Мы приносим новости

 

Виктор Мураховский: "БТР-50 запомнился мне феноменальной проходимостью"

 Несмотря на то, что БТР-50 (СМОТРИМ ВИДЕО) был принят на вооружение почти 60 лет назад, он по-прежнему состоит на вооружении многих стран мира. Эта машина в виде полярного вездехода эксплуатировалась даже в Антарктиде.

 
Полярный вездеход "Пингвин"
Рассказать о своем опыте эксплуатации этой легендарной машины мы попросили одного из ведущих отечественных экспертов в области бронетанковой техники Виктора Мураховского.
 
- Виктор Иванович, несмотря на то, что машина была принята на вооружение еще в начале 50-х годов, она буквально до последнего времени была в российской армии, принимала участие во второй чеченской войне. В настоящее время ее еще можно встретить в армиях многих стран мира.
 
- Мне довелось эксплуатировать БТР-50 в качестве командно-штабной машины, это была модификация, которая называлась БТР-50ПУМ1, на ней был установлен гирокурсоуказатель, курсопрокладчик с возможностью вычерчивания маршрута на карте, достаточно удачный комплект средств связи различных диапазонов (радиостанции Р-112, Р-113, Р-105, Р-105У, полукомплект радиорелейной станции Р-403БМ, радиоприемник Р-311, полевой телефонный коммутатор П-193А).
 
БТР-50ПУ
Большие плюсы БТР-50ПУМ1 - достаточно много места внутри машины для экипажа и офицеров управления, отопитель обитаемого отделения, машина имела феноменальную проходимость, она в чем-то даже превосходила в этом плане легкий бронированный транспортер МТ-ЛБ.
 
Машина обладала великолепным запасом плавучести, она была, по сути, единственной, которая при высоком волнении моря позволяла десантироваться на берег.
 
Недостатком был лишь уже устаревший дизельный двигатель. Если по своим характеристикам он удовлетворял требованиям 50-70 годов, то позже уже стал чувствоваться недостаток удельной мощности. То есть, эта машина уже не могла соревноваться с современными образцами отечественной военной техники, такими, как основные танки и БМП, по оперативной мобильности. На ней было достаточно тяжело поддерживать высокие темпы марша.
 
Иракский вариант модернизации БТР-50
В то же время, в особых условиях, например, в болотистой местности, в глубоком снегу, при наличии большого количества водных преград, в прибрежных районах, лучше машины, чем БТР-50, было трудно найти.
 
Мне ее довелось эксплуатировать в Прибалтийском военном округе, в 70-е годы. На ней я работал, когда мы проводили рекогносцировку районов учений, осуществляли управление тактическими учениями с боевой стрельбой, в учебных центрах в Калининградской области, Литве и Латвии.
 
Например, наш Армейский учебный центр (село Армейское Правдинского района) отличался тем, что там была очень заболоченная местность. И у нас бывало так, что в ходе ротных тактических учений с боевой стрельбой ночью на рубеж прекращения огня из 10 танков роты выходило три-четыре машины (в начале у нас были Т-62, потом Т-64, а затем Т-72). Должен сказать, что на той местности каких-то критических различий по проходимости не было, все типы танков одинаково "успешно" в значительном количестве застревали в болотах. Днем застреваемость была, конечно, поменьше.
Иранский БТР-50ПК
И вот на БТР-50 приходилось мотаться от застрявшего танка к танку, организовывать эвакуацию, непосредственно в ходе учений следовать за боевыми порядками, перемещаться от фланга к флангу. Плюс к этому большой километраж наматывали во время рекогносцировок полковых и дивизионных учений, на которых глубина действий достигала 150-200 км, на нескольких учебных центрах. Я вообще не припомню, чтобы мы на этом БТРе когда-нибудь застревали. Ну, если один - два раза в поймах рек Шешупе и Неман. Но при помощи бревна самовытаскивания решали свои проблемы.
 
Сейчас машину продолжают эксплуатировать во многих странах, например, я видел ее в Индонезии, она до сих пор используется в вооруженных силах Вьетнама, Египта и многих других государств.
 
- Эта машина прекрасно показала себя в ходе различных конфликтов. Например, во время ирано-иракской войны.
 
Иранские БТР-50 в боях за полуостров Фао
- Действительно, во время сражений в районе полуострова Фао, в тамошних заболоченных районах, пехота в отсутствии техники действовала, в основном, на лодках, переправлялась от одного клочка суши к другому, а вот подразделения на БТР-50 сразу получали огромное преимущество, имея одновременно водоходное и сухопутное средство. Без всякого дополнительного развертывания они сразу могли вступать в бой, высадившись на участок суши, занятый противником. Все перевозили на этих БТРах: минометы, ЗУ-23, безоткатные орудия, боеприпасы.
 
До этого свои великолепные качества "пятидесятка" продемонстрировала во время индо-пакистанского конфликта в Восточном Пакистане, на заболоченной местности, в дельтах рек. Там БТР-50 часто действовал совместно с танками ПТ-76. Были случаи, когда индийские подразделения на этих боевых машин проникали через обводненные участки в тыл противника и захватывали города. 
Ирано-иракская война
 
- Можно вспомнить еще и войну 1973 года на Синайском полуострове.
 
- Да, израильское подразделение, оснащенное трофейными ПТ-76 и БТР-50, захватило плацдарм на западном берегу Большого Горького озера, и, продвигаясь вперед, уничтожило средства ПВО, что позволило израильтянам под прикрытием авиации навести мосты для тяжелой техники. Этот маневр позволил совершить фланговый обход и выйти в тыл египетской группировки, что поставило ее на грань катастрофы.
 
- Кстати, почему в СССР не модернизировали свои БТР-50? Ведь наши коллеги по Варшавскому договору, немного поработав над советской конструкцией, улучшили технические характеристики?
 
- Действительно, в свое время можно было бы пойти по пути модернизации. Для этого нужно было поставить двигатель от БМП и современные трансмиссию, динамическую защиту, комплект связи, приборы ночного видения. Если бы это сделали, то машина и сейчас была бы на современном уровне. Особенно в качестве КШМ. Ведь по обитаемости и водоходности она остается одной из лучших. Такие варианты модернизации, с установкой двигателя УТД-20, до сих пор предлагаются некоторыми фирмами.
 
Индонезийская версия модернизации БТР-50
 
Но в свое время был взят курс на унификацию, и поэтому командно-штабные машины на гусеничной базе стали делать на шасси МТ-ЛБу. На таком шасси, в частности, был размещен комплект новейшей по тому времени АСУВ "Маневр", КШМ артиллерии и некоторых комплексов ПВО. Но у этого шасси есть недостатки, эта машина хуже плавает, не отвечает современным требованиям по защищенности, есть проблемы с обитаемостью, с жесткостью корпуса. Бывали случаи, когда у машин на базе МТ-ЛБу в результате высоких ударных и динамических нагрузок нарушалась геометрия корпуса, и их приходилось отправлять в капитальный ремонт.
 
Тактико-технические характеристики БТР-50П:
Экипаж:        2 человека
Десант:        20 человек
Вес:        14 200 кг
Длинна        7 707 мм
Ширина        3 140 мм
Высота        2 030 мм
Клиренс        370 мм           
Удельное давление        0,5 кг/см.кв       
Бронирование корпуса    13 мм
Бронирование крыши и днища    6 мм
Вооружение        7,62 СГМБ
Боекомплект        1 250
Двигатель         В-6 240 л.с.
Максимальная скорость хода    45 км/ч
Скорость на плаву        14 км/ч
Запас хода        260 км (400 литров)
Преодолеваемые препятствия:
Подъем        38 град
Ров        2,8 м
Стенка        1,1 м
Радиостанция        Р-113
Переговорное устройство    Р-120
 
 
Гиперссылка на "Вестник Мордовии" обязательна.
 
Использованы материалы сайтов: "Отвага", indonesiafirst
 

_____


Секретный советский танк из 70-х годов – челябинский Объект 780

Т-90 и "Арджун" получат бронированную помощницу: индусы собираются сделать БМП нового поколения

Индийский мутант: для чего скрестили российскую БМП-2 с грузовиком?

 
 
 
 

Танк-загадка "Молот" - несостоявшаяся революция 90-х годов    

Танки идут под воду - от Т-54 до Арматы 

 
 
 
 
 
 
 

Сверхдальнобойная пушка КНДР – малоизвестная участница ирано-иракской войны

Современным войнам – современные танки  

 
Грузия заявила о создании БМП собственной разработки

"Летающий танк", сделанный по стелс-технологиям, заменит Су-25 через 12 лет 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

В семействе "Курганец-25" будет плавающая БМП

 
 
 
 
 
 
 
 
 
См. ВИДЕО  1 и 2.
 
 
 

Виктор Мураховский: Т-55 один из лучших в мировом танкостроении 

Иран проводит самостоятельную модернизацию танков Т-72

 
 
 
 
 
 
   

 
 
 
 
 

Источник: admin
14.02.2012 18:59

Версия для печати

В регионах ПФО
21 сентябрь 2020 13:31
21
сентябрь
13:31
layer up

«Экозабота» шагает по стране

Три новых региона присоединились к проекту ОНФ «Экозабота». Около 150 школ из Иркутской области, Пермского края и Чувашской Республики выразили готовность принять участие в проекте ОНФ «Экозабота».

23 июль 2020 10:15
23
июль
10:15
layer up

Подведены итоги общественных обсуждений по проекту создания четырех экотехнопарков в составе нацпроекта «Экология»

Заседание Комиссии по экологии Общественного совета Госкорпорации «Росатом» было посвящено обсуждению ключевых блоков вопросов по проходящим в данный момент процедуру общественных обсуждений проектной документации и предварительным материалам оценки воздействия на окружающую среду (ПОВОС) экотехнопарков, создаваемых в Кировской, Саратовской, Курганской областях и Удмуртской Республике на базе бывших объектов по уничтожению химического оружия. 

22 июль 2020 10:16
22
июль
10:16
layer up

29 июля начинается третий этап обучающих семинаров «Реализация государственной национальной политики в субъектах Российской Федерации»

С 29 по 31 июля в г.Самара состоится первый обучающий семинар в рамках проекта «Реализация государственной национальной политики в субъектах Российской Федерации», который третий год осуществляется совместно Федеральным агентством по делам национальностей (ФАДН России) и МГУ имени М.В.Ломоносова. Семинары пройдут в каждом федеральном округе очно, а также в дистанционном формате.

17 июль 2020 09:11
17
июль
09:11
layer up

Игорь Комаров: «iВолга» пройдет дистанционно

16 июля 2020 года полномочный представитель Президента РФ в ПФО Игорь Комаров в Самаре провел совещание по подготовке Молодежного форума Приволжского федерального округа «iВолга», который реализуется с 2013 года на основании поручения Президента Российской Федерации.

09 июль 2020 10:27
09
июль
10:27
layer up

В регионах округа объявлен старт регистрации на Молодежный форум «iВолга 2020»

Форум «iВолга» в 2020 году пройдет в онлайн-формате с 24 по 28 августа. На платформе сайта будут реализованы образовательная и культурно-досуговая программы, а также конкурс грантов Фонда содействия развитию институтов гражданского общества в ПФО и конкурс проектов Росмолодежи. Грантовый фонд окружного конкурса проектов в этом году составит более 10 млн. рублей.

В СЕТИ

Загрузка...

Загрузка...

 

 

Яндекс.Погода