советских танков рычаги должны планировали сменить штурвалом. Командир находился бы в башне также слева, в его распоряжении был панорамный прицел с круговым вращением. Рабочее место наводчика планировалось оборудовать самым современным на то время прицелом с тепловизионным каналом. Автомат заряжания с частью боекомплекта, как у французского танка, должен был находиться в нише башни, в крыше которой были бы смонтированы вышибные панели.
Для танка разрабатывали многослойное бронирование с керамическим наполнителем, но не исключалось, что основная броня будет усилена динамической защитой.
Основное вооружение планировалось российского происхождения: гладкоствольное 125-мм орудие (выпускается в Польше по лицензии), способное также служить для запуска ПТУР с лазерным наведением, два пулемета: 12,7 и 7,62 мм.
Мощность двигателя должна была составлять 1200 л.с. И если масса танка, в самом деле, была бы около 50 тонн, то удельная мощность была бы вполне приемлемой. Танк вполне мог развивать по шоссе до 70 км/ час. Но, если бы вес возрос до 55 тонн, то 1200 "лошадок" уже не хватало бы.
Что любопытно, первое изображение этого танка появилось в Сети на российском сайте "Отвага2004". До этого картинок не было даже в польском Интернете.
После вступления Польши в НАТО работы над "Гориллой" были свернуты, и сейчас об этой машине официально почти не вспоминают.
____
Украинская тяжелая БМТ-72 имеет советские корни
Украина намерена предложить Индии модернизировать российские Т-90С?
Устаревшие российские БМД можно превратить в технику XXI века
Секретный советский танк из 70-х годов – челябинский Объект 780
Т-90 и "Арджун" получат бронированную помощницу: индусы собираются сделать БМП нового поколения
Индийский мутант: для чего скрестили российскую БМП-2 с грузовиком?
Источник: admin
29.03.2012 14:06
Версия для печати