Мы приносим новости

 

Танкист Александр Большаков: Мне БТ-7 нравился больше, чем Т-34

Один из символов бронетанковой мощи страны Советов были танки серии БТ. До сих пор всех, кто видит кадры кинохроники с их участием, восхищают их скоростные и маневренные характеристики. (СМОТРИМ ВИДЕО единственного оставшегося на ходу танка БТ-7)

 
В свое время автору довелось пообщаться с танкистом, который в далеком 1938 году начал службу на танках БТ-5 и БТ-7. Александр Иванович Большаков родился в 1918 году в селе Обшаровка Приволжского района Куйбышевской области. В Армию его призвали в августе 1938 года - в Песчанку, танковое подразделение под Читой. Впоследствии ему пришлось воевать с японцами на реке Халхин-Гол.
 
- Наше учебное подразделение было единицей танковой бригады,  Она стояла в Монголии, а учили в Песчанке. Потом мы тоже попали за границу. Я должен был быть командиром танка. У командиров ставка в учебе была на овладение всеми специальностями. Чтобы, если нужно, я мог заменить и водителя.
 
- Что представляли собой учебные стрельбы?
 
- Стреляли по мишеням-щитам 1х1 с дистанции 600-800 метров. Чтобы произвести выстрел, обязательно останавливались, т.к. считалось, что сцепление могло сорвать отдачей. На БТ с ходу вообще стрелять запрещалось. Нужно было обязательно остановиться. Когда едем, я кричу механику: "Дорожка!", - заряжающему: "Заряжай!". Как только выстрел произведен, механик отпускает педаль, и пошел вперед, до следующего выстрела. Можно сказать, что все было доведено до автоматизма.
 
- Как часто занимались стрельбами?
 
- Часто, по программе командира роты. Например, упражнение по движущимся мишеням: Т-26 тянул мишень, по ней мы и работали. Если откровенно, полигон был знакомым, и стрелять было легко.
 
-Правда ли, что танкисты не любили стабилизаторы на БТ-7?
 
- В самом деле, сложные они для нас были, поэтому мы их отключали. Как? Сами не занимались, обращались к ремонтникам, там были специалисты по прицелам. Со стабилизатором нужно точно определить дистанцию, иначе наводи не наводи, пушка не выстрелит. А дистанцию определяли на глаз, помножишь в уме и получишь, сколько нужно.
 
- Много нареканий было по поводу трехскоростной коробки. Что та, якобы, была настолько сложной в обращении, что ее эксплуатировать мог только опытный механик-водитель. А неопытный, чтобы переключить, вынужден был даже останавливаться.
 
- Мы переключали на ходу эти трехскоростные коробки (четвертая скорость на ней задняя), я не помню, чтобы были какие-либо проблемы.
 
- Расскажите по зенитные пулеметы.
 
- ДТ ставили не на все танки. Но они у нас были, хотя тогда мы считали, что реально в летящий самолет попасть очень трудно. В принципе, это возможно, вот только какой ущерб нанесет оно, такое вот попадание...
 
- Радиостанции были на всех машинах или только на командирских?
- На БТ-7 на всех, БТ-71-ТК-1. Станции работали хорошо, но были громоздкими. Устанавливались в нише башни: с одной стороны приемник, с другой передатчик, а в середине "унформер", он электроэнергию вырабатывал.
 
- Насколько в БТ было тесно? Угорали от пороховых газов?
 
- Насколько, не знаю, но тесно. Развернуться негде, в бою гильзы летят, дым, дышать нечем. Вентиляции нет, вот на "тридцатьчетверке" вентиляция уже появилась. По поводу угорали или нет, вот, что мне вспомнилось. В году 43-м, зимой, мы танки в землю закапывали, устраивали "парники", чтобы они всегда теплыми были. Рыли ров глубиной 4 м, шириной 3,5 м и длиной 25 м. Загоняли танки по три штуки, накладывали настил из бревен, из брезента делали "ворота". И начинали внутри топить. В это время в Монголии морозы были под 60. А мы были в полной боевой: боекомплект, топливо и масло. Если что, готовы выехать по первому приказу. Правда, когда приказ пришел, вышел инцидент. Первым завели танк, который стоял последним. В результате экипажи двух первых машин угорели. Не насмерть - сознание потеряли.
 
-Кстати, какую максимальную скорость Вы выжимали на занятиях? И как много упражнялись в езде на колесах?
 
- На колесах мы очень мало ездили. А на гусеницах спокойно делали 65-70 км/час. Если говорить о плавности хода, то по кочкам, конечно, трясет. А по нормальной дороге все было хорошо. Часто даже высыпался во время марша.
 
- Танк от руля управлялся легко?
 
- Да, у меня особых проблем не было. Надо отметить, что я на БТ-7 6 лет служил. Из них полтора года на учебном танке. Мы два двигателя за это время сменили. Двигатель его мне запомнился надежным, по 450 часов отрабатывал. Помню, меняли двигатель в полевых условиях, что-то вроде практических занятий было. Подошла летучка, на ЗиС-5 кажется. Мастера сняли верхнюю броню моторного отделения, жалюзи, радиатор, краном убрали старый мотор. Кроме того, заменили коробку передач, отцентровали ее. Стали ставить новый двигатель и все остальное в обратном порядке. На поле мы приехали часов в 10 утра, а в 7 вечера танк уже был на готов. Механик Вася Паньков забрался в танк, проверил его, прогазовал. Потом говорит: "Давай обкатку сделаем". Все уселись на броню, и Вася начал на всех скоростях гонять. Меня их начальник спрашивает: "Ну как, претензии будут?" Я своему механику: "Мол, как?". А он: "Капризов нет". Подписали акт и рванули в парк боевых машин.
 
-Когда Вы узнали о предстоящих боевых действиях с японцами?
 
После "учебки" попал служить в 11-ю бригаду легких танков в городе Ундурхан. Город хоть и был третьим по величине в Монголии, но деревня деревней. Всего где-то полторы сотни строений, из них всего два десятка бревенчатых домов, остальные - большие юрты. Кстати, граница с Монголией была почти условной – лишь вспаханная контрольная полоса. Не было даже столбов с колючей проволокой. Лишь на переездах дежурили монгольские пограничники в нашей советской форме. В моем экипаже, кроме меня еще были парень из Саратова, башнер Иван Сатаров, и механик-водитель - украинец Вася Панькин. Личный состав жил в казармах, а боевые машины стояли в парках под брезентом, там же были маслогрейки - вода, масло, аккумуляторы. У меня танк был учебный, и его гоняли почти каждые сутки, а те, что на консервации, только обслуживали и почти не заводили. В первых числах июля сыграли боевую тревогу
 
-К месту боев передвигались, сняв гусеницы?
 
- 600 км, даже меньше, проехали на колесах. Всего в нашей колонне было около 200 танков. Чтобы пыль не мешала, шли несколькими маршрутами. Всего управились за 10 часов, с одной короткой остановкой на дозаправку.
 
- Какую максимальную скорость развивали?
 
- Те танки, что шли впереди, километров 50, а задние – по 70 давали. Ехали внутри машин с открытыми люками. Механики – в очках.
 
- Ощущение того, что едете на войну, было?
 
- Да нет, вообще-то насколько я помню, у меня было такое ощущение, что начались внеплановые учения.
 
- Вас сразу бросили в бой?
 
- Да, без пехоты. Вначале, не доехав до реки, вновь натянули гусеницы. Японцы уже заняли оборону, а у нас только разведчики пошли. Ну, какой обзор на БТ? Всего 15 градусов. Что из него увидишь? Даже толком не понимаешь, попал или нет. Механик мне говорит: "Впереди пушка!" Я стреляю. Пыль, гарь, продолжаем ехать вперед. И так всегда.
 
- Страх испытывали?
 
- Да какой страх… Это как работа. Солдат есть солдат. Может, глаза и боятся, а руки должны свое дело делать. Иначе нельзя.
 
- А когда вы наступали, видели, чтобы какой-то из соседних танков загорелся?
 
- Некогда смотреть было… Все больше старались обнаружить цели. Так что, я не помню, чтобы мы, атакуя, видели, чтобы в кого-то попали.
 
- Потери были сильные?
 
- В роте из 17 танков через полтора часа боя осталось 11 машин. Два экипажа залезли в реку. У Квашева механик-водитель погиб. Они, чтобы танк японцам исправным не достался, аккумулятор замкнули, плеснули бензина. И давай деру! В атаку практически каждый день ходили. Вели стрельбу с места и с ходу. Главная задача – уничтожать пехоту противника.
 
- Вас самих-то подбивали?
 
- Да, мелочи…Гусеницу разбили. Хорошо, что в топливный бак не попали. Мы сразу принялись заменять разбитый трак. Пехота нас охраняла, и поэтому управились быстро. И снова - в бой!
 
- Доводилось ли встречаться с японскими танками?
 
- Я их видел. На башнях у них нарисовано восходящее солнце – красное. Однако в бою с их стороны они не участвовали. Против нас была артиллерия и пехота. С танками пришлось столкнуться уже на равнине, за рекой Халхин-Гол.
 
- И много было этих танков?
 
- Да разве я увижу? Стреляешь по тому, что в прицеле. А попал ли…Я уж сейчас точно не помню, но, кажется, мы наступали, а они вели огонь с места. Но я не знаю, попал я из своей пушки в них или как…
 
-А Жукова Вы видели?
 
- Уже после окончания военных действий. В то время в нашу часть наехало много начальства. Среди них-то и был Георгий Константинович. Но разглядывать мне его особо не пришлось. Я тогда свой танк ремонтировал. А они все ходили, интересовались, высматривали.
- Помните начало войны, 41-й год?
 
- Боялись, что японцы воспользуются ситуацией и нападут на нас. На Западный фронт от нас брали пехоту, танкистов тоже брали. Но всегда оставляли на каждой машине механика и командира. Один раз на запад забирали и технику. Но сколько, я уже не помню. Часто были тревоги. Проверяли боеготовность. В 42-м году мы поехали на новое место дислокации. Якобы, чтобы японская разведка потеряла наш след. Стали располагаться на новом месте, но тут сообщили, что противник вскрыл место нашей дислокации, и нас вернули на зимние квартиры. В 43-м нас опять перебросили к границе. Придали двум стрелковым дивизиям. Потом я оказался в 25-й механизированной бригаде и до 44-го года прослужил там. У нас была очень напряженная боевая подготовка. Тактика, стрельбы, вождение, рыли капониры, тщательно следили за танками, чтоб они всегда были в боевой готовности.
 
- Как вы стали артиллеристом?
 
- В августе 44-го года со штаба армии пришла разнарядка: отправить в офицерскую школу города Балашов на переквалификацию четырех офицеров. Стали мы там осваивать Су-76. Первое, что бросилось в глаза – она открытая, ни потолка, ни зада, скорость маленькая. Предназначалась для сопровождения пехоты. Я ее хорошо водил. Управляется Су-76 не труднее БТ. У нее было два двигателя. Проблем с синхронизацией у меня в батарее не было. Только один случай. Я тогда в Калининграде служил. В 52-м году сыграли тревогу. Я выехал на первой машине. Смотрю, из машины командира взвода повалил дым. Оказалось, оторвался шатун от поршня, и этим шатуном повредило корпус мотора. Масло вылилось и загорелось. У наводчика Мерзлякова был огнетушитель. Из него он и сбил пламя. Потом мы его отремонтировали, машину отбуксировали в бокс и до нее не дотрагивались до тех пор, пока представитель из Горького, с завода не приехал. Долго разбирались, но все-таки доказали, что поломка произошла из-за заводского дефекта.
 
- С японцами еще раз сразились в 45-м?
 
-Да. 12 апреля 45-го мы стояли в Подмосковье. Командир нас вызвал и говорит: "Будем завтра грузиться". Завели моторы и поехали на станцию. Там специальная бригада механиков загоняла самоходки на платформы, а мы закрепляли их. Куда едем – не знали, писем писать не разрешали. Оказалось, что мы двинулись на Дальний Восток. Мы-то думали, что нам еще придется немного повоевать на Западном фронте. Я командовал первой батареей. Приехали. Поскольку самоходки зимой были окрашены в белый цвет, приказали счищать краску. В городе Бикин Хабаровского Края мы и расположились. Ближе к августу начали разведывать пути передвижения к границе. 8 августа, в дождь, пошли в сторону границы. Мы должны были поддерживать стрелковый батальон. Пять моих машин погрузили на паром. В самоходках остались только механики. Никак не могли высадиться на берег. Несколько раз садились на мель. Высадились только ночью. Куда стрелять – не знаем. Решили отвечать огнем на огонь. Боев практически не было. Японцы отступали. Время от времени случались мелкие стычки с их пехотой. Наша часть до Харбина не дошла, 2 сентября получил приказ остановиться, а 3-го пришел войне конец. Нас вернули обратно в Бикин, затем отправили в Комсомольск-на-Амуре. Где наш дивизион расформировали. Меня направили на Камчатку. Я там 5 лет служил в 34-м танко-самоходном полку.
 
- На Т-34 доводилось ездить?
 
- Тяжеловатые они, по сравнению с БТ. К тому же, управление отрегулировано, где как. Мне БТ больше нравился. После Камчатки я два года служил в Калининграде. В августе 53-го уволили по сокращению штатов. Вот такой была моя армейская жизнь.
 
 
 
_______
 
 
 
 
 
 
 
 

В Казахстане разработана собственная версия модернизации Т-72

Т-90 на параде: танки из Нижнего Тагила все-таки пройдут по улицам Екатеринбурга

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Украинская тяжелая БМТ-72 имеет советские корни

Украина намерена предложить Индии модернизировать российские Т-90С?

Устаревшие российские БМД можно превратить в технику XXI века

Секретный советский танк из 70-х годов – челябинский Объект 780

Т-90 и "Арджун" получат бронированную помощницу: индусы собираются сделать БМП нового поколения

Индийский мутант: для чего скрестили российскую БМП-2 с грузовиком?

 
 
 
 

Танк-загадка "Молот" - несостоявшаяся революция 90-х годов    

Танки идут под воду - от Т-54 до Арматы 

 
 
 
 
 
 
 

Сверхдальнобойная пушка КНДР – малоизвестная участница ирано-иракской войны

Современным войнам – современные танки  

 
Грузия заявила о создании БМП собственной разработки

"Летающий танк", сделанный по стелс-технологиям, заменит Су-25 через 12 лет 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

В семействе "Курганец-25" будет плавающая БМП 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
См. ВИДЕО  1 и 2.
 
 
 

Виктор Мураховский: Т-55 один из лучших в мировом танкостроении 

Иран проводит самостоятельную модернизацию танков Т-72

 
 
 
 
 
 
   

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Версия для печати

Автор: admin
В регионах ПФО
09 июль 2020 10:27
09
июль
10:27
layer up

В регионах округа объявлен старт регистрации на Молодежный форум «iВолга 2020»

Форум «iВолга» в 2020 году пройдет в онлайн-формате с 24 по 28 августа. На платформе сайта будут реализованы образовательная и культурно-досуговая программы, а также конкурс грантов Фонда содействия развитию институтов гражданского общества в ПФО и конкурс проектов Росмолодежи. Грантовый фонд окружного конкурса проектов в этом году составит более 10 млн. рублей.

07 июль 2020 18:37
07
июль
18:37
layer up

ПФО запускает новый окружной проект – Фестиваль стрит-арта «ФормARТ»

7 июля 2020 года по инициативе полномочного представителя Президента РФ в ПФО Игоря Комарова в округе официально дан старт новому окружному проекту, направленному на развитие уличного искусства «ФормАRТ».

03 июль 2020 10:33
03
июль
10:33
layer up

Почетное звание «Город трудовой доблести» присвоено восьми городам Приволжского федерального округа

2 июля 2020 года Президент России Владимир Путин в ходе заседания Российского организационного комитета «Победа» принял решение о присвоении звания «Город трудовой доблести» 20 городам, восемь из которых – это административные центры регионов Приволжского федерального округа: Ижевск, Казань, Нижний Новгород, Пермь, Самара, Саратов, Ульяновск и Уфа. Города Приволжья были названы и в числе лидеров по активности поддержавших их жителей.

06 май 2020 11:31
06
май
11:31
layer up

10 тысяч "Открыток Победы" нарисовали жители Приволжья

10 тысяч жителей всех 14 регионов Приволжского федерального округа стали участниками проекта "Открытки Победы" на сайте пфопобеда.рф. Работы были присланы менее чем за две недели, отмечают организаторы.

25 апрель 2020 12:57
25
апрель
12:57
layer up

Игорь Комаров проверил работу ещё пяти регионов ПФО по противодействию COVID-19

В Приволжском федеральном округе в рамках исполнения поручения Президента России Владимира Путина продолжается проверка готовности систем здравоохранения регионов к оказанию медицинской помощи при разных сценариях распространения коронавируса.

В СЕТИ

Загрузка...

Загрузка...

 

 

Яндекс.Погода