Инновационный МГТ заменит в армии "вечную" "мотолыгу"?
Основной "рабочей лошадкой" Российской Армии является многоцелевой плавающий легкий бронированный транспортер-тягач МТ-ЛБ, принятый на вооружение аж в 1964 году. Вот уже больше полувека он верой и правдой служит армии в самых разных ипостасях. Стоит ли говорить, что, не смотря на свою явно удачную конструкцию, МТ-ЛБ давно устарел?
Да и его разработчик оказался за границей - машина была разработана на Украине в КБ Харьковского тракторного завода, где и производилась долгие годы.
Интересно, что МТ-ЛБ был принят на вооружение практически одновременно с харьковским же танком Т-64. Однако, в отличие от распиаренной "64-ки", "мотолыга" стала настоящим хитом. Заменить ее оказалось очень сложно. Сложно до такой степени, что после того как развалился Союз, ее производство пришлось вновь воссоздавать и разворачивать уже на территории Российской Федерации - в Муроме и Рубцовске.
Тогда же начались разговоры и о создании замены. Тут стоит отметить, что производитель, сумеющий дать армии России полноценную современную замену МТ-ЛБ, может буквально озолотиться - на столько велика потребность в таких машинах. Не удивительно, что сразу несколько компаний пытаются попасть в эту нишу.
Наиболее близок к успеху многоцелевой гусеничный транспортер МГТ, разрабатываемый ООО "Специальные проекты машиностроения" из Москвы.
Информации об этой разработке пока очень мало. На сайте разработчика пока удалось найти следующее:
ООО "Специальные проекты машиностроения" ведет работу по созданию многоцелевого гусеничного транспортера (МГТ) полностью адаптированного к эксплуатации в экстремальных условиях Арктики. В настоящее время завершен этап расчетов и математического моделирования машины.
МГТ является инновационной машиной, в которой реализованы:
гибридная энергетическая установка (ГЭУ);
электромеханическая трансмиссия (ЭМТ);
интеллектуальный комплекс бортового оборудования и системы управления;
возможность дистанционного управления;
резинометаллическая гусеница.
Ключевые компоненты ЭМТ и ГЭУ (тяговые электрические двигатели ДВИТ-110, тяговый генератор ГВИТ-210, система управления) разработаны ООО "Специальные проекты машиностроения". В МГТ отсутствуют узлы и агрегаты иностранного производства. Аналогов МГТ в России не существует.
Технические характеристики:
Масса в рабочем состоянии, 12 000 кг
Максимальная грузоподъемность, 4 000 кг
Максимальная масса прицепа, 6 500 кг
Количество посадочных мест с водителем, всего 18
Габаритные размеры:
длина, 7 210 мм
ширина, 2 850 мм
высота, 2 235 мм
Колея, 2 500 мм
База, 4 445 мм
Дорожный просвет, 400 мм
Скорость движения:
максимальная по суше, 65 км/ч
максимальная на плаву, 5 км/ч
Максимальный угол подъема, 35°
Максимальный угол крена, 25°
Двигатель ЯМЗ-536
Удельное давление на грунт, 0,485 кгс/см2
Подвеска Индивидуальная, торсионная с гидроамортизаторами, установленными на передние и задние опорные катки
Новая интересная информация об этой машине и работой над ней появилась в публикации Татьяны Володиной "СЭГЗ поможет новому транспортеру", папечатанной в официальном журнале выставки "Армия-2017" "Show Observer". В ней, в частности, говорится следующее: "Сарапульский электрогенераторный завод (СЭГЗ) впервые представляет генераторы ГВИТ-210 и электродвигатели ДВИТ-110 для многофункционального легкого бронированного гусеничного транспортера (МГТ), способного бесперебойно работать в суровых природных условиях. ГВИТ-210 мощностью 210 кВт и ДВИТ-110 мощностью 110 кВт разрабатываются при участии предприятия "Специальные проекты машиностроения" (СПК), ведущего работу по созданию тягача МГТ. Тяговые электродвигатели ДВИТ-110 и тяговый генератор ГВИТ - ключевые компоненты транспортера, который будет собираться из узлов и агрегатов только российского производства. "Привод тягача состоит из дизельного двигателя ЯМЗ-536, генератора переменного тока и системы управления, формирующей импульсы постоянного тока для двигателей», — рассказали "Show Observer" в СЭГЗ. По данным СПК, сейчас завершен этап расчетов и математического моделирования машины.
Ранее сарапульский завод уже имел опыт проектирования и производства элементов электрической трансмиссии. Так, в 2003 г. в рамках НИР "Бальзамин" СЭГЗ совместно с МГТУ им. Баумана и «Аэроэлектромаш» провели работу по созданию мотор-колеса для привода гибридного тягача с использованием вездеходного шасси.
В результате были изготовлены и испытаны тяговые асинхронные электродвигатели АД-60 и АД- 60М мощностью 60 кВт. В 2011 г. СЭГЗ изготовил комплект тяговых вентильноиндукторных двигателей ВИД-60А1 мощностью 60 кВт с жидкостным охлаждением, предназначенных для привода мотор-колес высокомобильной модульной платформы в рамках НИР "Платформа".
Головным разработчиком программы на первом этапе выступал «КамАЗ», на базе которого велась разработка семейства новых тягачей с электромеханической трансмиссией для ракетных систем различных типов.
Двигатели СЭГЗ успешно прошли испытания. В 2013 г. завод изготовил образцы тяговых индукторных мотор-редукторов МРИ-35 в рамках НИР "Крымск" для боевой машины с гибридной энергоустановкой и электротрансмиссией на базе шасси БТР-90 "Росток".
Электрическая трансмиссия создана в МЭИ. В 2017 г. завод получил приглашение участвовать в создании электродвигателей для гибридной силовой установки в рамках проекта "Кортеж" (разработка российских автомобилей на базе единой модульной платформы, предназначенных для перевозки и сопровождения первых лиц государства)".
Таким образом, шансы на успех инновационного проекта весьма хорошие - ключевые компоненты имеют высокую степень обработанности. Остается надеяться, что госкорпорации не задавят частного производителя и армия в скором времени пересядет на новые тягачи МГТ.
Алексей Хлопотов (gurkhan.blogspot.ru)
Иллюстрации: spmrussia.ru/conveyor/, "Вестник Мордовии"
Источник: admin
28.08.2017 14:03