В начале 90-х годов конструкторы ГАЗа работали над модернизацией уже имеющейся в войсках техники, а также и над новейшими машинами.
В результате на выставке в Нижнем Новгороде в 1994 году впервые был представлен пушечный вариант "восьмидесятки" - БТР-80А. На этой же выставке впервые лично для Министра обороны России был показан БТР-90. На выставке в Нижнем Новгороде впервые были засвечены: "высокомобильный автомобиль многоцелевого назначения ГАЗ-39371 "Водник" и "Специальный инкассаторский автомобиль ГАЗ-3934".
"Специальный инкассаторский автомобиль ГАЗ-3934" (фото АМЗ)
Созданный с использованием узлов БТР-80, этот специальный автомобиль средней грузоподъемности предназначался для перевозки ценных грузов по бездорожью. Автомобиль весит 6500 кг и может перевозить 2 тонны груза. Количество посадочных мест – до четырех. На машине устанавливался дизельный двигатель ГАЗ-542.10 мощностью 125 л.с. Максимальная скорость на шоссе - до 110 км/ч. Запас хода по топливу - около 500 км. Высота машины - 2100 мм. Ширина такая же. Длина - 5500 мм. Дорожный просвет 400 мм.
ГАЗ-3934 в цехе АМЗ( фото "Вестника Мордовии")
У автомобиля полностью бронированный корпус и пуленепробиваемые стекла. Независимая подвеска каждого колеса. Автоматическая подкачка шин позволяет осуществлять движение с тремя пулевыми пробоинами. СИАМ оборудовался дверями с замками повышенной секретности с автоблокировкой. На крыше устанавливался кондиционер. Машина имела современные на то время средства связи и навигационные приборы. Внутренние отсеки бронировались плитами из стали Ц-82 толщиной 4 мм.
Нет точных данных, насколько эта модель ГАЗа была успешна на рынке инкассаторских машин, но ею заинтересовались силовые структуры. Тем более, кроме перевозки денег ГАЗ-3834 изначально задумывался для более широких целей, в частности, как спецмашина для правоохранительных органов. Она проходила испытание в ОМОН.
ГАЗ-3934 в цехе АМЗ( фото "Вестника Мордовии")
В следующий раз после выставки в Нижнем Новгороде автор встретил автомобиль данного типа в феврале 1995 года, в Моздоке, у штаба группировки федеральных сил. Нет точных данных, сколько таких машин, переоборудованных в пассажирские, использовалось на Северном Кавказе, но они время от времени мелькали в различных репортажах из этого "горячего региона".
ГАЗ-3934 в Чечне.(фото: "Танки в боях за Грозный", размешенно с разрешения автора книги)
Есть сведения, что, по крайней мере, одна машина использовалась в бригаде внутренних войск уже во время второй компании в Чечне.
В 1997 году автору довелось побывать на Арзамаском машиностроительном заводе, как раз в это время туда вернулись после обкатки в одном из отрядов ОМОН несколько таких автомобилей. По словам заводчан, эти машины хорошо себя показали во время эксплуатации, и решался вопрос об их серийном производстве.
Там же, на заводе автор узнал о новой модификации СИАМа - ГАЗ-39344. Он отличался установкой башни с крупнокалиберных пулеметом КПВТ с боекомплектом 500 патронов в 10 коробках. Пулеметом ПКТ -2000 патронов в 8 коробках. Углы наведения от -4 до +60 градусов. Наибольшая дальность стрельбы до 2000 метров из КПВТ и до 1500 м из ПКТ.
Машина стала способна перевозить до 7 человек. Запас хода увеличился до 700 км. Правда, возрос и вес - до 7 тонн. В результате уменьшилась скорость – до 95 км/ч.
Работники АМЗ мне с гордостью сообщили, что одна из российских спецслужб закупила крупную партию таких автомобилей. Что любопытно, эти машины были на вооружении силовиков буквально до недавнего времени.
К сожалению, наступивший в 1998 году мощнейший экономический кризис, по сути, поставил крест на дальнейших закупках машин данной модели. А когда финансовое положение у силовиков снова улучшилось, то поменялись приоритеты и задачи, для решения которых потребовались уже другие машины.
______