Подарок для Иосипа Броз Тито: М80 – боевая машина пехоты из Югославии
Появившийся в самом начале 60-х годов югославский бронетранспортер М60 долгое время был основной бронемашиной механизированных соединений национальной армии. Уже в 70-е годы по большинству характеристик он уже не удовлетворял командование вооруженных сил. В это время большинство ведущих армий мира приняли или собирались принять на вооружение боевые машины пехоты. И не удивительно, что в СФРЮ начались разработки такой техники.
В результате появилась БМП, получившая обозначение М80. Ее серийное производство было запущено в 1979 году, за год до смерти маршала Иосипа Броз Тито. Когда БМП впервые продемонстрировали публике, многие обратили внимание, что она очень похожа на французскую бронемашину АМХ-10Р.
Это не удивительно, так как без активной французской помощи процесс создания югославской машины был бы сильно затянут. Интересный факт: армия Боснии и Герцеговины имеет на вооружении как М80, доставшиеся в наследство от югославской народной армии, так и французские АМХ-10Р.
В целях унификации и удешевления производства в ходовой части использовались элементы бронетранспортера М60.
Боевая машина пехоты М80 весит 13 850 кг и имеет классическую для этого типа машин компоновку. В носовой части корпуса размещены моторно-трансмиссионное отделение (справа) и отделение управления (слева).
Позади механика-водителя находится место командира машины, имеющее свой собственный люк и оборудованное дневным/ночным прибором наблюдения. В средней части установлена одноместная башня, образующая вместе с подбашенным пространством боевое отделение. За ним в корме машины расположены места для десанта. Корпус сварен из стальных бронелистов, имеющих рациональные углы наклона.
Двигатель HS-115-2 мощностью 260 л.с., главный фрикцион, коробка передач и планетарные механизмы поворота скомпонованы в одном блоке. Также в один блок объединены элементы системы охлаждения двигателя и воздухоочиститель. Доступ в МТО для обслуживания и ремонта осуществляется при помощи двух люков, расположенных в верхнем лобовом и верхнем правом бронелистах. БМП имеет максимальную скорость передвижения по шоссе до 58 км/ч, запас хода при этом составляет 500 километров.
В ходе серийного производства на М80 был установлен новый более мощный двигатель FAMOS-10B-003 мощностью 315 л.с., что позволило увеличить удельную мощность машины и, соответственно, скорость, которая составила 65 км/ч по шоссе и 7,8 км/ч на плаву. Эта модификация получила обозначение М80А.
В боевом отделении оборудовано рабочее место наводчика-оператора и установлены бортовое вооружение с приводами наведения и приборами наблюдения и прицеливания, боеукладка пушки и ПТРК, баллоны системы противопожарного оборудования.
Основное вооружение БМП – 20-мм автоматическая пушка М55 (производится в Югославии по лицензии "Испано-Сюиза") с боекомплектом в 400 выстрелов, способная вести борьбу с легкой бронетехникой противника, а также с низколетящими целями. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ, его полный боекомплект – 2250 патронов.
В задней части башни оборудована сдвоенная пусковая установка ПТУР 9М14М "Малютка" с полуавтоматическим наведением по проводам (советского производства), еще две ракеты находятся в укладке в боевом отделении, перезаряжание осуществляется вручную через люк наводчика-оператора в крыше башни.
Комбинированный дневной/ночной бесподсветочный прицел находится в левой части башни. Головка прицела может поворачиваться в вертикальной плоскости, что позволяет использовать его в качестве зенитного.
В десантном отделении размещены посадочные места для 7 стрелков, имеющие индивидуальные перископические приборы наблюдения. Амбразуры для стрельбы из автоматов оборудованы вентиляторами отсоса пороховых газов и гильзоуловителями. Посадка десанта в машину и высадка из нее производятся через две герметично закрываемые двери в кормовом листе. Еще два люка размещены в крыше десантного отделения.
Ходовая часть состоит из пяти опорных и двух поддерживающих обрезиненных катков (на борт) с передним расположением ведущего колеса. Подвеска – торсионная. Гусеница мелкозвенчатая с резино-металлическим шарниром. Первая и последняя пары опорных катков имеют гидроамортизаторы. Верхняя ветвь гусеницы закрыта длинными узкими экранами.
БМП М80 имеет полностью герметичный корпус и способна без дополнительной подготовки вплавь преодолевать водные преграды со скоростью до 7,5 км/ч. Перемещение по воде происходит за счет перематывания гусениц. В задней части надгусеничных полок имеются гидродинамические решетки, а на верхнем лобовом листе – откидывающийся волноотражающий щиток.
В конце двадцатого века эта БМП успела поучаствовать практически во всех вооруженных конфликтах на территории бывшей СФРЮ.
______
Монстры с подвесными моторами: китайцы вдохновлялись японскими разработками Второй мировой войны
Источник: admin
15.12.2012 18:47
Версия для печати