"Колесный танк ""Чентауро" из Италии: мнение военного эксперта Сергея Березуцкого
В кипенье страстей по поводу предполагаемой закупки МО России "колёсного танка "Centauro" внимание дискутирующих приковано к одной из модификаций достаточно обширного семейства машин. В этой статье мы постараемся разобраться с вопросом "кто есть кто" в данном семействе, что позволит, до известной степени, прояснить, что же представляет собой предлагаемая Москве машина.
Технические требования к колёсному истребителю танков были сформулированы руководством итальянской армии в 1984 году. Машина изначально задумывалась как средство борьбы с воздушными и морскими десантами, следовательно, основными требованиями к ней была высокая подвижность (с учётом развитой дорожной сети Италии) и достаточно высокая огневой мощь.
С учётом слабой оснащённости десантников тяжёлым вооружением, высокий уровень защиты не входил в число приоритетов. Если использовать художественную аналогию, будущий "Centauro" ("Кентавр") задумывался как некий гибрид пожарной машины и танка — по тревоге надо было быстро выдвинуться в требуемый район и произвести эффективное "гашение":).
Согласно техтребованиям, машину планировалось создать на базе трёхосного бронеавтомобиля Fiat AVH-6613, вооруженного очередным клоном 105 мм нарезной английской пушки L-7. Модификации этой пушки применялись на танках Leopard 1A5 и М60А1, стоящих на вооружении итальянской армии, что позволяло унифицировать боекомплект создаваемой машины с танковым, и значительно упростить её ремонт и обслуживание. В качестве прицельной системы предполагалось использование СУО OG14L3 TURMS производства фирмы Galileo Avionica, использовавшаяся на танке ARIETE C1 и БМП VCC-80.
Планировалось, что полученная таким образом машина, при сопоставимой с танком огневой мощи, будет существенно превосходить его по подвижности, особенно на европейском ТВД с развитой дорожной инфраструктурой, иметь больший межремонтный пробег, и — главное, она будет аэротранспортабельна самолётом С-130 "Геркулес" - основным авиаперевозчиком ВТА НАТО. Поскольку создаваемая машина позиционировалась как "разведывательная для борьбы с танками" (непривычное для русскоязычного читателя сочетание) существенными бонусами колёсной ходовой части была её малошумность и гораздо больший, по сравнению с гусеничной, запас хода по топливу.
Кроме того, опыт использования советских БТР в Афганистане показал, что четырёхосная боевая машина обладает высокой живучестью после минных подрывов — даже после потери двух колёс одного борта она зачастую сохраняла подвижность.
Имея шасси, пушку и СУО, из них, как из набора кубиков, можно было создать машину с требуемыми характеристиками при минимальных затратах. Оставалось только увязать составляющие между собой. Первым делом пришлось существенно изменить Fiat AVH-6613 — трёхосное шасси не обладало достаточной несущей способностью для размещения пушки танкового калибра. Добавленная четвёртая ось сформировала столь узнаваемый "чентауровский" облик машины, послуживший, со временем, образцом для подражаний.
Противоречия между жёсткими массогабаритными ограничениями и необходимостью большего внутреннего объёма корпуса разрешили за счёт применения проходных редукторов трансмиссии, т.е. поток мощности передавался системой валов вдоль борта, с отбором мощности на колёсные редуктора (см рис. 1)
Подобная схема позволила отказаться от системы раздаточных коробок и карданных валов, расположенных в пространстве между днищем машины и полом боевого отделения, что позволило максимально полно использовать полезный объём корпуса. Недостатком данной схемы является то обстоятельство, что при боевом (либо любом ином) повреждении редуктора проходящий через него поток мощности прерывается, т.е. не передаётся на следующие за ним колёса. При выходе из строя второго редуктора левого борта, все колёса, размещённые на этой стороне, обездвиживались. Ещё хуже была ситуация с правым бортом — там "раздающим" редуктором был первый, т.е. наиболее подверженный боевым повреждениям, особенно при минном подрыве. Впрочем, позднее была применена "Н-образная" схема раздачи потока мощности, при которой "раздающий" редуктор правого борта был перенесён на вторую ось.
Таким образом, трансмиссия "Centauro" по живучести и стойкости к боевым повреждениям значительно уступает классической трансмиссии БТРов- "многоножек". Отсутствие пространства между днищем и боевым отделением существенно снижает минозащищённость машины в целом.
Первая модификация "Centauro" - «В1», или, другое его обозначение по калибру пушки — "Centauro-105" пошла в серию в 1990 году. Бронекорпус в передней проекции "держал" попадания 20 мм снарядов автоматических пушек, борта и корма — пули калибра 7,62 мм с термоупрочнённым сердечником. Переднее расположение моторно-трансмисионного отделения позволило разместить в кормовом бронелисте дверь, что существенно облегчает как посадку-высадку экипажа, так и загрузку боекомплекта.
В качестве силовой установки использовался "позаимствованная" опять же у ОБТ ARIETE "половинка" двигателя - шестицилиндровый дизель водяного охлаждения с турбонаддувом IVECO Fiat МТСА V-6 мощностью 520 л.с., примечательная тем, что, согласно информации производителя, её демонтаж можно осуществить за 20 минут. Автоматическая гидромеханическая трансмиссия SHP-1500 выпускаемая "Iveco Fiat" по лицензии немецкой фирмы "ZF Friedrichshafen AG" обеспечивала 5 передач при движении вперед и 2 передачи заднего хода. Характерной особенностью трансмиссии является наличие в ней гидродинамического ретардера "PEROTH" — тормозного устройства, основанного на принципе перепуска потока гидравлической жидкости через отверстия-дроссели. В сочетании с обычными дисковыми тормозами, ретардер позволяет существенно повысить тормозные характеристики машины. Ещё одним достоинством гидромеханической трансмиссии является реализация в ней селекторного переключения привода и управления: при длительном марше по шоссе отключается привод и управление одной из осей, что позволяет снизить расход топлива. Гидропневматическая подвеска позволяет сочетать мягкость хода при малых динамических ходах подвески, с высокой энергоёмкостью на больших ходах. Применение климатической установки создаёт комфортные условия для работы экипажа.
Таким образом, "Centauro" сочетает в себе высокие функциональные возможности за счёт передовых технических решений, с приемлемой ценой, за счёт использования в нём уже существовавших ранее комплектующих. Следует отметить, что машина вполне соответствует задачам, под которые она изначально создавалась — скоростной носитель мощного вооружения вполне мог бы служить эффективным средством борьбы с десантами на Аппенины.
По результатам эксплуатации "Centauro В1" в войсках было высказано пожелание увеличить объём боевого отделения. Поскольку увеличивать ширину или высоту машины было невозможно (аэротранспортабельность!), то было принято решение увеличить длину машины. С внесением в конструкцию ряда усовершенствования, такая машина была запущена в серию под названием "Centauro B1 Bis" (Series 2).
Сергей Березуцкий, маркетолог ГП "Харьковский БТРЗ"
_______
Источник: admin
16.05.2012 14:27
Версия для печати